«Обезьянки-кривляки». Выполнение упражнений по подражанию. Прищур глаз, попеременное открывание и закрывание глаз и др. Выразить испуг, радость, огорчение и другие эмоции.
Упражнения для губ
Изобразим обезьянку. Подвести язык под верхнюю губу. Затем опустить язык под нижнюю губу.
Поднимание и опускание обеих губ в 4 приема. Верхнюю поднять, нижнюю опустить. Нижнюю поднять, верхнюю опустить.
«Банан и апельсин». Обезьянка любит бананы и апельсины. Угостим ее. Улыбнуться, сомкнуть губы (банан), вытянуть губы широкой «трубочкой» (апельсин). Чередование широкой и узкой «трубочки».
Упражнения для языка
«Обезьянка качается на лианах». Широкий язык сначала поднимается к носу, а затем опускается к подбородку.
«Сообщение вожака обезьянам об опасности».
— Знаете, как обезьянки подают сигналы об опасности?
«Болтушка». Рот открыт, губы не закрывают зубов. Зубы разомкнуты на ширину пальца, челюсти неподвижны. Быстро водить по небу (с включением голоса) напряженным загнутым кончиком языка.
Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка
«Обезьянки ругаются и мирятся». Произнесение слоговых сочетаний мна-мна-мна, мно-мно-мно (шепотом, тихо и голосом умеренной силы); мну-мны, мно-мны, мна-мно-мну (недовольным и довольным и тоном).
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук [л]». Произносятся звуки [р], [л], [ш], [л], [ж], [л]; слоги ры, лы, ша, ла, ру, лу, ло, ро, а затем слова роза, лампа, лужа, радуга, пальма, а ребенок поднимает руку или хлопает в ладоши, услышав звук [л].
Определение позиции звука.
— Где слышится звук [л] в слове солнышко?В слове прыгала!В слове упал!
|
Занятие 6
Развитие пространственного восприятия
«Где звучал колокольчик?» Ребенок закрывает глаза, а педагог производит действия с колокольчиком, меняя местоположение.
Релаксация
«Ежик свернулся в клубочек».
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся.
Ежик встал и потянулся.
Упражнения на дыхание
Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?
«Песенки лесных зверят».
— Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки.
Произнесение та-э-и; а-э-и; а-э-и; а-э-и на одном выдохе.
Мимико-артикуляционные упражнения
«Испуганный зайчик, храбрый ежик, забавный медвежонок, хитрый лисенок».
Упражнения для губ
«Поедем на лошадке». Цоканье с переменным темпом. Расстояние между зубами должно быть не менее 1,5 пальцев, челюсть неподвижна.
— Встретили друга, улыбнемся ему. Улыбка.
— Друг подарил нам дудочку, поиграем на ней.
Чередование упражнений «Улыбка» и «Широкая трубочка». «Качели».
— Увидели качели и захотели покачаться.
Поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десны.
«Индюк болбочет». Открыть рот. Поднять язык к верхней губе и производить быстрые движения языком вперед-назад, не отрывая язык от верхней губы. Сначала производить медленные движения, потом темп убыстряется и добавляется голос.
Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка
«Зверята разговаривают между собой». Лисенок, Ежонок, Зайчонок и Волчонок разговаривают между собой. Произнесение слоговых сочетаний фта-фто, фту-фты, фта-фто-фту ласковым и сердитым, спокойным и возмущенным голосом.
|
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции звука.
— Где слышится звук [л] в словах белка, дупло, галка, елка, иголка?
Выбрать из ряда других предметов игрушки, в названии которых есть звук [л].
Различение слов. Покажи, на какой картинке лак, а на какой — рак.
Игра «Правильно — неправильно». Произносится ряд слов правильно и с измененным составом звуков, а дети отвечают, правильно или неправильно сказано слово.
Постановка звука [л]
Положение органов артикуляционного аппарата
при правильном произнесении звука [л]
При произношении звука [л] губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.
Создание слухового образа звука
Игровые приемы
— Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал.
Произносится многократно звук [л].
Формирование зрительного образа звука (л]
Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.