Анализ стихотворений Бориса Пастернака, Александра Твардовского.




Г.

Литература в 7-А, 7 - Б классах.

 

Тема

Анализ стихотворений Бориса Пастернака, Александра Твардовского.

 

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас состоится первая встреча с поэтом Борисом Пастернаком. В то время, когда стихотворения Пастернака получили широкую известность, это 10-20- годы 20 века, творили такие гиганты, как С.Есенин, В.Маяковский, И.Бунин, А.Ахматова. Какой же яркой индивидуальностью, каким ярким талантом надо было обладать, чтобы не затеряться в этой компании. Пастернак не затерялся. Не мог затеряться в силу своего миропонимания. Выросший среди знаменитостей, он и сам слышал, что талантлив.

Послушаем биографическую справку о Б.Пастернаке.

 

3.Ответы учащихся. Дополнения учителя.

 

Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению тяги к творчеству (родители одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др. Дом был открыт для друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные люди того времени. Дети (их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых- они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним). Пастернак много переводил с английского, немецкого, венгерского. Польского, грузинского.

Когда будете в 11 классе, мы поближе познакомимся с личностью Б.Пастернака, творческая судьба его не была гладкой. Но об этом, когда будете взрослее.

Итак, Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения П. необычны, фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир.

Сегодня мы попробуем проникнуть в этот мир, посмотреть, в чем своеобразие его поэтического почерка. Каков он, художественный мир Бориса Пастернака.

Для анализа авторы учебника предлагают нам два стихотворения: «Никого не будет в доме» и «Июль».

 

4. Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (1931г.)

Стихи Пастернака нельзя читать молча, их обязательно нужно слышать, чтобы видеть.

 

Чтение стихотворения.

- Какое настроение вызвало это стихотворение?(Несмотря на то, что стихотворение

об одиночестве, он не создает настроения печального, в нем нет безысходности, тоски)

 

- П о ч е м у? Опорные слова: никого з зимний день

сумерки

мокрые комья снега только крыши, снег -и перечеркивает их желтым мелком, ставит большой вопросительный знак.

Мы проанализируем стихотворение с точки зрения композиции, содержания, интонационных особенностей. И тогда ответим на наш главный вопрос.

Обращаемся к первым строкам стихотворения (первые две строфы).

Какую картину мы себе представляем?

(Видим дом, в котором никого нет. Сумерки. В окне - мокрые комья

снега. Поэт смотрит на крыши за окном. Тишина.)

-Каким словом поддерживается смысловое единство?

(Никого-дважды)

После этой паузы развертывается картина зимнего дня, в которой соче- тается неподвижность «только крыши, снег» с движением «белых

мокрых комьев быстрый промельк маховой».

 

В русском языке предлог «кроме» обычно произносится со слабым ударением. Для Пастернака он очень важен, он полноправно входит в ритмообразующую систему стиха- 2-го и 7-го. Он даже ударный.

Итак, первая часть (это две строфы) создают унылое, грустное настроение.

 

Смотрим на 3 и 4 строфы.

Они вместе образуют одно сложное предложение (в учебниках опечатка – стоит после 3 строфы точка) Автор предпочел поставить запятую, объединив по значению 3 и 4 строфы.

-О чем вторая смысловая часть? В центре – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рождают чувства не отпущенной вины, тоски.

-В каких изобразительно-выразительных средствах эти чувства находят художественное воплощение?

 

Метафоры: завертит мной, кольнут виной

 

-И во второй части найдем ключевые слова, которые поддерживают смысловое единство.

И опять…-3 раза

-Вспомните, как называется такая фигура речи? (анафора)

-Зачем такие повторы, какова их роль?

 

Они усиливают переживание, посетившее лирического героя, и служат

музыкальности и выразительности стихотворения.

Завершает центральную часть стихотворения бытовая деталь:

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной

В трудные 30-е годы остро ощущалась нужда в дровах, и дом протапливался не настолько, чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна. Чисто бытовая деталь вырастает у поэта в емкий метафорический образ.

-И наконец заключительная часть. С какого слова начинается 5 строфа?

С противительного союза но. Уже этим подчеркивается

противопоставленность двум предыдущим частям.

 

- В чем суть этого противопоставления?

Там – никого, а тут – «нежданно» появляется образ, вошедшей в дом.

-Ст о ит воспроизвести первые строки:

 

Но неЖданно По ПоРтьеРе

ПРобеЖит втоРЖенья дРоЖь

-Чем насыщена эта поистине колдовская метафора?

 

Аллитерацией. Образ «лепится» с помощью звуков. Мы не видим, кто это

идет, но понимаем, что это дорогой герою человек. Гостья дана намеками.

 

- Свежесть, новизна в 3 и 4 строках:

 

ТиШину Шагами меря,

Ты, как будуЩность, войдеШь.

-И вновь аллитерация. Сцепление похожих звуков ш, щ, т-заставляет замереть,как будто прислушаться к шагам.

-Чем сменяется уныние, вызванное сумерками, одиночеством?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: