Орфография – это система правил написания слов. Она определяет выбор между возможными вариантами букв.
Орфография основана на определенных началах и представляет компромисс нескольких принципов:
1. фонематический принцип – сущность этого принципа заключается в том, что фонемы на письме обозначаются тем знаком, который используется для ее обозначения в основной сильной позиции;
2. морфологический принцип – сущность этого принципа заключается в соблюдении единообразного написания одних и тех же морфем;
3. фонетический принцип – согласно этому принципу, некоторые слова пишутся так, как они произносятся (например, в соответствии с фонетическим принципом пишется «а, о» в приставках слов «розыск» и «разыскивать», а также Ыв корне этого слова и И в слове «искать»).
4. традиционный принцип – заключается в том, что те написания, которые соответствовали произношению в далеком прошлом языка, сохраняются, хотя далеки от его современных норм: правописание жи-ши, ча-ща, правописание окончаний прилагательных –ого/-его, -ага/ -яго, собака, молоко и т.д.
5. принцип дифференцированного написания – применяется тогда, когда с помощью правописания разграничиваются понятия, обозначаемые омофонами: поджог-поджег, Орел (город) - орел (птица), туш-тушь, дочь – ж.р., нож – м.р.
В русском письме фонематический принцип является ведущим. Именно с этим принципом связано большинство правил, изучаемых в младших классах: безударные гласные, сомнительные согласные, непроизносимые согласные и т.п. Для всех этих и других случаев вводится понятие «орфограмма». Орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух. Орфограмма определяется как "написание слова в том месте, где пишущий должен сделать выбор буквы для обозначения того или иного звука (фонемы)".
|
Существует две группы орфограмм: связанные с обозначением звуков (фонем) буквами и не связанные с обозначением звукового (фонемного) состава морфем.
В первой группе выделяют 2 вида орфограмм:
- орфограмма на месте слабых позиций звуков (фонем);
- орфограмма на месте сильных позиций (например, правописание жи-ши);
Во второй группе выделяют 4 вида орфограмм:
- прописная буква;
- слитное или раздельное написание;
- перенос;
- сокращение слов.
Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка. Орфографический навык – это автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека в условиях протекания ее в письменной форме. Орфографические действия автоматизируются медленно. Орфографический навык создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях. Психологи и методисты подчеркивают, что формирование орфографического навыка в решающей степени зависит от его первоначального этапа, т.е. от того, развито ли у учащихся способность обнаруживать места, которые надо писать по правилам.
Способность обнаруживать орфограмму принято называть орфографической зоркостью. Многие психологи (Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, П. С. Жедек, В. В. Репкин и др.) и методисты (М. Т. Баранов, М. Р. Львов, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовская, А. В. Текучев и др.) считают, что важнейшей причиной орфографических ошибок является отсутствие или несформированность орфографической зоркости. Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением. Орфографическая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического действия.
|
Орфографическое действие – это деятельность пишущего после осознания наличия орфограммы в слове. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, 1) какие знания и умения составляют его фундамент, 2) какими частными операциями доложен владеть ученик.
М. Р. Львов выделяет пять этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид;
3) определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
4) определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритмы решения;
5) решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму.
Ошибки учащихся классифицируются по причинам допускаемой ошибки:
1. ошибки, которые объясняются непониманием или неточным пониманием значения слов;
2. ошибки, обусловленные неумением выделить морфемы или находить границы морфем;
3. ошибки, зависящие от неправильного определения грамматических категорий и форм;
4. ошибки, возникающие в ходе неправильного ориентирования в структуре предложения;
|
5. ошибки, идущие от незнаний и ненормативных влияний (просторечия, жаргоны);
6. ошибки, вызванные слабой орфографической зоркостью;
7. ошибки памяти;
8. ошибки от неточного владения правилами и нарушения алгоритма проверки;
9. ошибки от неправильной догадки и переоценки своего языкового чутья;
10. ошибки из-за невнимания.
Классификация ошибок служит основой для их исправления и предупреждения, для диагностики, выбора тематики повторения.
Диагностика – это исследование причин как индивидуальной ошибки, так и определенного типа ошибок, допускаемых многими учениками. В диагностике ошибок используются методы статистики, накапливаются картотеки ошибок, вычисляется частотность их по типам.
Согласно школьной традиции, все допущенные учениками ошибки должны быть исправлены. Наилучший способ исправления – индивидуальная работа, т.к. сами ошибки носят личностный, индивидуальный характер. Ученик и учитель вместе проверяют написанное, находят ошибку. Второй вариант: учитель проверяет тетради, находит ошибки, отмечает их, но сам исправляет лишь в трудных случаях. Третий способ – фронтальная проверка написанного общего текста с устным комментированием всех или выбранных (учителем) орфограмм.
Полезна для предупреждения ошибок работа с орфографическими и толковыми словарями.