Стратегический менеджмент




Основные задачи стратегического менеджмента. Сущность стратегического управления. Общая концепция стратегического управления. Этапы развития. Объекты стратегического управления. Непрерывность и цикличность процесса стратегического управления. Основные понятия стратегического менеджмента. Стратег. Миссия. Целевые установки. Цели. Основные различия между долгосрочным и стратегическим планированием.

Анализ производства и конкуренции. Роль стратегического анализа в процессе разработки стратегии. Структура анализа (определение главных экономических характеристик промышленного развития; определение и оценка движущих сил; оценка силы конкуренции; оценка конкурентной позиции компании в отрасли; выявление ключевых факторов успеха). Ситуационный анализ организации. Оценка адекватности текущей стратегии. SWOT анализ. Стратегический стоимостной анализ. Оценка силы конкурентной позиции предприятия. Обобщение результатов анализа.

Основные типы конкурентных стратегий. Стратегия дифференциации. Стратегия низких издержек. Стратегия ниши. Стратегия и конкурентное преимущество. Использование наступательных стратегий для закрепления конкурентного преимущества. Выбор конкурента для атаки. Использование стратегий защиты и сохранения конкурентного преимущества. Стратегии вертикальной интеграции.

Концепция General Electric/McKinsey. Структура модели. Характеристика областей. Сильные и слабые стороны модели.

Формирование стратегического видения и миссии. Особенности формирования. Заинтересованные стороны. Этапы формирования. Установление целей. Дерево целей. Этапы формулирования целей. Пирамида разработки стратегического плана. Взаимосвязь результатов стратегического анализа, миссии, целей и план мероприятий. Стратегические альтернативы. Идентификация и разработка. Стратегия бизнес-единицы. Стадии разработки стратегии. Стратегия корпорации. Бизнес стратегии. Функциональные стратегии. Особенности разработки и взаимоувязки. Стратегия и техническая политика предприятия. Стратегия и организационная культура.

Общая схема процесса осуществления стратегии. Построение организации способной реализовать принятую стратегию. Привязка бюджетов к стратегии. Разработка политики и процедур поддержания стратегии. Системы поддержки процесса осуществления стратегии. Проектирование систем управления.

Синергизм и деловые способности компании. Концепция синергизма. Начальный и операционный синергизм. Симметрия и совме6стные эффекты. Невидимые активы. Стратегия и текущие ресурсы. Эффективное использование ресурсов. Эффективная аккумуляция ресурсов. Комбинаторные выгоды. Портфельные эффекты.

Литература:

Базовый учебник

Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006

Дополнительная литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Издательство "Питер", 1999. – 416 с.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 1998. – 296 с.

3. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство "Питер", 1999. – 560 с.

4. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Издательство "Финпресс", 2001. – 240 с.

5. Кемпбелл Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергизмЮ 2-е изд. /. – СПб: Питер, - 2004. – 416 с.

6. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива - Спб.: Наука, 1996

7. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. – 288 с.

8. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуневского. – СПб.: Издательство "Питер", 2000.

9. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 360 с.

10. Фаэй Л., Рэнделл Р. (ред.) Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2002. – 608 с.

Маркетинг

Понятие маркетинга, основные определения. Эволюция концепций маркетинга. Принципы, цели и задачи маркетинга, цели фирмы. Роль маркетинга в экономическом развитии страны.

Маркетинговая среда предприятия. Микро и макро среда предприятия. Организация маркетинговой службы предприятия, ее функции.

Изучение поведения потребителей, модель принятия решений о покупке. Сегментирование рынка. Выбор целевых сегментов, стратегия маркетинга. Позиционирование товара

Товарная политика, цели и задачи. Товар в маркетинговой деятельности. Модель товара. Классификация товаров. Управление конкурентоспособностью товара. Управление жизненным циклом, типы ЖЦТ. Управление товарным ассортиментом.

Ценовая политика фирмы, ее роль в комплексе маркетинга. Методы ценообразования. Выбор стратегии ценообразования.

Сбытовая политика в комплексе маркетинга. Товародвижение в комплексе маркетинга. Формирование каналов распределения, участники каналов распределения.

Коммуникации в комплексе маркетинга. Комплекс средств продвижения товаров, его выбор. Реклама и ее роль, выбор средств рекламы. Формирование спроса и стимулирование сбыта. Личные продажи, их особенности. Паблисити. PR.

 

Литература:

Базовый учебник:

Маркетинг: учеб. по направлению подгот. 080200.62 «Менеджмент». Уровень подгот. «Бакалавр» / под ред. И.В. Липсица. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

Дополнительная литература:

1. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2012.

2. Забин Дж., Бребах Г. Прицельный маркетинг. Новые правила привлечения и удержания клиентов / пер. с англ. Е.В. Требушина. М.: ЭКСМО, 2006.

3. Иган Д. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений: учебник / пер. с англ. Е.Э. Лалаян. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М.: Издательский дом "Вильямс", 2007.

6. Кросскультурный маркетинг: учеб. пособие / О.В. Сагинова; И.И. Скоробогатых; Ж. Дюметц. М.: ИНФРА-М, 2012.

7. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок / пер. с англ. СПб.: ПИТЕР, 2010.

8. Поведение потребителей / Р.Д. Блэкуэлл; П.У. Миниард; Д.Ф. Энджел; пер. с англ. Е. Колотвина; пер. с англ. Л. Круглов-Морозов. - СПб.: ПИТЕР, 2007. Chris Fill (2006). Marketing communications: contexts, strategies, and applications. Prentice Hall, 4th ed.

 

Управление проектами

Определение понятия «проект». Основные характеристики проекта. Базовые элементы управления проектом. Классификация проектов. Матрица целей и методов. Определение понятий «портфель» и «программа».

Определение понятия «окружающая среда проекта». Факторы внешней среды проекта. Факторы внутренней среды проекта. Основные участники проекта и их влияние на реализацию проекта.

Определение понятия «жизненный цикл проекта». Двухфазная структура жизненного цикла проекта. Четырехфазная структура жизненного цикла проекта. Пятифазная структура жизненного цикла проекта. Десятифазная структура жизненного цикла проекта. Объединенная схема различных взглядов на жизненный цикл проекта.

Определение понятия «процесс». Типы процессов, выполняемые командой проекта. Сравнительный анализ групп процессов управления проектом и фаз жизненного цикла проекта. Определение основных пяти групп процессов управления проектом.

Определение понятия «инициация проекта». Основные составляющие группы процессов инициации. Способы описания продукта проекта. Составление стратегического плана проекта. Разработка критериев выбора проекта. Основные методы выбора проекта. Способы сбора исторической информации о проекте. Виды формальных результатов процесса инициации проекта. Определение понятия «допущение» и виды допущений в проекте. Определение понятия «ограничение» и виды ограничений в проекте.

Определение понятий «планирование» и «план проекта». Основные уровни планирования. Процессы планирования. Планирование целей и содержания проекта. Определение работ проекта. Календарное планирование. Планирование ресурсов. Планирование затрат и финансирования проекта. Создание плана проекта.

Определение понятия «организация исполнения проекта». Процедуры организации исполнения проекта.

Определение понятия «контроль исполнения проекта». Процедуры контроля реализации проекта. Требования к системе контроля. Принципы построения эффективной системы контроля. Виды процессов контроля проекта. Определение понятия «мониторинг». Определение понятий «корректирующие действия» и «управление изменениями проекта». Метод освоенного объема.

Определение понятия «завершение проекта». Процедуры процесса завершения проекта. Способы окончания проекта.

Определение понятия «система». Основные виды подсистем в управлении проектами. Связи подсистем управления проектами, базовых элементов и управляющих моделей.

Определение понятия «управление содержанием проекта». Дерево целей проекта. Принципы управления организацией проекта. Определение понятия «организационная структура проекта». Типы организационных структур проекта. Виды организационных структур проекта.

Определение понятия «управление продолжительностью проекта». Календарный график. Диаграмма Ганта. Определение понятия «Сетевая модель». Метод СРМ.

Определение понятий «риск» и «неопределенность». Методы определения вероятности наступления события. Классификация рисков. Управление рисками и их оценка. Методы оценки рисков проекта. Вероятностный анализ. Дерево решений. Методы снижения рисков.

Определение понятия «ресурс». Виды ресурсов проекта. Управление материально-техническим обеспечением проекта. Управление коммуникациями проекта. Управление персоналом проекта.

Определение понятия «управление стоимостью проекта». Виды оценок стоимости проекта. Определение понятия «бюджетирование». Виды бюджетов. Оценка выполнения бюджета.

Определение понятия «управление качеством проекта». Четыре ключевых аспекта качества. Три группы процессов управления качеством проекта.

Литература:

Базовый учебник

Верзух Э. Управление проектами: ускоренный курс по программе MBA = The fast forvard MBA in project management / Э. Верзух; пер. с англ. О.Л. Пелявский. - М.; СПб.; К.: Диалектика, 2007. - 471 с.

Основная литература

1. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учеб. пособие для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; Под общ. ред. И.И. Мазура. – М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2001. – 574 с.

2. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник / кол. авт.; под ред. проф. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2006. – 768 с.

Дополнительная литература

1. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон Управление проектами: Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003, 528 с.

2. Ковалев А. Управление проектом по созданию интернет-сайта. Перевод с английского. М.: Альпина, 2001. - 337 с.

3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами./И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Справочное пособие/Под редакцией И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. – М.: Высшая школа, 2001. – 875 м.

4. Разу М.Л. и др. Управление программа и проектами.: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. –М.: «ИНФРА-М», 1999г. 392с.

5. Тернер Дж.Родни Руководство по проектно-ориентированному управлению/Пер. с англ. Под общ.ред. Воропаева В.И. – М.: Издательский дои Гребенникова, 2007. 552с.

6. Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. – М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2003. -240с.

7. Троцкий М., Груча Б. Управление проектами – М.: «Финансы и статистика», 2006, 301с.

8. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности: практ. пособие / ред. Ю.Н. Лапыгин. - М.: Омега-Л, 2007. - 252 с.

 

 

Разработка и оптимизация бизнес-процессов

 

Функциональный подход к управлению организацией. Определение и сущность процессного подхода к управлению. Потребители, владельцы бизнес-процесса. Бизнес-процесс и его составляющие (технология, персонал, материалы, оборудование, производственная среда). Понятие входа и выхода бизнес-процесса. Виды ресурсов, используемых в процессах. Основные и вспомогательные, внутренние и внешние процессы. Потребители процессов. Порядок регламентации бизнес-процесса

Последовательность внимания к стратегии, проектированию организационной структуры управления и моделированию бизнес-процессов. Конвертация стратегии в бизнес-процессы на основе BSC.

Моделирование как способ отражения реальности бизнеса: принципы моделирования деятельности организаций, требования к моделям, их типы, предметные области моделирования. Текстовое, табличное, графическое описание бизнес-процессов. Проблемы выделения границ бизнес-процессов и рекомендуемые варианты ее решения.

Понятие нотации. Графический язык блок-схем алгоритмов. Модели предметных областей в ARIS. Модели описания процессов. Основные объекты диаграммы в нотации ARIS, правила построения, логические операторы, ветвления процессов. Нотации IDEF0 и IDEF3. Цели использования, правила разработки, особенности использования.

Другие нотации моделирования: кроссфункциональные процедуры, блок-схема, blueprinting, BPMN.

Система показателей (метрики) бизнес-процессов: их роль в повышении эффективности исполнения бизнес-процессов. Сквозные (межфункциональные) процессы и их использование в практике выделения, регламентации и управления бизнес-процессами.

Имитационное моделирование.

Основные способы оптимизации бизнес-процессов. Процедура анализа бизнес-процессов организации и принцип постоянного совершенствования. Методы инструменты сбора информации о бизнес-процессах при проведении их анализа.

Инструменты анализа проблем в бизнес-процессах: диаграмма причин, анализ коренной причины, диаграмма рассеивания, гистограмма. Краткая характеристика, условия применения.

Ключевые подходы к оптимизации бизнес-процессов: FAST-методика, концентрированное улучшение, перепроектирование, реинжиниринг. Отличия инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов.

Основная литература:

  1. CBOK. Свод знаний по управлению бизнес-процессами. Альпина Паблишер, 2016 г.
  2. Бьерн А. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования.  М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.  234с.

3. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов.  М.: РИА «Стандарт и качество», 2004.  408с.

4. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 319с. – (Учебник для программы MBA)

5. Кондратьев В.В. Даешь инжиниринг! Методология организации проектного бизнеса / В.В. Кондратьев, В.Я.Лоренц – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2007. – 576с.

Дополнительная литература:

1. Кондратьев В.В. Показываем бизнес-процессы: от модели процессов компании до регламентов и процедур / В.В Кондратьев, М.Н.Кузнецов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – 480с.

2. Sauza R., Ying Z., Yang l. modeling busness process and enterprise activities at the knowledge level. – Artificial Intelligence for Engineereing Design, Analisys and Manufactoring (1998), 12, 29-42.

3. Vlatka Hlupic. Business process modeling using discrete-event simulation: current opportunities and future challenges // 72 International Journal of Simulation & Process Modelling, Volume 1, Nos. 1/2, 2005.

4. Wang M., Wang H. From process logic to business logic—A cognitive approach to business process management // Information & Management. - Volume 43, Issue 2, March 2006, Pages 179-193.

5. Андерсон Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. – М.: Стандарты и качество, 2004. – 272 с.

6. Беспалов Р.С. Инструментарий разработчика бизнес-процессов. – М.: Актион-Медиа, 2006. – 136 с.

7. Бержер С., Гийяр С. Графическое описание процессов. Методика и технические средства. – М., 2003.

8. Калянов Г. Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 240 с.

9. Клементс С., Доннеллан М., Рид С. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора. – М.: Вершина, 2006. – 416 с.

10. Липунцов Ю. П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий. – М.:ДМК пресс, Компания АйТи, 2003. – 224 с.

11. Методология функционального моделирования IDEF0. Руководящий документ. – М.:ГОССТАНДАРТ РОССИИ, 2000. – 62 с.

12. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: РИА "Стандарты и качество", 2006. – 408 с.

13. Робсон М., Уллах Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 222 с.

14. Ротер М., Шук Дж. Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности. – М.: Альпина Бизнес Букс, CBSD. Центр развития деловых навыков, 2006. – 144 с.

15. Серов М. Е. Процессный подход для улучшения качества. Карманный справочник. – М.: Приоритет, 2004. – 62 с.

16. Статистическое управление процессами. SPC. – М.: Приоритет, 2001. – 166 с.

17. Тельнов Ю. Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.

18. Федюкин В. К. Управление качеством процессов. – С.-Пб.: Питер, 2004. – 208 с.

19. Хаммер M., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. - С.-Пб.: С.-Пб. ун-т, 1999.- 332 с.

20. Хаммер М. Бизнес в ХХI веке: повестка дня. Что необходимо сделать каждой компании, чтобы стать лидером рынка в текущем десятилетии. - М.: Добрая книга, 2005.

21. Черемных О.С., Черемных С.В. Стратегический корпоративный реинжиниринг: процессно-стоимостной подход к управлению бизнесом. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 736 с.

22. Черемных С.В. и др. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. – М.: Финансы и статистика, 2001.

23. Шеер А.-В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. - М.: Весть-МетаТехнология, 1999. – 152 с.

24. Шеер А.-В. Моделирование бизнес-процессов. - М.: Весть-МетаТехнология, 2000. - 205 с.

25. Шматалюк А. и др. Моделирование бизнеса. Методология ARIS: Практическое руководство. – М.: Серебряные нити, 2001.

26. Щенников С. Ю. Реинжиниринг бизнес-процессов. Экспертное моделирование, управление, планирование и оценка. – М.: Ось-89, 2004. – 288 с.

Электронные ресурсы:

1. Абашев В.М. Процессный подход и опыт его реализации в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000. - www.souzsert.ru/seminar05/abashev.doc. - 5 с.

2. Барсуков И.Б. Опыт перехода от линейно-функциональной модели управления предприятием к матрично-процессной. - https://www.subcontract.ru/Conf2005/Disk/reports/26_Barsukov.htm. - 7 с.

3. Волчков С.А., Балахонова И.В. Непрерывное улучшение бизнес-процессов на базе стандартов ERP и ИСО серии 9000. - https://www.seminars.ru/bnode/52/article/803/index.htm. - 9 с.

4. Григорьев Л.Ю. Процессное управление – первые итоги и перспективы. - https://www.mecm.info/clients/UM.nsf/clients/um.nsf/A83A4AC14510B8F4C2256EE100312D6F?Opendocument. – 7 с.

5. Елиферов В.Г. Способ выделения процессов при внедрении процессного подхода. - www.finexpert.ru. – 9 с.

6. Петренко Ф. Отражение бизнес-процессов. - https://quality.eup.ru/DOCUM/graph.html#001. – 6 с.

7. Репин В.В., Елиферов В.Г. Этапы внедрения процессного подхода. – www.finexpert.ru. – 15 с.

8. Робсон М., Уллах Р. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 224 с. https://www.lift.kg/downloads/finbook/Wca7a07e3e8d2b.htm

9. Стандарт описания, регламентации и описания бизнес-процесса. - https://www.tengrygroup.com/consulting/library/?p=51. – 69 с.

10. ТК РБ 4.2-МР-05-2002.Методика и порядок работ по определению, классификации и идентификации процессов. Описание процессов на базе методологии IDEF0: Методические рекомендации. – Минск, 2002. – 57 с.

11. Фидельман Г.Н., Дедиков С.В. Бизнес-процессы и изменение организации. - www.finexpert.ru. – 20 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: