Художественное образование и воспитание в культуре Древнего Востока




ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.4 История и теория художественного образования,

Специальность 050600/050703 Художественное образование

Санкт-Петербург 2006


ДИСЦИПЛИНА ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление: 050600/050703 Художественное образование

Курс: 2-3

Форма обучения: очная

Семестр: 3-6

Количество часов на дисциплину: 150

Количество аудиторных часов на дисциплину: 74, из них лекций 74

/. Место дисциплины в общей системе

Содержательное наполнение предлагаемой программы обусловлено необходимостью вооружить бакалавра художественного образования теорией педагогики искусства, знанием различных направлении и концепции художественного образования в процессе обучения художественным дисциплинам, методиками исследовательской деятельности в области художественного образования. Программа основывается на принципе интегративпого изучения учебного материала по истории и теории художественного образования, включающего, в том числе, и историко-художественные, эстетические, социокультурные, художественно-недаго] ические аспекты содержания.

В основу содержания программы положены исследования истории художественной культуры, ведущих филоеофско-эстетических и. художественно-педагогических теорий, художественной практики, структуры общего художественного образования и полихудожественного воспитания. Историко-художсствснпый материал opi анизован по хронологическому принципу, охватывающему историю художественною образования от Древнего мира до XX века. Он включает разделы, представленные в жанре историческою обзора, монографического очерка, аналитического этюда конкретных философских, эстетически^. педагогических теорий, художественных течений, школ и др.

Дисциплина "История и теория художественного образования" является системообразующим >лементом комплекса общепрофессиональных дисциплин и дисциплин профильной подготовки (Педагогика. Психология. Технологии и методики обучения искусству по профилю подготовки и др.). Основополагающим принципом организации содержания дисциплины является принцип иптегративности методологическом мочготовки бакалавра художественного образования

2. Цель изучения дисциплины: содействие становлению специальной профессиональной компетентности бакалавра по направлению «художественное образование» в области преподавание художественных дисциплин в методологическом и историко-культурном аспектах.

3. Задачи, решение которых обеспечивает развитие базовой профессиональной и формирование

специальной профессиональной компетентности бакалавра путем:

освоения содержания дисциплины;

установления действенных междисциплинарных связей;

использования в образовательном процессе разнообразных способов и форм организации обучения, обеспечивающих включение в образовательный процесс исследовательской деятельности, органик!чин-самостоятельной работы;

обеспечения связи теоретического обучения с практической деятельностью студентов;

включения в образовательный процесс учебно-исследовательской деятельности, организации проектных, индивидуальных и групповых видов деятельности студентов;

реализации системы текущей и итоговой аттестации,

/Диагностируемым результатом освоения содержания дисциплины "История и теория художес!венного образования " является:

система знаний об основных исторических этапах развития художественно-педагогической теории и художественно-образовательной практики в контексте истории культуры и искусства:

системное знание основных концепции художественного образования и воспитания.

умения анализировать различные формы учебной и художественной деятельности, отражающие опыт эволюционного развития художественно-педагогической деятельности в истории художествен нон леятедьностная позиция в процессе обучения, опыт целостного видения художественно-педагогической 1ея1слыюеш. системного решения задач;

- - опыт модульного освоения учебного материала и организации самостоятельной работы студентов в

рамках учебного процесса с различными источниками информации;

умения проектировать и осуществлять профессиональное самообразование формировать омы i построения индивидуализированной образовательной траектории.


Текущая аттестация качества усвоения знаний 4. Текущая и итоговая аттестации качества усвоения знаний

4,1. В ходе текущей аттестации (в устной и письменной форме) оценивается качество освоения содержания конкретных разделов программы. Для этого используются:

устные выступления, сообщения и доклады на семинарах, дискуссии, коллоквиумы, презентации учебно-методических разработок, защита разделов «портфолио», демонстрация студентами фрагментов уроков;

письменные работы - терминологические диктанты, реферативные работы, конспекты учебных и научных текстов, тематические словари; анализ концепций и программ художественного образования, тезисы и высказывания, затрагивающие актуальные проблемы художественного образования; библиография прочитанных изданий по изучаемой дисциплине с краткой аннотацией каждого издания; необходимые фактические сведения, биографический материал, адреса образовательных учреждений и т.п..

Проведение разных по форме и по объему письменных работ позволяет дисциплинировать студента, вводя в его лексику новую для него систему категорий, позволяющих анализировать содержание художественно-педагогического процесса и отражающих практику художественного воспитания. Поэтому важнейшей составляющей текущей аттестации является последовательное заполнение основных разделов «портфолио». Каждый раздел «портфолио» оценивается на заранее определенный балл. Из этих баллов в течение семестра складывается зачетная «накопительная» оценка его содержания.1

По окончанию семестра проводится аттестация или зачет. Основанием для итоговой аттестации может служить так называемая рейтинговая система («накопительная» оценка), позволяющая оценить знания по результатам письменных работ и приобретенные профессиональные навыки по сумме заданий, выполненных в течение семестра.

Результаты аттестации дают преподавателю основания для объективной оценки знаний каждого студента при "допуске" к экзамену, позволяют самому студенту представить уровень собственных знаний по предмету, объективно оценить его.

4,2. В ходе итоговой аттестации оцениваются:

качество освоения системы знаний по истории и теории художественного образования и воспитания; умения изучать и оценивать особенности учебной и художественной деятельности школьников, их достижения и проблемы в художественной области, формулировать цели, адекватные реальной образовательной ситуации, проектировать и реализовывать отдельные фрагменты художественно-педагогического процесса, взаимодействовать с коллегами, учащимися, их родителями, партнерами школы, использовать имеющиеся возможности образовательной среды (школы, класса), проектировать новые возможности среды и программы собственного профессионального роста.

Экзамен может проводиться в различных формах: традиционной ответ по билетам и в форме конференции, на которой студенты защищают исследовательский проект, учебно-исследовательскую работу. На устном экзамене проверяется:

— усвоение теоретико-методологического материала дисциплины;

— усвоение базовых умений и навыков проектирования, прогнозирования и анализа результатов учебной и художественной деятельности;

— знание основных концепций художественного образования и воспитания;

— владение навыками составления учебных программ, подготовки учебно-методических материалов, организации различных форм учебной и художественной деятельности на различных стадиях педагогического процесса

«Накопительная» оценка является суммарным баллом, ^складывающимся из баллов, полученных:щ выполнение очередного задания. Такой подход делает систему оценки прозрачной и простой для понимания и пользования. Оценка строится по модульному принципу;

1. Основные модули, то есть задания, отражающие эффективность процесса освоения разделов программы, составляющих ядро соответствующей науки и обеспечивающие (в интеграции с другими дисциплинами) специальные компетентности;

2. Поддерживающие модули, например, для учителя это - педагогические предметные и информационные технологии, основы методики аналша художественных произведений;

3. Организационные и коммуникационные модули, например, управление временем, работа в группах, риторика, речевая и артистическая кулыура, основы педагогического мастерства;

4. Специализированные модули, то есть необязательные, но расширяющие и углубляющие компетенции в области художественного образования, факультативные;

5. Переносимые модули, например, учебно-исследовательские проекты, деловые (моделирующие ситуации профессиональной деятельности) игры, модули, выстраивающие мостик между теорией и практикой.


Для оценки формирования умений могут быть использованы качественные характеристики содержания «портфолио» и величина накопительного балла, отражающие общие компетенции, которые выражаются в способности к анализу и синтезу, способности решать проблемы, применять знания на практике, исследовательских способностях, способности к генерации новых идей (творчеству).

В качестве задания для итоговой аттестации в форме конференции студенты представляют учебно-исследовательскую работу в рамках общей темы «учебно-методические аспекты проблемы художественного образования», которая может быть конкретизирована самостоятельно или при помощи преподавателя (в рамках тьюторских занятий).

Текущая аттестация проводится по результатам работы на очередном этапе выполнения практического задания и является основанием для перехода к следующему этапу учебной работы. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра может проводиться в форме тестов. Проведение разных по форме и не больших по объему письменных-работ, позволяет дисциплинировать студента, ввести в его лексику новую для него систему категорий, позволяющих анализировать художественно-педагогическую деятельность и отражающих историю художественного образования.

Важнейшей составляющей текущей аттестации является последовательное заполнение основных разделов «портфолио» и накопительная оценка его содержания. Каждый раздел «портфолио» оценивается на заранее определенный балл. Основными разделами «портфолио» являются:

Резюме - представление себя;

Текст - реферативные работы, конспекты лекций, учебных, научных и художественных текстов, тематические словари;

Архивариус - этот раздел может включать в себя проблемные вопросы, тезисы и высказывания, затрагивающие актуальные проблемы, изучаемой учебной дисциплины;

Графический организатор - сюда помещаются планы, алгоритмы и модели выполнения заданий, выполнения учебно-исследовательских работ;

Библиография - в этом разделе собирается собственная библиография прочитанных изданий по изучаемой дисциплине с краткой аннотацией каждого издания;

Справочник - в этом разделе можно собирать необходимые фактические сведения, биографический материал, программы, адреса образовательных учреждений и т.п.;

Самоконтроль - этот раздел представляет собой собрание тестов, текущих самостоятельных, контрольных и зачетных работ;

Творческие работы - эссе на разные темы, дискуссионные очерки и проекты; Самооценка портфолио самим студентом;

Кроме перечисленных способов оценки с отдельными студентами могут заключаться учебные контракты (learning contract) на самостоятельное изучение либо какого-то раздела курса, либо на изучение всего курса.

По окончанию 5 семестра проводится промежуточная аттестация. Основанием для аттестации является выполнение программы самостоятельной работы и зачетный балл накопительной оценки. Результаты промежуточной аттестации позволяют самому студенту объективно оценить уровень собственных знаний по предмету и корректировать учебную деятельность.

Итоговая аттестация Освоение дисциплины завершается письменным или устным экзаменом, на котором проверяется:

— усвоение теоретико-методологического и историко-художественного материала дисциплины;

— знание основных исторических этапов развития художественно-педагогической теории и художественно-образовательной практики в контексте развития культуры и искусства;

— знание основных концепции художественного образования и воспитания;

— усвоение навыков анализа явлений художественно-педагогической деятельности.

Для проведения итоговой аттестации рекомендуется написание и защита учебно-исследовательской работы. В качестве задания для письменного варианта итоговой аттестации студенты представляют творческую историографическую разработку в рамках общей темы «теоретического аспекта проблемы художественного образования», которая может быть конкретизирована самостоятельно или при помощи преподавателя (в рамках тьюторских занятий). Для разработки могут быть предложены следующие темы: «Современные концепции музыкального образования школьников»; «Художественное образование в советской школе»; «История школьного театра»; «Музейная педагогика»; «теоретические основы кинообразования»; «Альманах проблем и решений» и ряд других.

При проведении устного экзамена основными диагностируемыми признаками являются:

— Базовые общие знания основных разделов содержания изученной дисциплины;


Качественные характеристики содержания «портфолио» и величина накопительного балла, отражающие общие компетенции, которые выражаются в способности к анализу и синтезу, способности решать проблемы, применять знания на практике, исследовательских способностях, способности к генерации новых идей (творчеству),

Основное содержание Раздел 1. Основы теории художественного образования Введение

История и теория художественного образования как область научных исследований, имеющая основания в культурологии, эстетике, философии, педагогике и психологии, искусствознании и искусствоведении. Объект и предмет "Истории и теории художественного образования" как научной дисциплины. "История и теория художественного образования" как учебная дисциплина. 2 Методологические основы художественной педагогики

Специфика научного познания художественных явлений. Целостный подход к исследованию категорий художественной педагогики, художественно-педагогических явлений и процессов. Формы и методы логического мышления в исследованиях художественных явлений. Методы научно-педагогических исследований в области педагогики искусства. Теоретические методы и их сочетание с анализом практики художественного образования. Качественный и количественный анализ в исследовании художественно-педагогических явлений. Экспериментальная, опытная работа и обобщение опыта художественного образования.

Сущность цивилизационного и парадигмально-педагогического подходов к изучению истории образования в области искусства, их многоуровневый и взаимодополняющий характер. Принципы изучения истории художественно-педагогической мысли и художественно-образовательной практики в контексте развития культуры и искусства. _/ Художественное образование как общественное явление

Художественная педагогика как наука об образовании и воспитании человека художественными средствами. Категории художественной педагогики - полихудожественное и монохудожественное образование, воспитание и обучение, их взаимосвязь. Полихудожественное образование как фактор гармоничного развития личности. Личность как субъект и объект художественного образования.

Традиции и новаторство в эволюции педагогической мысли. Особенности их взаимодействия на разных этапах развития художественного образования. Взаимосвязь трех основных направлений художественного образования (народного, религиозного и светского) в процессе их исторического развития.

Раздел 2. Генезис искусства и ранние формы художественного образования/г^^^с^^г^^

Художественное воспитание в рамках первобытной культуру^
' Синкретическая целостность первобытной культуры. Внеличный и непрофессиональный характер
художественной деятельности.1'"^ иды художественного творчества в первобытной культуре. Культурная
традиция как способ и средство передачи художественного опыта, роль обряда, обычая, ритуала в этом
процессе. К - -.;.,*< / /

1 Художественное воспитание в рамках традиционной культуры. Художественное воспитание в семье.

Художественное образование и воспитание в культуре Древнего Востока

Понятие "Древний Восток" и различные модели древневосточных цивилизаций. Космологические представления. Мифологические представления об искусстве как священном и божественном творении, их роль в художественном образовании. Мифопоэтическая основа методов художественного образования в Древнем Египте. Роль традиции и канона в художественной культуре Древнего Египта. Сакральный характер художественного образования в древнем Египте и Древней Месопотамии. Храм как центр художественного образования и эстетического воспитания. Музыка - важнейший элемент мифологического мировоззрения человека Древнего Востока.

Изустный характер методов художественного образования в ведической культуре Древней Индии. Сакральный характер художественного образования в Древнем Китае. Космологические и магические аспекты постижения музыки в школах Древней Индии и Китая.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: