Методике «План Уайта»
№ | Название этапа | Характеристика этапа |
Технический проект | Это набор документов и спецификаций, которые описывают устройство, архитектуру и состав системы в целом и ее отдельных модулей. | |
Начальная переподготовка | Обучение персонала, который затем будет работать над внедрением системы. | |
Планирование | Стратегия автоматизации должна соответствовать общей стратегии бизнеса, а также соотноситься с критическими факторами успеха. | |
Управление данными | Первостепенные и второстепенные данные; в первостепенных данных неточность недопустима, второстепенные позволяют некоторый разброс параметров. | |
Параллельное внедрение | Целесообразно внедрение новых технологий параллельно в различных областях деятельности компании. | |
Выбор системы | Выбор поставщика и системы. | |
Ввод в эксплуатацию | Использование одного из существующих способов ввода системы в эксплуатацию. | |
Этапы развития функциональности | Разработка прототипа, доведение прототипа по полнофункциональной версии системы. | |
Оценка результатов | Оценка успешности проекта внедрения, Выводы, уроки. | |
Анализ текущего состояния | Выявление, какие задачи, процессы выполнены эффективно, какие требуют изменений и доработок. | |
Постоянная переподготовка | Реализуется на всем протяжении работы системы. |
Технический проект. В основе технического проекта лежит техническое задание. Проект содержит результаты детального проектирования, спецификации каждого компонента, связи между компонентами, элементами в системе, требования к тестам, описание интеграции компонентов в единую систему.
|
В отечественной практике итоги предпроектного обследования (а это техническое задание и технический проект) часто интегрируются в единый документ, которым и является техническое задание.
Начальная переподготовка. Цель начальной переподготовки — обучение персонала, который затем будет работать над внедрением системы.
Вначале здесь необходимо определить экспертов — сотрудников компании-заказчика, которые знают участок, где внедряется информационная система, лучше других. Они смогут квалифицированно оценить функционал системы на своем участке и проанализировать удобство интерфейса и т. д.
Планирование. На предприятии существуют (вообще, должны существовать) два плана автоматизации: стратегический и оперативный.
Стратегический план содержит следующие основные принципы: цели, способ автоматизации (комплексная, кустовая и т. д.), долгосрочная техническая политика (стандарты и т. д.); ограничения (финансовые, временные и т. д.).
Стратегия автоматизации обязана коррелировать с общей стратегией бизнеса. Имеет право на существование подход, связанный с определением и анализом критических факторов успеха.
Но здесь есть следующие недостатки: критические факторы успеха не всегда совпадают с целями и задачами компании.
Критические факторы успеха следует пересматривать один раз в три месяца. На основе анализа необходимо корректировать стратегический план автоматизации.
Управление данными. В методологии Уайта данные подразделяются на первостепенные и второстепенные.
|
В первостепенных данных точность должна быть обеспечена. Второстепенные данные позволяют некоторый разброс параметров.
Для того чтобы реализовать эффективное управление данными, следует:
‑ осуществить переподготовку персонала (разъяснить персоналу, почему следует обеспечить требуемую точность данных);
‑ внедрить систему персональной ответственности;
‑ реализовать контроль.
Параллельное внедрение. Целесообразно внедрение новых технологий параллельно в различных областях деятельности (бухгалтерия, персонал, производство, контроль качества, логистика и т. д.).
Здесь существенно снижается общее время внедрения, улучшается интегрирование отдельных модулей. Проведение интеграции на раннем этапе серьезно снижает трудоемкость работ.
Выбор системы. К сожалению, этот этап реализуется в России не в полной мере.
Это происходит в силу того, что проект по внедрению реализует разработчик / поставщик конкретной системы. Поэтому фирма, «привязанная» к конкретной системе, продвигает именно эту систему. В этом случае речь о реальном выборе не идет.
Зачастую было бы полезно прибегнуть к услугам независимых консультантов, которые не «привязаны» к конкретному ИТ-решению. Их подход более объективен. Эти компании имеют возможность сосредоточиться на исследовании бизнес-процессов и поиске ИС, способной повысить эффективность работы предприятия.
Ввод в эксплуатацию. Существует несколько способов приступить к использованию новой системы. Это параллельная стратегия, скачок (шоковая терапия), опытная эксплуатация пилотного проекта, «узкое место». Повторим их, сведем в табл. 4.8.
Таблица 4.8