Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Радуга» г. Петровска Саратовской области
Районное методическое объединение специалистов
«Использование современных образовательных методов и технологий как средство гармоничного развития личности»
Тема выступления: Формирование функциональной грамотности дошкольников старшего возраста на занятиях по физической культуре.
Инструктор по физической культуре
МБДОУ д/с № 16 «Радуга»
Жирнова О.В.
Г. Петровск
Февраль 2022 г.
Здравствуйте коллеги! Вашему вниманию предоставляю опыт работы «Формирование функциональной грамотности дошкольников старшего возраста на занятиях по физическому развитию».
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности.
Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача актуальна и для дошкольного образования.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают базовой основой чтения, письма, математики, основами естественно-научных представлений, социально-коммуникативной компетентностью и это является той благодатной почвой, которая впоследствии поможет детям приобретать и добывать знания самостоятельно, уметь общаться со взрослыми, педагогами и сверстниками, применять полученные знания в жизни.
Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – способность дошкольника вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность УУД).
|
Таким образом, функциональная грамотность связана с готовностью ребенка:
- добывать знания;
- применять знания и умения;
- оценивать знания и умения;
- осуществлять саморазвитие
Задача педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.
Как развивать функциональную грамотность дошкольников старшего возраста на занятиях по физическому развитию?
Ведь область «Физическое развитие» в корне отличается от других образовательных областях дошкольного образования. Главной задачей на занятиях по физическому развитию является обеспечение максимальной двигательной активности детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать о теоретических сведениях. Это могут быть сведения о видах спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнений, пример возможных ошибок и как их избежать, как сохранить и укрепить свое здоровье и т.д.
Какие ключевые компетенции формирует инструктор по физической культуре на занятиях по физическому развитию?
- Развитие опыта межличностного общения.
- Формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков.
- Развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности воспитанников.
- Воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности.
|
- Формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта.
-Воспитание моральных и волевых качеств.
Актуальность формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников обязывает педагога-дошкольника искать новых идей, новые формы работы, применять новые технологии, позволяющие оптимизировать образовательную деятельность с современным ребенком.
Участие в реализации проекта региональной инновационной площадки по теме «Парциальная программа с использованием бадминтона по направлению «Физическое развитие» в соответствии с требованиями ФГОС ДО» позволило мне по иному посмотреть на обучение спортивной игре в бадминтон.
Как формировать функциональную грамотность, старших дошкольников через спортивную игру бадминтон?
Формирование математической грамотности
В занятие по обучению игре в бадминтон вводила упражнения и задания, которые опираются на уже имеющиеся математические знания и умения детей.
Дети могут | Примеры |
Счет | |
устанавливать и моделировать числовое соответствие в пределах 5-10, подбирая заданное устно педагогом количество предметов | Инструкции при раздаче инвентаря: взять по одной ракетке, по два волана и т.д. |
подсчитывать количество объектов с помощью натуральных чисел в пределах 10, ведя подсчет единицами и называя цифры 1- 10 | При выборе ведущего или для объединения вместе так, как того требуют считалочки, предполагающие прямой счет и называние чисел в обратном порядке в пределах 10 Задания: - Подбрось волан левой (правой) рукой указанное количество раз; - Жонглируй открытой стороной ракетки воздушный шарик (волан) на три меньше, чем дней в неделю; -Посчитай количество подбиваний волана до того как он упал; -Перекинь волан через пять кубиков; - Подпрыгни (приседание, наклоны, подбрасывание мяча) столько раз на двух ногах, на какую цифру ты метнул волан). |
оценивать «на глаз» и сравнивать группы предметов | При сравнении количества игроков в командах: В какой команде игроков больше? Что нужно сделать, чтобы соревнования получились честными, если в одной из команд игроков меньше, чем в другой? |
Вести порядковый счет | При построении: расчет «Порядку», «На первый - второй». |
Величины | |
Выявлять, описывать и сравнивать реальные объекты по признакам, их характеризующим, в форме высказываний или действий с ними. | При сравнивании воланов разной тяжести дети могут формулировать следующее высказывание «Волан с синей полоской тяжелее, чем с зеленой», при сравнении скорости полета воланов «Ванин волан летит дальше, потому что…». |
Пространственные отношения | |
устанавливать и моделировать пространственные отношения: выше, ниже, сбоку, справа, слева, рядом с, перед, за/сзади, между и т.п. в устной форме при описании положения какого-либо объекта относительно заданного или в виде практических действий. | Выполнение ОРУ с ракеткой и воланом: -Положите ракетку перед собой (Справа, слева от себя). -Повороты направо, налево, кругом. -Встаньте через круг друг от друга, -Встань рядом с Сашей. Встань сбоку от Вовы. Таня, встань пред Машей и слева от Лены. |
|