Оценивание знаний студентов по государственному итоговому междисциплинарному экзамену проводится в соответствии с Положением от 20 апреля 2017 года. Методика выставления оценки базируется на совокупной оценке всех членов комиссии, сформированной на основе независимых оценок каждого члена комиссии.
При проведении государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент устанавливаются следующие критерии оценки знаний:
· Оценка ответа за открытый вопрос определяется следующими критериями:
Оценка «отлично» (8, 9, 10 баллов) - глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твёрдое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета, грамотное чтении и чёткое изображении схем и графиков; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы.
Оценка «хорошо» (6, 7 баллов) - твёрдые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам; грамотное чтение и чёткое изображение схем и графиков.
Оценка «удовлетворительно» (4, 5 баллов) - твёрдое знание и понимание основных вопросов программы; правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений; наличие ошибок в чтении и изображении схем и графиков; при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно.
|
Оценка «неудовлетворительно» (0, 1, 2, 3 балла) - грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.
· Оценка ответов на тест выставляется по следующей шкале:
Доля правильных ответов в тесте | Оценка |
От 95% до 100% правильных ответов | 10 баллов |
От 85% до 94% правильных ответов | 9 баллов |
От 75% от 84% правильных ответов | 8 баллов |
От 65% от 74% правильных ответов | 7 баллов |
От 55% от 64% правильных ответов | 6 баллов |
От 45% от 54% правильных ответов | 5 баллов |
От 35% от 44% правильных ответов | 4 балла |
От 25% от 34% правильных ответов | 3 балла |
От 15% от 24% правильных ответов | 2 балла |
От 5% до 14% правильных ответов | 1 балл |
До 4% правильных ответов | 0 баллов |
При выставлении оценки за тест используются правила арифметического округления.
· Оценка за практическое задание определяется по следующим критериям:
Оценка «отлично» (8, 9, 10 баллов) - выполнен комплексный анализ предлагаемого бизнес-процесса. Выводы полностью обоснованы. Есть понимание применения каждого инструмента анализа для конкретной ситуации. Предложены корректные и системные мероприятия по совершенствованию бизнес-процесса, использован пошаговый инструментарий «problem solving».
Оценка «хорошо» (6, 7 баллов) - применено несколько качественных инструментов анализа бизнес-процесса. Выводы обоснованы в достаточном объеме. Показано умение студента владеть инструментами анализа и делать общие выводы по изменению бизнес-процесса. Выделены проблемные зоны, проведен анализ причинно-следственных связей, предложены варианты совершенствования процесса.
|
Оценка «удовлетворительно» (4, 5 баллов) – применен только визуальный и интуитивный метод анализа. Выводы достаточно поверхностные. Не показано комплексное владение инструментарием анализа и совершенствования бизнес-процессов.
Оценка «неудовлетворительно» (0, 1, 2, 3 балла) - грубые ошибки в ответе, непонимание сущности проведения анализа бизнес-процессов подходов к совершенствованию.
Итоговая оценка за государственный междисциплинарный экзамен рассчитывается как среднее арифметическое оценок (при условии отсутствия неудовлетворительных оценок), полученных студентом за каждую часть экзаменационного билета, при округлении используются правила арифметического округления. В случае получения оценки «неудовлетворительно» за любую из трех частей, результирующая оценка за государственный междисциплинарный экзамен не может быть выше оценки «удовлетворительно» по пятибалльной шкале (5 баллов по десяти бальной шкале). В случае получения оценки «неудовлетворительно» за два вопроса из трех, студент получает итоговую оценку «неудовлетворительно» за государственный междисциплинарный экзамен.
Обнаружение у студентов во время государственного аттестационного испытания несанкционированных экзаменационной комиссией учебных и методических материалов, любых средств передачи информации (электронных средств связи) является основанием для принятия решения о выставлении оценки «неудовлетворительно» по результатам государственного междисциплинарного экзамена («0» по 10-балльной шкале), вне зависимости от того, были ли использованы указанные материалы (средства) при подготовке ответа.
|
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ
Теория и история менеджмента
Эволюция управления как научной дисциплины. Возникновение менеджмента как естественное следствие социально экономического развития общества. Характеристики менеджмента, как науки управления (субъект, объект, предмет, цель и задачи).
Подходы к управлению на основе выделения различных школ: классическая школа менеджмента: научное управление (Ф. Тейлор), административная школа (А. Файоль), концепция бюрократии (М. Вебер); школа человеческих отношений (Э. Мэйо); поведенческие науки; наука управления или количественный подход; процессный подход: функции процесса управления; системный подход; ситуационный подход.
Управление как вид деятельности. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Уровни менеджмента в организации: низовой, средний, высший. Базовые компетенции менеджера.
Понятие организации. Модель 7-S (Том Питерс, Роберт Уотерман, Джульен Филипс). Модель шести ячеек Марвина Вайсборда. Управление социально-экономическими системами.
Внешняя организационная среда: общая (генеральная) среда, среда задач (функциональная среда), внутренняя среда. Общая среда: международное измерение, технологическое измерение, социокультурное измерение, экономическое измерение, законодательное (политическое) измерение. Среда задач: потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда. Внутренняя организационная среда: цели и задачи, структура, технология, люди.
Жизненный цикл организации по И. Адизесу. Болезни роста по Филоновичу.
Планирование в организации. Последовательность планирования (по временным периодам, по сферам деятельности, по уровням и объектам управления). Постановка целей. Уровни целей и планов в организации. Краткосрочные и долгосрочные планы. Оперативные, тактические и стратегические планы. Иерархия целей. Понятие миссии. Подходы к планированию в условиях недостатка информации (соотношение рационального подхода и интуиции).
Взаимосвязь функции планирования с другими функциями управления. Цикл PDCA (цикл Э. Деминга).
Определение понятия «стратегический менеджмент». Основополагающая стратегия организации: стратегия роста, стратегия стабилизации, стратегия экономии. Корпоративная стратегия, матрица BCG. Стратегия бизнес-единицы: конкурентные силы и стратегии М. Портера. Стратегия функционального уровня. Процесс стратегического менеджмента: от формулирования стратегии к внедрению, SWOT-анализ. Реализация и контроль стратегии.
Организационная функция менеджмента: Понятие организационной структуры. Построение организационной структуры, распределение властных полномочий. Линейные и вспомогательные властные полномочия. Ответственность. Делегирование. Централизация и децентрализация полномочий. Норма управляемости. Преимущества и недостатки централизации и децентрализации полномочий. Вертикальные и плоские организационные структуры управления. Специализация труда. Традиционные типы организационных структур: линейная, функциональная, дивизиональная, матричная. Современные типы организационных структур: командный и сетевой подходы к организационной структуре. Достоинства и недостатки организационных структур различных типов. Взаимосвязь функции организации с другими функциями менеджмента.
Понятие мотивации. Мотивация внутренняя и внешняя. Взгляды современного менеджмента на роль человека в деятельности организации. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум) как примеры процессуального подхода к анализу мотивации. Современные подходы к трудовой мотивации. Мотивационная теория подкрепления. Сложность построения комплексной теории мотивации. Удовлетворенность работой и мотивация. Взаимосвязь функции мотивации с другими функциями менеджмента.
Объект организационного контроля. Этапы традиционного процесса контроля. Фокус организационного контроля: упреждающий контроль, сопутствующий контроль, контроль с обратной связью. Самоконтроль и контроль на уровне организации. Анализ результатов контроля. Корректирующее действие. Регулирование. Подходы к контролю качества: традиционный бюрократический контроль, децентрализованный контроль. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Взаимосвязь функции контроля с другими функциями менеджмента.
Понятие «коммуникации». Коммуникации между людьми. Коммуникационный процесс в организации. Коммуникации между организацией и внешней средой. Виды организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные коммуникации в организации: восходящие, нисходящие и горизонтальные. Невербальные коммуникации. Неформальные коммуникации в организациях: управление, основанное на выходах в народ, виноградная лоза. Барьеры при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях.
Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Типы решений: программируемые и непрограммируемые. Модели принятия решений: классическая модель, административная модель. Этапы рационального принятия решений. Методы принятия решений: Количественные методы, Качественные методы. Индивидуальные стили принятия решения. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа).
Понятие лидерства. Лидерство и менеджмент. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Способы укрепления личной власти. Возможная избыточность власти и необходимость делегирования. Условия эффективного делегирования.
Теории лидерских качеств: Р. Стогдилл, У. Беннис.
Концепции лидерского поведения. Авторитарный, Демократический и Либеральный стили руководства. Континуум лидерского поведения по Р. Таннебауму и У. Шмидту. Исследования Мичиганского университета. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Ситуационная модель руководства Фидлера. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Современные теории лидерства.
Понятие корпоративной культуры и ее определение. Подходы к описанию корпоративной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шайна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа (К. Камерон и Р. Куинн). Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры. Национальные факторы в корпоративной культуре. Модель Г. Ховстеде.
Литература:
Базовый учебник:
Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. – МПб.: Питер, 2009. – 800 с.: ил. – (Серия «Классика МВА»);
Основная и дополнительная литература:
- Дятлов А.Н. Общий менеджмент: Концепции и комментарии.: Учебник/А.Н. Дятлов, М.В. Плотников, И.А. Мутовин. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.;
- Армстронг М. Менеджмент: методы и приемы: Пер. с 3-го англ. изд. – К.: Знания-Прес, 2006. – 876 с. – (Европейский менеджмент).
- Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании. – М., 2003.
- Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. – СПб.: Питер, 2003.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1993.
- Щербина В.В. Социальные теории организаций: Словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000.
- Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя / Под ред. В. Красновой, А. Привалова. – М.: Журнал Эксперт: ЭКСМО, 2001.
- Колман Р., Барри Г. 525 способов стать лучшим менеджером. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000.
Теория организации и организационное поведение
Предмет и задачи теории организации. Организация как система. Теория организации и ее место в системе научных знаний. Проблема определения организации. Основные характеристики организаций. Виды организаций (формальные – неформальные, открытые - закрытые, естественные - искусственные), социальная организация, хозяйственные организации, организация и управление. Специфические законы социальной организации. Закон синергии. Закон информированности - упорядоченности. Закон самосохранения. Закон единства анализа (синтеза). Закон развития. Законы композиции и пропорциональности. Субъекты организаторской деятельности.
Логика формирования организации. Истоки и границы роста иерархии. Разделение управленческого труда. Линейные и функциональные специалисты. Централизация управления. Линейно-штабная структура
Понятие «организационного поведения». Задачи и место курса в ряду других управленческих дисциплин. Междисциплинарный подход к изучению поведения людей в организации. Факторы организационного поведения: человеческий фактор, организационная структура, технология, внешняя среда изучения. Объект и предмет организационного поведения. Теоретические основы организационного поведения: когнитивный подход, бихевиористский подход, подход социального научения. Природа и характеристика организации. Стереотипы «человека работающего». Сегменты организационного поведения. Проблема диверсификации рабочей силы в организации: причины и характеристики. Управление диверсификацией в организации
Человеческий фактор в социально-экономических системах. Личность и её развитие в организации. Ценности. Природа, виды и формирование установок. Последствия установок в отношении труда. Функции и изменения установок. Удовлетворенность трудом и реданность организации как виды установок; их значение для организационного поведения.
Теории формирования группового поведения в организации. Базовые теории групп: теория близости; теория взаимодействия; теория равновесия; теория обмена. Этапы формирования групп. Типы групп. Характеристика групп. Формальные и неформальные группы. Ролевые представления членов команды. Сплоченность группы. Факторы, влияющие на сплоченность. Групповые нормы. Конформизм.
Информация как фактор экономической деятельности. Коммуникативное поведение в организации. Типы коммуникаций. Основные элементы процесса коммуникаций.
Коммуникативные каналы и коммуникационные сети. Личностные сети и типы коммуникационных связей. Этапы коммуникативного процесса. Коммуникативные помехи и барьеры. Методы их преодоления. Вербальные и невербальные формы межличностного взаимодействия. Язык жестов и проблемы интерпретации коммуникативных актов. Коммуникативная функция руководства.
Трудовая мотивация: модели, приемы, проблемы. Теории мотивации: модель ожидания, модель справедливости, модель атрибуции. Мотивация и результативность организации. Целеполагание. Мотивационные типы и мотивационный классы. Варианты построения мотивационной политики. Подкрепление - как важный мотивационный фактор. Типы, характеристика подкреплений.
Лидерство в организации. Теории лидерства: теория лидерских черт, групповая теория лидерства и теория обмена, ситуационная теория лидерства, теория лидерства «путь-цель», теория харизматического лидерства, теория преобразующего лидерства. Лидерство и власть. Источники власти. Процессы ее реализации в организации.
Организационная сущность управления. Типы управленческих отношений в организации. Ориентации руководителя: формализованные и персонализованные. Значение поведенческого диапазона в организационном управлении.
Понятие организационной культуры. Место организационной культуры в культурной структуре. Национальная культура. Модель Ховстеде. Структура организационной культуры по Э. Шайну. Классификация организационной культуры. Типологии организационной культуры. Методы поддержания организационной культуры.
Изменение организационной культуры. Варианты изменения поведения в рамках изменений организационной культуры. Корпоративные университеты.
Литература:
Базовый учебник:
Лютенс Ф. Организационное поведение, М.: Инфра – М, 1999.
Гибсон Д. и др. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2000
Основная литература:
1. Гринберг Дж.,Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. – М.: Вершина, 2004
2. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. - М.: Вече-Персей-АСТ, 1997.
3. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. – М.: Дело, 2003
4. Плаус С. Психология оценки и принятия решения. – М.: Филинъ, 1998.
5. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. – М.: ИНФРА-М, 1999.
Дополнительная литература:
1. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики: почему мы ведем себя именно так. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
2. Анастази Ф., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е межд. изд.– СПб.: Питер, 2001
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994.
4. Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства. – Минск: Новое знание, 2002
5. Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2001
6. Будон Г. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. – М.: Аспект-Пресс, 1998
7. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. – М.: Финансы и статистика, 2001
8. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001
9. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб.: Речь, 2002
10. Менегетти А. Психология лидера. 3-е изд. – М.: Онтопсихология, 2001
11. Мильграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000.
12. Олпорт Г.В. Личность в психологии. – Москва:КСП+; СПб.: Ювента, 1998
13. Психология: комплексный подход. Под ред. М.Айзенка. – Минск.: Новое знание, 2002
14. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. – М.: Аспект-Пресс, 2000
15. Шайн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. – СПб.: Питер, 2002
- Минцберг Г. Структура в кулаке. Питер, 2001
- Модульная программа для менеджеров, часть 2: Организация и ее деловая среда. М., 1999.
- Модульная программа для менеджеров, часть 3: Общее управление организацией: принципы и процессы. М., 2000.
- Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003
- Пью Д., Хиксон Д. Исследователи об организациях. Хрестоматия. М., 1994.
- Шелдрейк Дж. Теория Менеджмента: от тейлоризма до японизации. СПб., 2001.