Досочинение до периода мелодического фрагмента с сохранением жанровых особенностей в той же или параллельной тональности (довести до тоники). Возможно использование приемов варьирования, секвенций, например:
III. «Крепкие теоретические знания»
3.1 Выбор правильного варианта группировки длительностей из предложенных в размерах 2/4, ¾ (обвести) – в предложенном примере правильным может быть и А, и Б
А)
Б)
В) Г)
3.2 Построение, определение, проверка правильности построения и обозначения интервалов и аккордов от звуков и в тональности с разрешением. Интервалы и аккорды могут быть как одинарными, так и в цепочках.
Например, проверить, правильно ли подписаны следующие интервалы, аккорды. Зачеркнуть, исправить неправильные обозначения:
Ув.4 М64 D7
D2
;
|
Или, какая из последовательностей аккордов в тональности c-moll (гарм.) соответствует данной цифровке:
T6 - D43 - 8T53 - S64 - T53 (правильно В)
3.3 Построение звукорядов тональностей.
Например, ми бемоль – вторая ступень. Указать все варианты ответа (Des-dur, des-moll, фригийский).
Может ли нота «си» быть VI ступенью мелодического ре минора (нет, только си бекар),
Если звук «си» - VII ступень, то это может быть тональность … (до мажор, до минор гарм., до минор мелод.)
3.4 Определение тональности мелодического фрагмента по случайным знакам
Des-dur
D-dur гарм.
3.5 Найти неточности в формулировке, исправить, например:
1)Лад – объединение ряда звуков на основе их дифференциации по признаку высотности (правильно - Система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тяготением к устойчивому центру)
2)Основной тон (прима) в квартсекстаккорде располагается в нижнем голосе (правильно – в среднем голосе)
3)строение верхнего тетрахорда гармонического минора б.2+б.2+м.2 (правильно м.2+ув.2+м.2)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Требования
- Интервалы: простые диатонические интервалы, тритоны в натур. и гарм. видах мажора и минора, характерные интервалы.
- Три вида мажора и минора.
- Тональности: до 6 знаков при ключе.
- Аккорды вне лада: Б53, М53, Б6, М6, Б64, М64, D7 с обращениями, мVII7, умVII7, Ув53, Ум53.
- Аккорды в тональности: Трезвучия главных ступеней с обращениями и разрешениями, D7 с обращениями и разрешением, мVII7, умVII7 с разрешением 2 способами, Ув53, Ум53 (в натуральном и гармоническом виде) с разрешением.
- Проходящие и вспомогательные хроматизмы.
- Группировка в простых размерах.
Номинация «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Первый блок - письменно
Старшая группа
1.Определить на слух или по видеофрагменту произведение и его автора (по программе учебника: О.И. Аверьянова Отечественная муз. лит. ХХ века. 4 год обуч.) – 8 номеров
Список возможных произведений:
А.К.Лядов
Волшебное озеро
А.Н.Скрябин
прелюдия ор.11 №2 ля минор, этюд ор.8 ре-диез минор
С.В. Рахманинов
Прелюдия до-диез минор, муз. момент ор.16 ми минор,
концерт № 2 (все части без детализации),
романсы Не пой, красавица, Весенние воды
И.Ф.Стравинский
балет Петрушка,
С.С.Прокофьев
Кантата А.Невский: 2 ч. Песня об А.Невском, 4 ч. Вставайте, люди русские,
5 ч. Ледовое побоище, 6 ч. Мертвое поле,
Балет Ромео и Джульетта:
Дж-девочка - № 10 (сюита 2 № 2), Маски - № 12 (сюита 1 № 5), Танец рыцарей - № 13 (сюита 2 № 1), Мадригал - № 16 (сюита 1 № 3), Прощание перед разлукой – № 39 (сюита 2 № 5)
Симфония 7 (1 ч., + темы за доп. баллы)
Д.Д.Шостакович
Симфония 7 (1 ч. по ТТ)
Поэма Казнь С.Разина (начало)
Г.В.Свиридов
Поэма памяти С.Есенина (Небо как колокол), Метель (вальс)
В.А.Гаврилин
Балет Анюта (тарантелла, вальс),
Р.К.Щедрин
Кармен-сюита (сцена в таверне: кордебалет и выход-куплеты Тореадора)
2. Определить на слух основные элементы музыкальной речи в произведении (лад, жанровая основа, размер, особенности метро-ритма, темп, динамика, тембр инструментов симфонического оркестра и певческих голосов, особенности сопровождения, форма), заполнив таблицу, и сделать краткое заключение о музыкальном образе;
например,
Музыкально-выра-зительные средства | Произведение |
Лад, тон-ть | Минор |
Размер | 4/4 |
Жанр, жанровая основа темы | Марш (строевой) |
Особенности метроритма, характ. ритм. фигуры | Метрическая четкость, подчеркивание сильных долей, мягкий и острый пунктирный ритм, разнообразие ритмических формул, разделение фраз и мотивов паузами |
Темп | moderato (умеренный) |
Особенности динамики | динамические контрасты |
Тембр голоса солиста | Бас (Ф.Шаляпин) |
Особенности сопровождения | Есть фортепианное вступление, форт. отыгрыши |
Форма | Куплетно-вариационная или куплетная |
Музыкальный образ | Язвительно-саркастичный, сатирический, ироничный, театральная зримость |
Возм.название | М.П.Мусоргский песня Блоха |