Способ центровки по замерам с помощью лекальной линейки и угольника




Методические указания

по выполнению лабораторных работ

"Монтаж механизмов с центровкой по сопрягаемым поверхностям"

дисциплина: Монтаж, ремонт и техническое обслуживание СЭУ

 

Продолжительность - 4 часа

г. Северодвинск 2011

Цель лабораторной работы

В процессе подготовки и проведения лабораторной работы студенты закрепят материал по методам и способам центровки координируемых механизмов судов и кораблей. Кроме того, учащиеся получат практические навыки по определению изломов и смещений в составных конструкциях, от качества монтажа которых зависит эксплуатационная надежность энергетической установки в целом, научатся пользоваться средствами линейных измерений.

Цель лабораторной работы достигается путем:

— изучения практического материала по теме;

— подготовки к лабораторной работе;

— проведения лабораторной работы;

— обработки данных и выполнения расчетов;

— формирования выводов и принятием решений.

Основные теоретические положения

Центровка механизмов может выполняться двумя методами:

— по сопрягаемым поверхностям;

— по теоретической оси с помощью оптических систем по базовым точкам.
Качество центровки определяет эксплуатационную надежность работы механизмов.
При центровке по сопрягаемым поверхностям базовым для центруемого механизма является смежное оборудование, а по теоретической оси - реперные точки, которые отмечают специальные рабочие (проверщики).

По сопрягаемым поверхностям, например, выполняют монтаж валопроводов или центровку главного двигателя по смонтированному валопроводу.

Выбор метода зависит от фактического состояния работ на судне. По разным причинам поставка главного двигателя может задерживаться, поэтому с целью продвижения работ будут выполнять монтаж валопровода, а затем к нему "подцентруют" главный двигатель. В случае обратной ситуации, смонтируют главный двигатель, отцентруют его по теоретической оси валопровода, а валопровод смонтируют позже и "подцентруют" к главному двигателю.

В настоящей работе центровку по сопрягаемым поверхностям рассмотрим на примере монтажа валопровода.

После укладки валов в подшипники приступают к центровке валопровода по фланцам. В первую очередь валы должны быть уложены на подшипники таким образом, чтобы их геометрические оси совпали с теоретической осью валопровода в пределах допустимых отклонений. При этом за базу принимают гребной вал, и каждый последующий вал центруют по предыдущему.

Во взаимном расположении базового и центруемого валов могут иметь место излом, смещение или излом и смещение одновременно.

Если ось центруемого вала является продолжением оси базового вала, но составляет с ней некоторый угол, - имеет место излом оси; если ось центруемого вала не совпадает с осью базового, но параллельна ей, то говорят, что центруемый вал "смещен" по отношению к базовому; если ось центруемого вала расположена произвольно по отношению к базовому, то имеют место излом и смещение одновременно.

Излом и смещение сопрягаемых поверхностей центруемых валов в общем случае могут находиться в различных плоскостях, однако, для упрощения, центровку производят в двух взаимно перпендикулярных плоскостях - вертикальной и горизонтальной.

На излом и смещение сопрягаемых поверхностей устанавливаются нормы:

а) для валопроводов:

- излом не более 0,20 мм/м;

- смещение не более 0,15 мм;

б) для двигателя:

- излом не более 0,15 мм/м;

- смещение не более 0,1 мм.

На практике излом и смещение вычисляют по формулам, рассчитанным по величинам замеров в соединениях валов, которые выполняют двумя способами:

 

а) с помощью лекальной линейки или угольника;

б) с помощью двух парных (двупарных) стрел.

Центровка с замерами по линейке (угольнику) имеет преимущественное распространение, так как она более проста и исключает необходимость поворота валов. Однако во всех случаях с зубчатыми, кулачковыми и полузакрытыми муфтами, а также с фланцами разных диаметров или недостаточной толщины, центровку производят с помощью стрел. Способ центровки с использованием стрел более точный. Значения излома и смещения обозначают как: φ - излом, мм/м; δ - смещение, мм.

Способ центровки по замерам с помощью лекальной линейки и угольника

 

Замеры по линейке (угольнику) рассмотрим с использованием рис.1 и рис.2.

3




2



Рис.1 Измерение излома

1 - вал базовый

2 - вал центруемый


Рис.2 Измерение смещения

1 - вал базовый

2 - вал центруемый

3 - линейка


 

Центруемый вал подвигают к базовому так, чтобы зазор между фланцами составлял 0,5... 1 мм. Затем для определения излома замеряют расстояние между передними кромками фланцев валов. Для определения смещения к поверхности фланцев базового вала прикладывают линейку (угольник) и измеряют щупом зазор между передней кромкой фланцев центруемого вала и линейкой (угольником). Измерения выполняют сверху, снизу, с правого и левого бортов. Величины замеров записывают и выполняют расчеты.

Обозначим величины замеров:

bв и bн - величина зазора между кромками фланцев сверху и снизу, мм;

bПБ и bЛБ - величина зазора между кромками фланцев с правого и левого бортов, мм;

ав и ан - величина смещения сверху и снизу фланцев, мм;

аПБ и аЛБ - величина смещения с правого и левого бортов фланцев, мм;

Dфл - диаметр фланца центруемого вала, м.

Тогда, излом будет рассчитан по формулам: φв=(bв - bн)/ Dфл, мм/м;

φг=(bПБbЛБ)/ Dфл, мм/м;

а смещение по формулам: δв=(ав + ан)/ 2, мм;

δг=(аПБ + аЛБ)/2, мм;

где φв , φг – величина излома в вертикальной и горизонтальной плоскостях, мм/м;

δв , δг – величина смещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, мм;

Если величина излома и смещения не соответствуют нормам допуска, центрируемый вал за счет перемещения фундамента подшипников «подцентровывают». При этом целесообразно вначале устранить излом, а затем смещения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: