Художественное образование и воспитание в лмвхуЯнтичности




Мифологические и космологические представления об искусстве и их роль в системе художественного воспитания в культуре и образовании в Древней Греции. Развитие представления об искусстве в доклассический период, периоды ранней, средней, зрелой, поздней классики и эллинизма. Структурализм, субстанииализм и антропологизм как основные особенности отношения античности к искусству. "Мусическое" искусство и искусство "техне". "Канон" Поликлета и риторическая структура поэзии у софистов как объективная основа художественного творчества. Теория "этоса" Сократа как одна из ведущих философско-педагогических теорий античности. Педагогические взгляды Демокрита, Платона, Аристотеля и Квинтилиана.


"Пайдейя" =- педагогическая категория в "теории" воспитания представителя этоса. Художественное образование в системе художественной культуры Древней Греции. Художественное образование в школах кифаристов и аэдов в "гимнасиях" как постижение мудрости жизни. Античный театр в системе художественного воспитания. Платон, Аристотель о музыкальном воспитании.

Художественное образование в Древнем Риме.

Раздел 3. История художественного образования

Художественное образование и воспитание в эпоху Средневековья

Средневековый монастырь как центр художественного образования. "Семь свободных искусств" в системе церковного образования (монастырские, соборные, приходские школы). Университеты - центры науки и культуры. Художественное образование в городских школах (цеховые и гильдейские школы). Ремесленно-художественные корпорации как система художественного обучения архитекторов, скульпторов, живописцев, художников книги, певцов, канторов, инструменталистов и пр. Площадной театр как средство художественного воспитания.

Культура трубадуров, труверов, миннезингеров. Овладение семью "рыцарскими добродетелями" куртуазной культуры. Поэзия и музыка в художественном светском воспитании. Художественный аспект домашнего воспитания девочек.

Художественное воспитание и обучение в Древней Руси. Фольклорное искусство как средство художественного воспитания. Художественное образование и воспитание как составляющая церковного образования в монастырских школах. "Артельный" характер художественного производства и индивидуальный принцип обучения художественным ремеслам. Метод копирования лицевых подлинников. Специфический характер древнерусского певческого искусства. Роль пения в воспитании целостного художественного сознания человека Древней Руси.

Художественная культура и образование в эпоху Возрождения

Антропоцентризм культуры Возрождения. Распространение книгопечатания и нотопечатания. Художественное воспитание и античная традиция. Studia gumanitatis. Ренессансный синтез искусств и идеал универсализма творческой личности. Литератор как гуманист, исследователь античности, поэт, литературный критик, философ и политический мыслитель. Художник как архитектор, живописец, график, педагог, естествоиспытатель, конструктор. Музыкант как исполнитель-инструменталист, певец, композитор, кантор, педагог, теоретик музыки и т.д..

Институты любительского и профессионального художественного образования в эпоху Возрождения: художественные мастерские, частные школы, университеты, гуманистические академии. Музыкальная теория и проблемы музыкально-эстетического воспитания. Система светского музыкального воспитания: придворные капеллы, братства мейстерзингеров, музыкальные общества и школы, "консерватории".

Проблемы художественной педагогики и образования в 17 в.

Полистилистичность эпохи Барокко. Художественно-эстетические учения эпохи Барокко и их роль в развитии педагогики искусств. "Парижская Академия литературы", французская "Академия живописи и скульптуры" и "Академия архитектуры", "Болонская Академия. Испанский и французский театры в системе художественного воспитания.

Художественное образование в "латинских школах*1, гимназиях, "паблик скулз", на факультетах свободных искусств конфессиональных университетов. Система религиозно-философских и педагогических воззрений Я. А. Коменского и художественная педагогика его времени.

Особенности западноевропейских исполнительских школ и новые теории музыкального воспитания. Музыкальная культура и образование эпохи Барокко.

Художественная культура и специфика художественного образования в России 17 в. Русское барокко и партесное пение. Церковные певческие школы: система сольмизации в процессе музыкального образования.

Художественное образование в эпоху Просвещения

Идеи эстетического воспитания и проблемы педагогики в философии английского Просвещения. Просветительский тип художника-теоретика.

Франция как центр художественной жизни Западной Европы. Единство философской и художественной мысли и проблемы художественной педагогики французского Просвещения. Теория искусства и художественная критика. Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Дени Дидро о художественном образовании.

Венеция как иентр музыкальной и театральной жизни Европы. Доминирующая роль просветительского театра в системе нравственного, эстетического воспитания и художественного образования.

Теория научного и художественного познания, идеи эстетического воспитания и проблемы педагогики немецкого Просвещения.

Теория аффектов в музыкально-эстетических трактатах 17-18 вв. и ее влияние на проблемы музыкального образования и исполнительской практики. Искусство рококо и французские клавесинисты. Практические руководства и учебные пособия исполнительских и музыкально-педагогических школ Европы.


И.С. Бах - исполнитель и педагог. Клавирно-фортепианная культура в Европе 18 в. Ф.Э. Бах - крупнейший клавирист и педагог своего времени. Исполнительская и педагогическая деятельность В.А. Моцарта.

Художественное образование в России XVII-XVIII в.

Церковное и светское образование в России 18 в.: роль иностранных художников, музыкантов-исполнителей и педагогов в развитии художественной культуры. М.В. Ломоносов и его концепция обучения словесности. Таблицы Прейслера.

Художественное образование в частных мастерских И. Аргунова, Л. Роллана, П. Ротари. Российская Академия художеств как научный и методический центр художественного образования. Литературное творчество и театр в системе художественного воспитания России. Музыка как обязательный элемент дворянского образования и воспитания. Центры художественного образования: государственные учреждения, частные пансионы., домашнее образование.

Любительское музицирование. История развития вокального и клавирного искусства; вокальная и клавирная педагогика в России 18 в.

Художественное образование в западноевропейских государствах)^XIXв.

Буржуазное предпринимательство и художественное творчества Институциональная структура художественной культуры XIX века. Романтизм и новый взгляд на проблемы образования личности. "Мир художника" как выражение личностно-творческого начала и способ организации художественной жизни. Фольклор как фактор художественного воспитания. Взаимодействие профессионального и народного искусства. Культурное наследование как личностное переживание. История, теория искусств и художественная критика как механизмы развития художественного сознания общества.

Официальное искусство: профессиональное, академическое, салонное, "развлекательное" и т. п.. Институциональная система профессионального художественного образования. Дидактические установки в системе художественного образования и просвещения в XIX веке.

Демократизация художественной жизни. Массовая журнальная и газетная литература, тиражированная графика, публичная концертная и выставочная деятельность, традиции семейного чтения и музицирования как средство эстетического развития и художественного образования.

О новых социокультурных функциях музыки. Концерт и его структура. Основные педагогические принципы западноевропейских исполнительских школ.

Художественного образование в России XIX вена

Художественное образование в массовой школе. Педагогические концепции обучения словесности Н.И. Новикова, А.Ф. Мерзлякова, Ф.И. Буслаева, А.Д. Галахова, В.И. Водовозова, В.Я. Стоютина, В.П. Острогорского и др.,

Школьный театр и школьные хоры в системе художественного образования. Художественное самообразование в рисовальных, живописных, скульптурных классах, музыкальных обществах, салонах, на публичных концертах симфонических оркестров и хоров.

Система художественного образование в России XIX века. Педагогические взгляды П.П. Чистякова, И.Н. Крамского. Методические пособия А.П. Сапожникова, Г.А. Гиппиуса, А.Т. Скино, В.В. Пукирева и А.К. Саврасова. Специфика обучения музыке в центрах художественного образования (Академии художеств, Театральном училище и др.). Роль консерваторий в развитии музыкальной культуры и образования России. Крупнейшие педагоги-музыканты и их роль в развитии музыкальной культуры (М.И. Глинка, братья Рубинштейны, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, СИ. Танеев). Педагогическая и просветительская деятельность хоровых училищ.

Основные концепции художественного образования в культуре России XX века

Педагогические концепции обучения словесности Ц.П. Балталона, А.Д. Алферова, В.В. Данилова, П.М. Соколова, М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшова и др. А.Т. Твардовский, К.И. Чуковский, СВ. Михалков об обучении словесности.

Эстетическое воспитание в трудах А.С Макаренко и В.А. Сухомлинского. Методики музыкального образования К. Орфа, Э. Жак-Далькроза, Б,. Бартока. Теория и практика музыкального воспитания и образования Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева, Д.1>. Кабалевского и др.

Система художественного образования молодых художников Д.Н. Кордовского. Концепции преподавания изобразительного искусства в массовой школе Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, B.C. Кузина.

Бакушинский А.В. о художественном творчестве и воспитании. СТ. Шацкий и П.П. Блонский о роли искусства в детской жизни.

Система полихудожественного образования и воспитания школьников. Понимание диалога как основы творческого мышления. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. (Г.Г. Шевченко и Б.П. Юсов).

Сравнительный анализ основных направлений художественного образования и эстетического воспитания детей в зарубежных странах. Значимость историко-педагогических знаний для решения актуальных проблем художественного образования в области искусства.


Раздел 4. Художественное образование в школах России Система художественного образования в массовой школе

Дисциплины художественного цикла в базовом плане школ России. Структура и содержание программ предметов художественного цикла: программы по музыке, изобразительному искусству, литературе, искусствознанию, хореографии, театроведению и т.д. Специальные программы художественных школ и студий искусств.

Литература как предмет художественного образования школьников

Словесные науки в российской школе. Предмет художественной литературы. Эстетическая сущность литературно-художественного изображения. Литературно-художественный образ. Литературное произведение: идея, тема, характер, сюжет, композиция.

Образовательные и воспитательные возможности литературы как вида искусства. Психология восприятия литературных произведений. Литературные способности учащихся. Критерии литературного развития. Основные методы обучения чтению и анализу литературного произведения в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Драматургическое искусство в системе художественного образования школьников.

Театр в системе художественного образования школьников

Театр как вид искусства. Специфика сценического образа. Идея пьесы и режиссерский замысел. Коллективное творчество актеров. Виды и жанры театрального искусства. Художественно-эстетические принципы работы детского театра. Педагогические воззрения К.С. Станиславского. А,А. Брянцев, Г.Л. Рошаль, Н.И. Сац и др. о воспитательной роли театра для детей. Театр в системе художественного образования школьников. Формирование навыков анализа спектакля.

Воспитательные возможности театра. Специфические особенности театральной самодеятельности. Истоки школьного театра. Принципы системы Станиславского и их использование в самодеятельном детском театре. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в процессе театральных занятий.

Школьный разновозрастной театр. Обучение основам актерского мастерства. Обучение основам режиссуры спектакля.

Изобразительное искусство в системе художественного образования

Дидактические принципы и научные основы обучения изобразительному искусству в школе. Психология восприятия предмета и рисунка. Возрастные особенности изобразительной и пластической деятельности детей. Возрастные особенности восприятия произведения изобразительного искусства. Принципы обучения живописи, графике, скульптуре. Обучение основам композиции. Грамотность и выразительность работ учащихся. Активизация познавательной творческой деятельности. Критерии оценки детских работ и произведений изобразительного искусства для детей. Музейные занятия, экскурсии и пленэрная практика в процессе обучения изобразительному искусству.

Музыка в системе художественного образования школьников

Функции музыки в современной художественной культуре. Музыка как исторически развивающаяся специфическая форма отражения действительности. Музыкальная "классика" и массовая музыкальная культура как составные части современной музыкальной жизни, формирующие современное музыкальное сознание.

Музыка в системе современного школьного художественного образования и воспитания. От уроков пения к урокам музыки, от регламентированных государственных программ к многообразию авторских программ по музыке. Многобразие задач, стоящих перед школьным музыкальным образованием (освоение языка музыки, постижение исторических форм музыкального искусства, овладение начальными музыкально-исполнительскими навыками и т.д.).

Освоение музыкально-теоретического и музыкально-исторического материала на уроках музыки. Развитие музыкально-исполнительских навыков. Принцип активности, сознательности и самостоятельности учащегося в процессе музыкальных занятий. Принцип прочности и действенности знаний, умений и навыков в музыкальном обучении. Способы развития художественно-образного мышления на уроках музыки.

Хореография в системе художественного образования школьников

Хореография как вид искусства и предмет обучения. Фольклорный танец. Сценический танец: классический, характерный, гротесковый. Изучение исторического танца, моды и этикета. Спортивный танец. Танцзал как центр молодежного досуга и музыкально-эстетического воспитания школьников.

Пластически-музыкальный образ. Хореографический спектакль (многоактный или одноактный, сюжетный или бессюжетный и т.д.). Традиции и новаторство хореографической школы. Балет как синтетический вид искусства. Изучение истории хореографического искусства как форма художественного образования. Детский музыкальный театр как центр художественно-эстетического воспитания.

Экранное искусство в системе художественного образования школьников


Кино и общество. Социальные и эстетические функции киноискусства. Зарубежный опыт кинообразования. Кино как вид искусства в системе художественного образования школьников России. Характеристики "моделей" кинообразования.

Пространственно-пластические средства киновыразительности. Звуковые средства

киновыразительности. Монтаж: звукозрительный образ фильма. Формирование навыков полноценного аудиовизуального восприятия произведений киноискусства. Формирование внимания к факту общения с произведением киноискусства и интереса к различным видам кинематографа: игрового, мультипликационного, документального, научно-популярного.

Экран и молодежная аудитория. Экранная культура в системе художественного образования школьников. Творческая работа учеников на базе школьного TV-центра. Основные организационно-методические, общеобразовательные, художественно-эстетические задачи деятельности TV-центра. Основные организационно-методические, общеобразовательные, художественно-эстетические задачи деятельности школьного центра компьютерной графики.

Мировая художественная культура в системе художественного образования школьников

Значимость историко-педагогических знаний для решения актуальных проблем образования в области искусства. Мировая художественная культура как дисциплина интегративного типа в концепциях Л.М. Предтеченской, И.А. Химик, В.В. Селиванова, Л.М. Мосоловой, Г.К. Щедриной, А.П. Вапицкой и др..

Всеобщая связь изучаемых явлений художественной культуры. Социокультурная детерминация художественных процессов. Системная целостность осваиваемых знаний об искусстве, художественных умений и навыков творческой деятельности. Сочетание, восприятия, анализа, освоения явлений художественной культуры, осмысления собственного художественного опыта и его отражения в творческой деятельности.

Процесс художественного образования и полихудожественного воспитания школьников

Цели полихудожественного образования и воспитания. Психологические и педагогические основы преподавания художественных дисциплин. Интегративное изучения теории и истории художественной культуры. Образная концепция человека в истории художественной культуры.

Принципы преподавания дисциплин художественного цикла

Принципы полихудожественного образования и воспитания школьников. Единство развивающих и формирующих личность учащегося факторов. Принцип опоры на деятельность и личностный подход. Творческая активность учащихся как сознательная целенаправленная деятельность. Сочетание индивидуального творчества и коллективных форм работы. Принцип психологического комфорта и эмоциональной активности. Диалог как основа взаимодействия учителя и учащихся в художественно-педагогическом процессе.

Принципы интегративной целостности комплекса общегуманитарных и художественных дисциплин в художественно-педагогическом процессе. Сочетание монохудожественного (в области специализации) и полихудожественного аспектов содержания художественного образования школьников

Особенности взаимодействия учителя и учащихся в художественно-педагогическом процессе

Явления художественной культуры как предмет изучения и ведущее дидактическое средство. Обучение искусству как способ активизации творческой активности учащихся. Структурно-функциональный анализ процесса художественного образования и воспитания.

Художественно-педагогический процесс как целесообразная, управляемая последовательность взаимодействий учителя и учащихся. Мир художественной культуры как пространство полилога. Целостность педагогического процесса. Цель, задачи и результат художественно-педагогического процесса.

Музейные занятий и экскурсии в системе художественного образования и воспитания школьников

Музей как социокультурный институт. Полифункциональность музея как "храма", "мемориала" и "форума". Музей как "диалог" культур. Многообразие музеев: художественный, исторические, этнографические, музеи-квартиры, музеи-уеддьбы, политехнические и пр. Основные направления деятельности музея: просветительское, образовательное, художественно-эстетическое, историко-художественное, гуманитарно-интеграционное, ценностно-ориентационное. Зарубежные музеи. Прагматизм, эгалитаризм и обучающий характер музейной педагогики США. Музейно-педагогическая практика европейских музеев. Музейно-педагогические технологии.

Особенности художественного восприятия произведения в музейной среде. Музейный памятник -главное средство художественного образования, а диалог основной метод художественного воспитания в музейно-псдагогическом процессе и музейной коммуникации (К. Шеннон, Д. Камерон). Музейное занятие как встреча с произведением (А.В. Бакушинский). Экспозиция - ведущее образовательное пространство. Экспонат в контексте музейной среды.


Специфика форм музейно-педагогической работы: экскурсия, урок в музее, праздник, музейно-педагогическая игра, экскурсионный циклы и музейные студии. Музейная арттерапия как способ социальной адаптации детей.

Организация самостоятельной работы

Особое место в системе форм и методов обучения «истории и теории художественного образования» занимает самостоятельная работа студентов. Она формирует готовность, опыт самообразования и является основой формирования профессиональной компетентности.

Самостоятельная работа строится на основе учебных занятий студентов вне аудитории. К числу последовательно выполняемых заданий в рамках самостоятельной работы относятся:

— различные виды работы с источниками информации - работа с учебной и справочной литературой, работа с первоисточниками, документами, электронными базами данных, поиск и обобщение информации в Интернет-сети;

— различные виды обработки информации - реферирование учебно-методических и научных текстов, конспектирование текстов, составление тематических глоссариев, словарей, тезаурусов, синхронистических таблиц, опорно-логических схем отдельных учебных модулей, сравнительных таблиц;

— решение учебных, учебно-исследовательских и творческих задач - подготовка сообщений к семинарским занятия, докладов к конференциям, «круглым столам», комментированное чтение документов, научных и художественных текстов, формулирование проблемных вопросов, планирование учебного исследования, составление библиографических списков и сбор материала по теме исследования, анализ материала, обработка результатов и формулирование выводов по итогам исследования, написание творческих работ.

По содержанию самостоятельной работы процесс изучения дисциплины «история и теория художественного образования» можно условно разделить на два этапа.

Первый этап (5 семестр) предполагает формирование таких общих компетенций как инструментальные. Инструментальные компетентности включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности; организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции.

Второй этап (6 семестр) предполагает формирование таких общих компетенций как межличностные и системные и специальных компетентностей. Межличностные, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства.

Системные, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы.

Специальные компетенции включают способность продемонстрировать знание основ и теории и истории художественного образования; способность логично и последовательно представить освоенные знания; способность контекстуализировать новую информацию и дать ее толкование; умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь между поддисциплинами; способность понимать и использовать методы критического анализа и теорий художественного образования; способность оценить качество исследований в данной предметной области.

Рекомендуемая литература а) основная литература

1. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х тт. - М., 1973.

2. История литературного образования в российской школе: Хрестоматия / Автор-сост. В.Ф.Чертов. - М., 1999.

3. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 1992.

4. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. - М., 1993.


5. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. - СПб, 1997.

6. Эстетическое воспитание в современном мире. Теория и практика эстетического воспитания за рубежом. - М., 1991.

б) справочная литература

1. Балет; Энциклопедия. / Гл.ред. Ю.Н. Григорович. - М., 1981.

2. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. Т1. -СПб., 1995.

3. Гозенпуд А. Краткий оперный словарь. - Киев, 1986.

4. Кино: Энциклопедический словарь/Гл.ред. СИ. Юткевич. М., 1986.

5. Культурология. Энциклопедия. Т. 1 -2.-СПб., 1998.

6. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл.ред. Г.В. Келдыш. -М., 1990.

7. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. / Гл. ред. В.М. Полевой. Кн. 1 - 2. -М., 1986.

8. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл.ред. В.В. Давыдов. - М., 1993 - 1999

9. Цирк: Маленькая энциклопедия. / Авт.-сост. А.Я. Шнеер, Р.Е. Славский. 2-е изд., доп. и испр. - М., 1979.

10. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М„ 1989.

11. Эстетика: Словарь / Под обш. ред. А.А, Беляева и др. - М., 1989.

в) дополнительная литература

1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. -М., 1960.

2. Античные мыслители об искусстве Сост. В.Ф. Асмус. - М., 1937.

3. Антология педагогической мысли России XVIH в./ Сост. И.А. Соловков. - М., 1985.

4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / Сост. П.А. Лебедев. -М., 1990.

5. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе, - М.-Л, 1948.

6. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. - М., 1956

7. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика.// Проблемы музыкального мышления./ Под.ред. М.Г. Арановского.-М., 1968.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М., 1974.

9. Арнхейм Р. Кино как искусство. - М., 1960.

10. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей.// Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, -Л., 1973.

11. Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания // Искусство в трудовой школе. -М., 1926

12. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание// Исследования и статьи. - М., 1981.

13. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. -СПб., 1999.

14. Введение в теорию художественной культуры / Под. ред, Л.М. Мосоловой. - СПб., 1993.

15. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. - М., 1985.

16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. - М., 1930.

17. Герцмап Е. Античное музыкальное мышление. - М., 1986.

18. Дмитриев Ю.А., Хайченко Г.А. История русского и советского театра (от истоков до современности): Учеб. пособ. для институтов и культурно-просветитльских уч-щ. - М., 1986.

19. Завадский Б.А. Рождение спектакля. - М., 1975.

20. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. - М., 1954.

21. Из истории культуры средних веков и Возрождения, - М., 1976.

22. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы.//Музыкальное воспитание в СССР, Вып.1. - М., 1978.

23. Каган М.С. Философия культуры. -СПб., 1996.

24. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие школьников. - М., 1983.

25. Коменский Я. Мир чувственных вещей в картинках // Коменский Я. Избр. педагогические сочинения. -М., 1941.

26. Корогодский З.Я. Ваш театр.-М., 1984.

27. Культура и искусство западноевропейского Средневековья. - М., 1981.

28. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Тарту, 1973.

29. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - М., 1972.

30. Мазель Л.А. Проблемы анализа музыки. - М., 1978.


31. Маранцман В.Б., Чиркова Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. - М., 1977.

32. Мировая художественная культура. Под науч. рук. Мосоловой Л.М. 4.1. Научно-педагогические и учебно-методические материалы. 4.2. Тезисы лекций. - Л., 1991.

33. Музыкальное воспитание в современном мире. - М., 1976.

34. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972.

35. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М., 1981.

36. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера: Учеб. пособ. для театральных вузов. - М., 1987.

37. Нечай О.Ф. Основы киноискусства: Учебное пособие для студентов пед. институтов./ Науч. ред. И.В. Вайсфельд.-М., 1989.

38. Никитина А.Б. Культура древних цивилизаций. Игры. Упражнения. Открытые уроки. Учебно-методическое пособие. - М., 2000.

39. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д.Днепров. - М., 1989.

40. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX вв. / Отв. ред. Э.Д.Днепров.-М., 1991.

41. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. / Сост. И.А. Мухина. -СПб., 1995.

42. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как предмет социологии искусства. - Л., 1980.

43. Программа и материалы по курсам истории МХК, философии и педагогики культуры. Вып. VI. -СПб., 1996.

44. Ревякина Н. Античные источники итальянской гуманистической педагогики XV в. //Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984.

45. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка. Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. фак. пед ин-тов. - М., 1982.

46. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. - М., 1970.

47. Столяров Б.А., Бойко А.Г., Рева Н.Д. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия.-СПб., 1995.

48. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947.

49. Терентьева Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования. - СПб, 1994.

50. Тетерская Т.В. Европейская художественная культура и проблема гуманизации педагогики. - СПб., 1995.

51. Фрейлих СИ. Теория кино от Эйзенштейна до Тарковского. - М., 1992.

52. Художественная культура в докапиталистических формациях: структурно-типологическое исследование. /Под ред. проф. М. С. Кагана. -Л., 1984.

53. Художественное творчество и ребенок. / Под.ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1972.

54. Художественно-эстетическое образование и развитие школьников. - Екатеринбург, 1996.

55. Царев М.И. Мир театра: Книга для учителей. - М., 1987.

56. Что такое кино/ ВНИИ киноискусства Госкино СССР; Громов Е.С. и др. - М., 1989.

57. Экспериментальные программы комплекса художественно-творческого развития школьников (1-8 классы). -М., 1989.

58. Юсов Б.П. Современное состояние вопроса: Научная гипотеза// Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий. /Под об. ред. Г.П. Шевченко, Б.П. Юсова. - Луганск, 1990.

59. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М., 1964.

60. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М., 1971.


Авторы-составители примерной программы дисциплины "История и теория художественного образования": Огаркова Н.А., канд. иск., доцент; Токарев С.Н., канд. пед. наук.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540700 Художественное образование.

Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического совета по направлению 540700 Художественное образование Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования на базе РГПУ им. А.И.Герцена (протокол № 14 от 13 ноября 2000 г.)

Председатель совета УМО

по направлениям педагогического образования

на базе РГПУ им. А.И.Герцена____________________ Г.А.Бордовский

Председатель УМС

по направлению

540700 Художественное образование_______________ С.А.Гончаров



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: