Цель общинной работы – анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы – лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций.




Технология работы с неблагополучной семьёй

Семья является главным институтом социализации, через который ребёнок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Современные семьи развиваются в условиях новых противоречий общественных ситуаций, которые приводят к обострению семейных проблем. А среда жизни и развития ребёнка зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, положения, которое они занимают в нем. Поэтому работа с неблагополучными семьями является актуальной на сегодняшний день.

Основные функции социального педагога в работе с семьёй:

· диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);

· прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);

· организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);

· правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий); предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения);

· социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);

· социально-психологическая (осуществление неотложной психологической

помощи);

· организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).

 

Структура технологий работы с неблагополучной семьёй включает 3 уровня:

1. Профилактический уровень. Профилактика – это комплекс превентивных мер, проводимых путём организации общедоступной медико-психологической и социально педагогической поддержки семьи. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьёй.

2. Диагностический уровень. Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьёй, а также с другими людьми. Проведение диагностики предполагает соблюдение определённых принципов. Выделимнаиболееважныеизних:

1)Методологическиепринципы:

- объективность в сборе фактов и ихинтерпретации;

- множественностьисточниковинформации;

- достоверностьинформации;

- клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).

2)Этическиепринципыконфиденциальность;

- степеньоткрытости – правоклиента;

- невмешательство в частнуюжизнь.

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:

o наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психикиклиента);

o беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманномуплану);

o анкета (письменныйопрос);

o тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологическиххарактеристик).

 

3.Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьёй, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация – это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. Реабилитационный уровень состоит из трёх подуровней – индивидуального, группового и общинного.

Индивидуальный уровень реабилитационной работы.

Методы: Консультирование, Социальный патронаж. Патронаж – одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому

Групповой уровень реабилитационной работы.

Методы групповой реабилитации: беседа, лекция, диспут, дискуссия, собрание. Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.

Общинный уровень реабилитационной работы.

Цель общинной работы – анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы – лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций.

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй:

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной

(проблемной) семьи;

3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

7-й этап: составление карты семьи;

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних,комиссия);

9-й этап: составление программы работы с неблагополучнойсемьёй;

10-й этап: текущие и контрольные посещениясемьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

 

Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи. Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимососредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.

 




 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: