Лабораторная работа №2
Цель занятия: научиться использовать методы генерирования идей при разработке и принятии управленческих решений.
Методические указания
Метод Дельфи относится к методам групповых экспертных оценок и используется для прогнозирования развития науки и техники, будущих открытий, изобретений, других явлений и событий, для которых отсутствует достаточная теоретическая база. Он разработан в США и впервые применен в 1964 г. сотрудниками научно-исследовательской корпорации РЭНД О.Хелмером и Т.Гордоном. Метод представляет собой многоуровневую процедуру анкетирования экспертов различных областей, работающих инкогнито по отношению друг к другу, с целью формирования информации, отражающей индивидуальные оценки экспертов, которые могут быть основаны как на логическом анализе, так и на интуитивном опыте. В основе анкетирования при использовании метода Дельфи лежат следующие принципы сбора и обработки информации об объекте:
- вопросы в анкетах подбираются таким образом, чтобы им можно было дать количественную оценку;
- опрос экспертов проводится в несколько туров, в ходе которых ответы уточняются;
- все эксперты знакомятся с результатами предыдущего опроса;
- эксперты обосновывают оценки и мнения, отличающиеся от мнения большинства.
В процессе обработки суждений экспертов используются понятия медианы, моды, квартилей и децилей.
Медиана вычисляется по формуле:
, (3.1)
где TMe – нижняя граница интервала, в котором лежит медиана;
N – порядковый номер члена ряда, на который приходится медиана;
SMe-1 – сумма частот ответов экспертов во всех интервалах, предшествующих медианному;
FMe – частота ответа экспертов медианного интервала;
|
i – величина интервала отсчета прогнозируемого признака.
Мода – наиболее часто встречающееся в ранжированном ряду значение прогнозируемого признака:
(3.2)
где TMo – нижняя граница интервала ответов экспертов, в котором находится мода;
fMo – номер эксперта (частота), соответствующий этому интервалу;
fMo-1 – номер последнего эксперта (частота), соответствующий интервалу ответов, предшествующему «модовому» интервалу;
fMo+1 – номер первого эксперта (частота), соответствующий интервалу ответов, следующему за «модовым»;
j – величина интервалов ответов экспертов.
Квартиль – значение прогнозируемого признака, которым обладают члены ряда под номером, представляющим ¼ (нижний квартиль) и ¾ 9верхний квартиль) всего ряда.
Дециль – значение прогнозируемого признака, которым обладают члены ряда под номером, представляющим 1/10 и 9/10 всего ряда. Квартили и децили рассчитываются по формулам, аналогичным формуле расчета моды.
Метод Мозговой штурм – групповое обсуждение проблемы с целью получения новых идей и вариантов ее решения.
Проводится в несколько стадий:
1) Изложение и системный анализ проблемы (ведущий):
- фон проблемы;
- цель работы;
- наиболее важные ограничения (не слишком жесткие);
- что уже сделано и что пытаются делать.
2) Высказывание идей (группа):
- индивидуальная стадия (все некоторое время думают в одиночку);
- групповая стадия;
- мозговой штурм;
- брожение идей (нормальный способ работы).
3) Отбор идей (ведущий):
- просмотр идей;
- отбор идей для разработки;
- преобразование отобранных идей в форму «как».
|
4) Развитие решений (группа):
- исходная точка;
- отобранные идеи;
- разработка идей.
Задание команде №1 Проведение мозгового штурма
Ситуация:
Строительное предприятияе испытывает дефицит персонала как рабочих специальностей так и специалистов. Штатная численность персонала 90 чел, в том числе руководители и специалисты – 15 чел. Укомплектованность штата – 72%. Специализация - ремонт и реконструкция. Оборудование- 900 единиц техники, в том числе бетономешалок – 40 единиц.
Текучесть кадров при этом превышает 50% в год. Размер среднемесячной заработной платы составляет 6500 рублей, 40% заработной платы выдается в виде чеков. Производительность труда на 25% ниже, чем в среднем по району.
Проблема:
При существующей организации производства и труда кадровый дефицит не позволит выполнить план на год.
Задание команде:
Предложите решение проблемы дефицита кадров на предприятии.
Задание команде №2
Ситуация:
ООО «Строитель» располагается в Толбазинском районе Республики Башкортостан, занимается \выпуском кирпичей. Рынок сбыта строительной продукции ориентирован на республиканский рынок. На долю предприятия приходится 20% рынка строительной продукции.
При этом только 65% производимой продукции реализуется в республике, остальная часть за ее пределами, где цены продаж ниже на 5%. Также предприятие несет дополнительные затраты по логистике. Стратегией предприят ия в целях повышения прибыльности поставлена задача по увеличению доли рынка внутри региона в 1,5 раза.
|
Проблема:
Продукция предприятия реализуется через оптовых покупателей, конечный потребитель слабо знаком с продукцией предприятия.
Задание команде:
Предложите решения по продвижению на республиканский рынок строительной продукции данного предприятия.
Задание команде №3
Ситуация:
Строительное предприятие в течении последних 3-х лет испытывает динамичное снижении е выручки и получаемой прибыли. Выручка снизилась более чем на 30%. Рентабельность продаж предприятия снизилась с 24% до 13%.
Аналитиками были сделаны выводы, что причина этому узкий ассортимент выпускаемой продукции. За последние 3 года количество товаров в ассортименте сократилось на 20%.
Рынок продукции заняли конкуренты, которые предлагают покупателю широкую линейку строительной продукции.
Проблема:
Узкий ассортимент выпускаемой продукции.
Задание команде:
Предложите решения по расширению ассортимента продукции в целях повышения прибыльности бизнеса.