Г.
Литература в 7-А, 7 - Б классах.
Тема
Анализ стихотворений Бориса Пастернака, Александра Твардовского.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас состоится первая встреча с поэтом Борисом Пастернаком. В то время, когда стихотворения Пастернака получили широкую известность, это 10-20- годы 20 века, творили такие гиганты, как С.Есенин, В.Маяковский, И.Бунин, А.Ахматова. Какой же яркой индивидуальностью, каким ярким талантом надо было обладать, чтобы не затеряться в этой компании. Пастернак не затерялся. Не мог затеряться в силу своего миропонимания. Выросший среди знаменитостей, он и сам слышал, что талантлив.
Послушаем биографическую справку о Б.Пастернаке.
3.Ответы учащихся. Дополнения учителя.
Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению тяги к творчеству (родители одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др. Дом был открыт для друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные люди того времени. Дети (их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых- они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним). Пастернак много переводил с английского, немецкого, венгерского. Польского, грузинского.
Когда будете в 11 классе, мы поближе познакомимся с личностью Б.Пастернака, творческая судьба его не была гладкой. Но об этом, когда будете взрослее.
Итак, Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения П. необычны, фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир.
Сегодня мы попробуем проникнуть в этот мир, посмотреть, в чем своеобразие его поэтического почерка. Каков он, художественный мир Бориса Пастернака.
Для анализа авторы учебника предлагают нам два стихотворения: «Никого не будет в доме» и «Июль».
4. Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (1931г.)
Стихи Пастернака нельзя читать молча, их обязательно нужно слышать, чтобы видеть.
Чтение стихотворения.
- Какое настроение вызвало это стихотворение?(Несмотря на то, что стихотворение
об одиночестве, он не создает настроения печального, в нем нет безысходности, тоски)
- П о ч е м у? Опорные слова: никого з зимний день
сумерки
мокрые комья снега только крыши, снег -и перечеркивает их желтым мелком, ставит большой вопросительный знак.
Мы проанализируем стихотворение с точки зрения композиции, содержания, интонационных особенностей. И тогда ответим на наш главный вопрос.
Обращаемся к первым строкам стихотворения (первые две строфы).
Какую картину мы себе представляем?
(Видим дом, в котором никого нет. Сумерки. В окне - мокрые комья
снега. Поэт смотрит на крыши за окном. Тишина.)
-Каким словом поддерживается смысловое единство?
(Никого-дважды)
После этой паузы развертывается картина зимнего дня, в которой соче- тается неподвижность «только крыши, снег» с движением «белых
мокрых комьев быстрый промельк маховой».
В русском языке предлог «кроме» обычно произносится со слабым ударением. Для Пастернака он очень важен, он полноправно входит в ритмообразующую систему стиха- 2-го и 7-го. Он даже ударный.
Итак, первая часть (это две строфы) создают унылое, грустное настроение.
Смотрим на 3 и 4 строфы.
Они вместе образуют одно сложное предложение (в учебниках опечатка – стоит после 3 строфы точка) Автор предпочел поставить запятую, объединив по значению 3 и 4 строфы.
-О чем вторая смысловая часть? В центре – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рождают чувства не отпущенной вины, тоски.
-В каких изобразительно-выразительных средствах эти чувства находят художественное воплощение?
Метафоры: завертит мной, кольнут виной
-И во второй части найдем ключевые слова, которые поддерживают смысловое единство.
И опять…-3 раза
-Вспомните, как называется такая фигура речи? (анафора)
-Зачем такие повторы, какова их роль?
Они усиливают переживание, посетившее лирического героя, и служат
музыкальности и выразительности стихотворения.
Завершает центральную часть стихотворения бытовая деталь:
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной
В трудные 30-е годы остро ощущалась нужда в дровах, и дом протапливался не настолько, чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна. Чисто бытовая деталь вырастает у поэта в емкий метафорический образ.
-И наконец заключительная часть. С какого слова начинается 5 строфа?
С противительного союза но. Уже этим подчеркивается
противопоставленность двум предыдущим частям.
- В чем суть этого противопоставления?
Там – никого, а тут – «нежданно» появляется образ, вошедшей в дом.
-Ст о ит воспроизвести первые строки:
Но неЖданно По ПоРтьеРе
ПРобеЖит втоРЖенья дРоЖь
-Чем насыщена эта поистине колдовская метафора?
Аллитерацией. Образ «лепится» с помощью звуков. Мы не видим, кто это
идет, но понимаем, что это дорогой герою человек. Гостья дана намеками.
- Свежесть, новизна в 3 и 4 строках:
ТиШину Шагами меря,
Ты, как будуЩность, войдеШь.
-И вновь аллитерация. Сцепление похожих звуков ш, щ, т-заставляет замереть,как будто прислушаться к шагам.
-Чем сменяется уныние, вызванное сумерками, одиночеством?