Классификация подвижного состава





 

Пассажирские вагоны делятся на мягкие с двухместными купе (С В), купейные, плацкартные, межобластные и общие. В вагонах СВ икупейных места, где располагаются пассажиры, отгорожены дверьми. Плацкартные вагоны представляют собой открытые вагоны с местами для лежания, межобластные — с креслами для сидения, общие —открытые жесткие вагоны с местами для сидения. В проездном документе помимо номера вагона, в котором пассажиру предоставляется место, указывается и тип вагона, обозначаемый определенной буквой.

В зависимости от расстояния, на которое курсируют пассажирские поезда, они делятся на пригородные и дальние.

Пригородные поездакурсируют на расстояние до 150 км, однако, как уже отмечалось, они могут иметь и более дальние маршруты. Пригородные поезда часто в обиходе называют «электричками» в связи с тем, видимо, что они получают энергию от внешней электросети. Это название не совсем правильное, так как в общем случае электропоезд представляет собой разновидность моторизованного подвижного состава, получающего энергию от внешней электросети или от собственных электробатарей и способного покрывать расстояния в тысячи километров.

Обычные пригородные поезда имеют меньшую массу по сравнению с остальными пассажирскими поездами, большую населенность, а также частые остановки в пригородных зонах. Вагоны пригородных поездов оборудованы местами для сидения и полками для ручной клади, расположенными по обеим сторонам вдоль всего вагона. Места для сидения могут быть жесткими или мягкими. В середине вагона имеется достаточно широкий проход для пассажиров, а с обоих торцов предусмотрены тамбуры, где также могли" ехать пассажиры. В пригородных поездах передний и задний вагоны имеют кабины машинистов, где установлены пульты управления.

С конца лета 2002 г. на маршруте «Павелецкий вокзал — аэропорт Домодедово» начал курсировать новый пригородный электропоезд «Московский»,в котором более 150 новшеств, повышающих надежность, комфорт, безопасность и экономичность подвижного состава. «Голова» поезда имеет современную обтекаемую форму, вагоны снаружи совершенно гладкие. В салонах использованы модернизированные потолки, стеклопластиковая облицовка стен, индивидуальные эргономичные кресла для пассажиров. Вагоны оснащены улучшенными системами вентиляции и отопления, оповещения и связи. Переходная площадка между вагонами выполнена на едином уровне, что позволяет без затруднения пользоваться транспортными тележками.

Кабина машиниста также значительно усовершенствована: теперь в ней находится система видеонаблюдения, дающая возможность машинисту контролировать обстановку в вагонах и на платформах. Электропоезд нового поколения создан на Московском локомотивном заводе. Особенностью таких пригородных поездов является то, что они предназначены специально для обслуживании пассажиров, пользующихся услугами аэропорта Домодедово, хотя, конечно, билет на этот поезд может приобрести любой желающий.

Дальние поездакурсируют на расстояние более 150 км. Это, главным образом, поезда, снизывающие западные и центральные районы с Сибирью и Дальним Востоком. Дальние поезда формируются из плацкартных, купейных и спальных вагонов. К пассажирским поездам нового поколенияможно отнести электропоезда-экспрессы,которые с недавнего времени стали ходить между Москвой и крупными близлежащими областными городами (Калугой, Рязанью, Ярославлем и др.). Они состоят из десяти вагонов, окрашенных в бело-синюю гамму цветов. В этих экспрессах впервые в России было введено деление вагонов на классы — первый, второй и третий, что позволило пассажирам выбирать различный уровень комфорта. В самом дорогом первом классе кресла более удобные и просторные, между ними установлены столики; под ногами пол покрыт небольшим ковриком; вагоны второго класса оборудованы креслами самолетного типа с откидными столиками. Все окна в поезде тонированы, вагоны оборудованы электронной информацией — «бегущей строкой», биотуалетами, телевизорами, имеется два буфета-бара. Пассажиры первого класса обеспечиваются разнообразной прессой. Такие поезда-экспрессы выпускаются Демиховским машиностроительным заводом, расположенным в Московской области.

В зависимости от скорости движенияпоезда делятся на пассажирские, скорые и скоростные.

Пассажирские поезда — поезда, маршрутная скорость которых составляет до 50 км/ч. Они делают много остановок в пути, при этом стоянки достаточно длительные. Пассажирские поезда формируются из вагонов меньшей комфортности — в них отсутствуют мягкие вагоны СВ и гораздо больше вагонов с плацкартными местами и общих, что увеличивает их населенность по сравнению со скорыми поездами.

Скорые поезда характеризуются более высокой скоростью на маршруте, составляющей не менее 50 км/ч. Разница в маршрутных скоростях пассажирских и скорых поездов, следующих в одном направлении, должна быть не менее 6 км/ч. Скорые поезда делают остановки только в крупных городах, проходя зачастую безостановочно 200 — 300 км; стоянки по продолжительности непревышают 15 мин. Скорые поезда в своем составе имеют больше вагонов повышенной комфортности — СВ и купейных, они менее населены, чем пассажирские, и, как правило, имеют более удобное расписание.

Скоростные поезда — поезда, способные развивать скорость от 140 до 160 — 200 км/ч. При этом маршрутная скорость таких поездов на всем пути следования не должна быть менее 85 км/ч.

Особенностью организации движения скоростных поездов является то, что железнодорожные линии, где эксплуатируются такие поезда, требуют определенных условий содержания путей, искусственных сооружений; средств сигнализации и связи, дополнительных условий, обеспечивающих безопасность движения. Кроме того, особые требования предъявляются к локомотивам, вагонам, тормозам и другому техническому оборудованию. В России в настоящее время скоростное движение осуществляется на Октябрьской железной дороге между Санкт-Петербургом и Москвой. На этом маршруте железнодорожное сообщение успешно конкурирует с воздушным транспортом. Здесь эксплуатируются четыре скоростных поезда — два ЭР-200, «Аврора» и «Невский экспресс». Поезд ЭР-200 на отдельных участках пути развивает скорость до 200 км/ч, что позволяет ему преодолевать расстояние между двумя столицами за 4 ч 20 мин.

В течение последних лет идут испытания высокоскоростного поезда «Сокол», скорость которого будет доходить до 300 км/ч. При этом предполагается, что время в пути от Москвы до Санкт-Петербурга сократится до 3 ч. Электропоезд «Сокол» был изготовлен в 1999 г. на заводе «Трансмаш» в г. Тихвине Ленинградской области. Следует отметить, что высокоскоростные поезда, рассчитанные на движение со скоростью свыше 250 км/ч, самостоятельно выпускают лишь пять стран мира — Япония, Франция, Германия, Италия и Швеция.

Помимо эксплуатации скоростных поездов на Октябрьской железной дороге существует несколько проектов по организации скоростного движения на других направлениях: Москва — Воронеж—Ростов—Адлер; Москва—Нижний Новгород —Екатеринбург; Москва —Смоленск—Брест—Варшава—Берлин и др.

Среди дальних поездов внутреннего и международного сообщений выделяется группа фирменных поездов,которые в отличие от других имеют названия: «Россия», «Нижегородец», «Кама», «Донбасс», «Лев Толстой», «Сибелиус» и др. Эти поезда курсируют, как правило, между столицами или другими крупными городами. Они отличаются как внешним видом — цветом вагонов, наличием на боковых стенах вагонов табличек с названием поезда, так и внутренним убранством, отражающим своеобразие края, области, государства, по территории которого проходит основной маршрут фирменного поезда.

Для формирования фирменных поездов используются вагоны со сроком эксплуатации не более 10 лет или прошедшие капитальный ремонт. В фирменных поездах обеспечивается высокое качество обслуживания: персонал проходит специальное обучение; используется постельное белье с небольшим сроком эксплуатации; чай, кофе и кондитерские изделия предоставляются пассажирам по их просьбе в любое время суток, а не по графику.

Для перевозки туристов могут быть организованы специальные туристско-экскурсионные поезда, которые назначаются в прямом внутреннем или международном сообщении. При этом в состав поездов включаются вагон-рестораны и дизельные электростанции. Особенностью туристских поездов является то, что они продвигаются главным образом ночью, а днем стоят на запасных путях станции, пока туристы совершают экскурсии, предусмотренные в данном пункте маршрута.

По регулярности движения поездаделятся на круглогодичные, летние и разового назначения. Круглогодичные поездакурсируют по строгому расписанию и постоянному маршруту в течение всего года. Летние поездавключаются в расписание в весенне-летний период, что обусловлено увеличением пассажиропотока в это время года. Поезда разового назначениямогут использоваться для вывоза людей при возникновении чрезвычайных ситуаций и для организации чартерных или туристских перевозок.

Каждому поезду в соответствии с его категорией присваивается определенный номер, состоящий из двух последовательных четных и нечетных чисел, например поезд 9/10. При движении поезда в одном направлении ему присваивается один номер, а при движении обратно — другой.

Следует отметить, что на отдельных участках железных дорог все поезда отличаются по своим номерам, однако на всей железнодорожной сети могут встретиться поезда с одинаковыми номерами (например, номер 1 имеют поезда: «Красная стрела», Санкт-Петербург—Москва; «Россия», Владивосток—Москва; «Ярмарка», Нижний Новгород—Москва).

Поезда более высокой категории имеют меньшие номера, поэтому по номеру можно определить категорию поезда:

Скорые поезда 001 — 149

Скоростные 150— 169

Пассажирские 170 — 699

В том числе:

Пассажирские летние 301—399

Пассажирские разового назначения 401—599

Пассажирские местные (круглогодичные) 601—698

Туристско-экскурсионные 501—899

Почтово-багажные 901 — 945

В связи с сокращением пассажиропотока в последнее время появились двухгрупповые поезда, которые вопределенной точке маршрута разделяются и следуют в различные пункты назначения. Например, поезд № 105 Москва- Курск-Львов после прибытия в город Орел разделяется на два состава — пассажирский поезд № 105 Москва -Курск и поезд № 141 Москва—Львов. В предпраздничные дни, когда пассажиропоток увеличивается, каждый поезд с самого начала рейса следует по с ноем у собственному маршруту в соответствии с расписанием.

Перевозочные документы

 

Транспортные услуги, оказываемые перевозчиками на железных дорогах, представляют собой предмет договора, который заключается между ними и пассажирами или грузоотправителями, и оформляется перевозочными документами. Согласно ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ по договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом пассажиры должны оплатить свой проезд в соответствии с установленными тарифами, а при сдаче багажа или грузобагажа — их провоз.

Заключение договора на перевозку пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, сдача грузоотправителем грузобагажа —грузобагажной квитанцией.

Договор перевозки пассажира считается заключенным с момента выдачи ему проездного документа (билета). По виду и способу оформления проездные документы бывают: картонные, катушечные, бланковые ручной выписки и бланковые, оформленные через автоматизированную систему резервирования «Экспресс-2».

Картонные билеты представляют собой проездные документы, оформленные на плотной бумаге (картоне), с обеих сторон покрытые фоновой защитной сеткой, которая может иметь разный цвет и рисунок. С помощью игольчатых компостеров на такие билеты наносятся номер поезда и дата отправления. Номера нагона и места вписываются кассиром. Каждый билет выдастся на одного человека. Картонные билеты печатаются, как правило, для железнодорожных сообщений с устойчивым потоком пассажиров или, наоборот, на малодеятельных участках в прямом сообщении.

Катушечные билеты продаются проводниками в пригородных и пассажирских поездах на участках, где отсутствуют билетные кассы. Они печатаются на непрерывной бумажной ленте и бывают разного цвета — с черной и зеленой сеткой.

Билет с черной сеткой считается основным — он выдастся каждому пассажиру; билет с зеленой сеткой выдается дополнительно к основному в зависимости от суммарной стоимости проезда.

Бланковые билеты оформляются на поезда дальнего следования. Они бывают ручной выписки или оформленные через автоматизированную систему бронирования билетов «Экспресс-2».

Бланковые билеты ручной выписки оформляются на станциях малодеятельных участков железных дорог, где отсутствуют терминалы автоматической выписки железнодорожных билетов. Они печатаются на цветной бумаге и состоят из трех частей. Левая часть проездного документа является корешком, остающимся в кассе правая —непосредственно билетом. В ней указываются станция отправления и назначения, цена билета и плацкарты, общая стоимость проезда, страховой и комиссионный сборы, номера поезда, вагона, места, дата и время рейса. В средней части приведен перечень категорий вагонов и набор сумм, необходимых для взимания стоимости проезда. При оформлении билета кассир разрезает документ в средней части таким образом, чтобы на нем по границе резки оставалась информация, отражающая условия проезда — тип вагона и стоимость перевозки. Билет выдается на каждого пассажира или на группу лиц, при этом кассир вручную заполняет левую и правую части билета, указывая тарифный пояс и цену. Номер поезда и дата отправления наносятся игольчатым компостером на предварительно сложенный вдвое по горизонтальной линии проездной документ. Такие бланковые билеты различаются цветом: полный имеет розовый цвет, детский — синий, льготный —оранжевый, групповой — сиреневый. В последнем случае в средней части проездного документа помимо указанных выше данных печатаются цифры от 1 до 20, обозначающие количество пассажиров. Оформляя групповой билет, кассир обязан разрезать его так, чтобы на проездном документе сохранилось число, соответствующее количеству пассажиров, едущих по нему.

В последнее время бланковые билеты ручного оформления встречаются редко, так как основная масса проездных документов в поезда дальнего следования выдается через автоматизированную систему «Экспресс-2». Однако они могут быть выданы пассажирам при технологических перерывах в работе системы. При этом кассир, связываясь по телефону с диспетчерским терминалом автоматизированной системы, получает информацию о наличии мест на необходимом рейсе.

Бланковые проездные документы автоматизированной системы «Экспресс-2»оформляются через специальные билетопечатающие автоматические устройства практически на всех железных дорогах России (в 1998 г. система «Экспресс-2» была введена на Дальневосточной железной дороге). Данный проездной документ представляет собой бланк на цветной бумаге, имеющий несколько степеней защиты, на котором печатается определенная информация.

На первой строчке проездного документа указывается номер поезда, состоящий из трех цифр и двух букв, позволяющих машине различать поезда с одинаковыми номерами на разных участках дорог. На этой же строчке печатается дата, время отправления поезда, номер и категория вагона. Номер вагона обозначается двумя цифрами, а категория —буквенными символами: О — общий, С — межобластной, П — плацкартный, К —купейный, М — мягкий 4-местный, Л — мягкий 2-местный (СВ). Затем указываются стоимость билета и стоимость плацкарты, количество человек, едущих по этому документу (так как на одном бланке допускается оформлять проезд нескольких пассажиров), и вид документа: полный, детский или льготный (бесплатный или льготный).

На второй строчке печатается маршрут — станция отправления и станция назначения, при этом в скобках указываются семизначные коды станций. Коды российских станций начинаются с числа 20, белорусских — с числа 21, украинских — с числа 22 и т.д. Если перевозка осуществляется фирменным поездом, после кода станции это фиксируется сокращением «ФИРМ».

На третьей строчке печатается номер места, состоящий из трех цифр. Нижние места, расположенные в купе, имеют нечетные номера, верхние — четные. В плацкартных вагонах места, расположенные сбоку, имеют номера с 38 по 45. При продаже проездных документов в плацкартные, купейные и мягкие вагоны с нумерованными местами пассажирам, приобретающим два проездных документа и более, предоставляется, как правило, равное количество верхних и нижних мест. Исключение может быть сделано начальником станции (или вокзала) инвалидам, больным или престарелым.

Следует иметь в виду, что пассажир имеет право занимать при проезде одно место. При наличии свободных мест в момент приобретения проездного документа пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места с оплатой их полной стоимости.

Еслипроездной документ оформляется на несколько человек в немуказывается несколько мест: через тире,если места следуют подряд, или через запятую — в противном случае.

Если проездной документ выдается на промежуточной станции, номер места не указывается.

После указания места ставится служебный знак, а после него (в настоящее время) сокращенно печатается название железной дороги, которой принадлежит состав или прицепной вагон.

На четвертой строчке печатается служебная информация: защищенный код билета; обозначение терминала, выдавшего билет; номер заказа; дата и время оформления документа. Здесь же обозначается форма оплаты — наличными деньгами (Н) или по безналичному расчету (Ч). В круглых скобках приводится величина страхового сбора. В случае оформления проездного документа на несколько человек она составляет сумму страховых сборов всех участников поездки по данному билету.

На пятой строке печатаются данные документа, удостоверяющего личность пассажира, и через дробь — его фамилия и первая буква имени. Согласно «Правилам оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» продажа билета может осуществляться при представлении пассажиром паспорта, военного билета, удостоверения или иного документа, а для детей до 14 лет — свидетельства о рождении. При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего его личность, фамилии или номеру, указанным в билете, а также при отсутствии или исправлении фамилии или номера документа в билете пассажир к посадке в поезд не допускается. В такой ситуации начальник пассажирского поезда делает отметку на билете «Отказано в перевозке на основании пункта 14 Правил оказания услуг». Возврат денег по таким проездным документам производится только в случаях, если в них отсутствуют фамилии.

Если оформляется групповой билет, то к нему должен прилагаться список пассажиров, содержащий реквизиты документов, удостоверяющих их личности.

На последней, шестой, строчке проездного документа отражается его полная стоимость, включающая стоимость билета и плацкарты, а также величину страхового и комиссионного сборов. Затем указывается дата и время прибытия поезда в пункт назначения. Если перевозка осуществляется в вагоне повышенной комфортности, то после стоимости в этой строчке пишется вид сервисных услуг: УО — без питания, У1 — с предоставлением комплекта питании (ленчиком), У2 — с предоставлением горячего обеда из вагона-ресторана. Цена этих услуг включается в стоимость проездного документа.

При посадке на поезд проводник обязан был гасить билет, надрывая его определенным образом — так, чтобы не нарушить напечатанную на нем информацию. Однако с 1 июня 2000 г. на Московской железной дороге была введена новая форма бланковых билетов, оформляемых в системе «Экспресс-2». Каждый документ нового образца состоит из купонов, несущих одинаковую информацию (наподобие копирующегося автоматического авиационного билета). Один купон остается у кассира при продаже, второй отрывается проводником при посадке на поезд, а третий остается у пассажира. В этом случае проводник не гасит проездной документ, а просто изымает у пассажира причитающуюся ему копию. Основное отличие внешнего вида проездного документа купонного образца состоит в том, что он имеет голограмму и штрих-код.

Проездные документы для пассажиров, следующих в беспересадочном направлении, действительны на время следования поезда от пункта отправления до пункта назначения. В некоторых случаях срок годности билета может быть продленначальником станции или вокзала путем отметки, которая ставится на самом проездном документе. К таким случаям относятся следующие:

· остановка пассажира в пути на срок не более 10 сут.;

· заболевание пассажира в пути следования (срок годности продлевается на все время болезни по представлении справки лечебного учреждения);

· пересадка на согласованные поезда в пункте пересадки (срок годности продлевается на все время задержки пассажира до возможности продолжить поездку);

· непредоставление пассажиру места в поезде (срок годности продлевается до отправления следующего поезда, в котором будет предоставлено место в соответствии с проездным документом).

В настоящее время на железных дорогах России начинает внедряться новая автоматизированная система управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3». Эта система станет не столько системой продажи билетов, сколько системой управления всеми технологическими процессами железнодорожных пассажирских перевозок. Она даст следующие возможности:

· осуществлять автоматизированную продажу билетов во всех видах сообщений (внутреннем, пригородном, международном);

· предоставлять справочно-информационные услуги пассажирам;

· управлять багажными и грузобагажными перевозками;

· реализовывать сервисное обслуживание пассажиров в прямом смешанном сообщении с использованием других видов транспорта (автомобильного, речного, морского, воздушного);

· вести финансовый учет по пассажирским перевозкам, включая взаиморасчеты между различными инфраструктурами, между инфраструктурами и перевозчиками;

-управлять перевозками в целом по всей сети и отдельно на каждой дороге.

Важной отличительной особенностью системы «Экспресс-3» является то, что продажа билетов по ходу следования поезда в прямом сообщении будет осуществляться с нумерацией мест, поскольку она позволяет в режиме реального времени получать информацию о динамике изменения населенности поездов по маршруту продвижения. Кроме того, новая система позволит управлять пригородными перевозками на основе полного учета пассажиропотоков.

Внедрение АСУ «Экспресс-3» на железных дорогах России будет происходить поэтапно, чтобы не нарушить обслуживание пассажиров, осуществляемое в настоящее время через систему «Экспресс». Первой дорогой, приступившей к осуществлению работы в новой АСУ, является Горьковская железная дорога. На всех же структурах переход на систему «Экспресс-3» закончится к 2005 г., так как требуется определенное время и значительные средства для установки более современного оборудования и перехода в режим новой информационной технологии. По мере внедрения последней на всей железнодорожной сети будут одновременно работать обе системы — «Экспресс-2» и «Экспресс-3».

Продажа билетов на поезда дальнего следования в кассах, оборудованных терминалами «Экспресс», осуществляется в срок от 45 сут. и до отправления поезда с пунктов формирования (или оборота) поезда и от 3 сут. до отправления поезда с промежуточных станций. Помимо этого, перевозчики организуют прием заказов на оформление проездных документов, который может осуществляться как при личном обращении граждан, так и по телефону. При этом билеты могут быть доставлены пассажиру по месту работы, проживания, отдыха или в любое другое место, указанное им.

Следует отметить, что недавно Московское железнодорожное агентство по обслуживанию пассажиров ввело новую услугу для населениязаказ проездных документов через Интернет на своем сайте. Заказ принимается только при наличии паспортных данных, кроме того, в этом случае установлен срок выкупа билетов.

Как уже отмечалось, пассажир может быть допущен в поезд, только если у него имеется должным образом оформленный проездной документ. Однако в виде исключения начальник поезда имеет право при наличии свободных мест допустить на посадку пассажира, не успевшего приобрести билет в билетной кассе. Это возможно в ситуациях, обусловленных необходимостью экстренного выезда (смерть, болезнь, авария и т.п.) близких или родственников пассажира. При этом последний должен предоставить телеграмму, заверенную ответственным лицом, подтверждающую срочность выезда. В таких случаях посадка производится в «штабной вагон, где » течение определенного времени пассажир обязан приобрести проездной документ. Если за это время он не оформил свой проезд, он будет считаться безбилетным и может быть оштрафован.

Что касается утерянных и испорченных билетов, то согласно Уставу железнодорожного транспорта РФ такие проездные документы не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком. Если же это возможно и пассажир предоставит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, пассажиру выписывается дубликат билета при уплате определенного сбора. При этом следует помнить, что восстановленный документ не подлежит возврату и переоформлению, о чем свидетельствует дополнительная отметка на билете. Если же при восстановлении утерянного проездного документа обнаружится, что по нему произведена операция возврата платежей, то такой документ восстановлению не подлежит. Кроме того, восстановление проездных документов производится только в том случае, если они оформлены на проезд от и до железнодорожных станций российских железных дорог в поездах и вагонах формирования российских перевозчиков.

Проездные документы оформляются только на проезд в беспересадочном сообщении. При оформлении билета пассажиру, имеющему право на бесплатный или льготный проезд и следующему с пересадками, вкассе первоначальной станции отправления на проездном документе указываются полный путь следования и пункты пересадки. В них пассажир в течение 24 ч с момента прибытия поезда должен обменять данный использованный билет на другой, действительный для перевозки на дальнейший путь следования.

Проезд пассажира в пригородном сообщении осуществляется по договору перевозки, оформленному билетом для разовой поездки «туда» или «туда и обратно» или абонементным билетомустановленной формы (абонементным льготным, абонементным «Выходного дня») для многоразовых поездок.

Обычный разовый билетпечатается на бумажной ленте билетопечатающими машинами или автоматами, где указываются:

· наименование железной дороги;

· станция выдачи билета;

· зона отправления и назначения;

· - дата и время выдачи билета;

-номер билета, а также определенная служебная информация;

· вид билета (полный, льготный, детский);

· цена билета.

Внизу ставится штрих-код, несущий указанную информацию и контролирующий вход и выход пассажира на перрон. Разовый пригородный билет, а также купон «туда» билета приобретенного в оба конца, действительны на выезд в течение дня выдачи их билетными кассами. Пригородный билет в оба конца действителен по купону «обратно» в течение одних суток, не считая даты выдачи, а также общевыходных и праздничных дней.

Абонементные пригородные билетыдают право пассажиру в поездах пригородного сообщения совершать многократные поездки между определенными станциями в течение определенного времени. Они оформляются, как правило, вручную и выдаются сроком на 1 год, полгода, сезон (квартал), 1 мес. Абонементный билет «Выходного дня» действителен на проезд по пятницам, субботам, воскресеньям, понедельникам, а также в день перед праздником и в день после праздника и выдается на 1 мес.

Порядок продажи и стоимость абонементных билетов устанавливаются перевозчиком, при этом возможна продажа абонементных билетов юридическим лицам. Продажа абонементных билетов может производиться заблаговременно, но не более чем за 30 сут. до начала срока их действия. В этих случаях на абонементных билетах компостером проставляется число, с которого начинается срок действия билета.

Срок действия абонементных билетов начинается с даты, указанной в абонементном билете, и заканчивается той же датой (исключительно) соответствующего месяца и года.

Срок действия пригородных билетов (в том числе абонементных) не продлевается, утерянные и испорченные билеты на пригородные поезда не возобновляются, а уплаченные за них деньги не возвращаются. Если окончание сроков годности пригородного билета (разового, в оба конца или абонементного) застанет пассажира в пути, билет сохраняет годность до прибытия его на станцию назначения.

Для проезда в поездах пригородного сообщения могут использоваться также специальные электронные бесконтактные смарт-карты.

Помимо билетов при осуществлении перевозок во внутреннем сообщении используются также квитанции разных сборов, багажные квитанции и грузобагажные квитанции. С помощью квитанций разных сборовоформляется проезд пассажира, допущенного в «штабной» вагон без билета, а также изменение условий поездки. Если в процессе перевозки пассажир решил изменить тип вагона, то такие услуги при наличии возможности он может получить, предварительно оплатив разницу в стоимости проезда, которая оформляется по квитанции разных сборов.

Перевозка пассажиром багажа сопровождается выдачей ему багажной квитанции,состоящей из трех частей: собственно багажной квитанции, дорожной ведомости и корешка.

Корешок остается в качестве отчетного документа у приемщика багажа; собственно багажная квитанция выдается пассажиру, а дорожная ведомость сопровождает багаж в пути всего следования до станции назначения. В багажной квитанции указываются перевозчик, станция отправления и станция назначения, отправитель, получатель, масса и стоимость перевозки багажа, дата прибытия на станцию назначения. Аналогичный документ — грузобагажная квитанцияоформляется на перевозку грузобагажа.

Для проезда в международном сообщениипассажир должен иметь проездной документ установленной формы. Если проезд осуществляется в спальном вагоне, то проездной документ, как правило, имеет вид купонной книжки, состоящей из нескольких купонов _ собственно билета и плацкарты, дающей право занятия соответствующего спального места. Плацкарта выдается пассажиру на каждый беспересадочный участок следования и действительна только при наличии билета и только на проезд в указанных в ней день, поезд, вагон и место. Если пассажир, следуя в спальном вагоне, совершил остановку, то плацкарта утрачивает силу и за неиспользованное расстояние стоимость плацкарты не возвращается.

Помимо билета и плацкарты в купонную книжку включаются квитанции доплат, которые могут быть использованы при изменении маршрута, условий проезда или для оформления перевозки собаки. Изъятые из купонной книжки отдельные документы не действительны.

Срок годности проездных документов, выданных в международном сообщении для следования «туда», составляет 2 мес; для следования «туда и обратно» — 4 мес. (со дня продажи российскими перевозчиками и со дня отправления поезда зарубежными перевозчиками). В течение срока годности проездных документов пассажир имеет право прервать свою поездку на любой попутной станции, если этому не препятствуют паспортно-административные и визовые правила. Остановка в пути не удлиняет срок годности проездных документов.

Срок годности билета может быть продлен начальником станции или перевозчиком, если пассажир заявил, что вследствие болезни, несчастного случая или другой уважительной причины не может закончить поездку в установленный на проездном документе срок. При этом перевозчик оставляет за собой право установить, является ли такая причина уважительной и на какой период времени следует продлить срок годности билета.

Тарифы. Льготы. Сборы.

 

Под железнодорожными тарифами понимается установленная система, включающая цены за перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа и груза, и правила их начисления.

В зависимости от вида сообщений в Российской Федерации установлены два вида пассажирских тарифов: общий пассажирский тариф — при проезде в поездах дальнего следования и пригородный — при проезде в поездах пригородного сообщения.

Общий пассажирский тарифзависит от расстояния поездки, типа вагона и категории поезда.

Расстояние берется с округлением по тарифным поясам, предусмотренным в соответствующих таблицах стоимости проезда. При этом стоимостная ставка за расстояние рассчитывается таким образом, что при увеличении общего расстояния оплата возрастает, а плата за перевозку одного пассажира на один километр снижается.

За основу общего пассажирского тарифа принят тариф на перевозку пассажира в общем вагоне пассажирского поезда. Поездка в более комфортных условиях оплачивается дороже. Так, за проезд пассажиров в вагонах с местами для лежания в общий пассажирский тариф включается доплата за спальное место — плацкарту (нем. platzkarte, отplatz — место и karte — карточка, билет), величина которой зависит от типа вагона (плацкартный, купейный или СВ) и расстояния, на которое едет пассажир. Если пассажир путешествует в скором поезде, то за скорость также взимается доплата, размер которой зависит от расстояния. Таким образом, общий пассажирский тариф включает две составляющие: 1) стоимость билета и 2) стоимость плацкарты, которые определяются по специальным таблицам соответствующего прейскуранта в зависимости от расстояния тарифных поясов, типа вагона и категории поезда.

При перевозке пассажиров вфирменных поездахдействуют тарифы выше обычных в 1,2—1,5 раза, так как в этом случае используются коэффициенты увеличения, относящиеся ко всей стоимости — и к стоимости билета, и к стоимости плацкарты. Эти тарифы также определяются по специальным таблицам (приложению к соответствующему прейскуранту).

Если поездка пассажира происходит в вагоне повышенной комфортности,в стоимость проездного документа включается оплата за дополнительные услуги. При этом она добавляется к цене плацкарты. Если же в экстремальных ситуациях по специальному приказу МПС продаются билеты на третью полку (как это было, например, при выезде из Сочи в конце лета 2000 г.), цена за такие билеты устанавливается как за места в общем вагоне.

Кроме того, в стоимость билета на поезда дальнего следования включается обязательный страховой сбор. Страховой тариф дает право пассажиру при возникновении в пути несчастного случая требовать с перевозчика выплаты материального возмещения. Согласно Указу Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» (с изменениями от 6 апреля 1998 г.) страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) железнодорожного транспорта, совершающих во внутреннем сообщении междугородные поездки (за исключением перевозок в пригородном сообщении), составляет 120 установленных законом н





Читайте также:
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.114 с.