Что же послужило формированию православного мировоззрения Георгия Свиридова.




Автор: Малахова Софья, 16 лет,

детское объединение "Юный исследователь",
Руководитель: Балахнина Ольга Ивановна,

методист, педагог дополнительного образования.

Курск - 2015 год

П Л А Н

I. Введение.

· Выдающиеся музыкальные способности и православная одухотворенность Г.В. Свиридова, признание его творчества.

· Актуальность выбора темы исследования.

· Цель и задачи работы.

· Предмет, объект исследования.

· Выдвижение гипотезы.

· Методы исследования.

· Обзор литературы.

· Сбор собственного материала

II. Основная часть

· «Песнопения и молитвы» - завеща­ние и признание в любви к России г. Свиридова;

· Уникальное претворение литургических традиций в «Песнопениях и молитвах»;

· Содержание

· Обращение к образам Богоматери, Иисуса Христа, апостола Иоанна Богослова;

· Предназначении песнопений не для богослужебного использования;

· Воплощение устоявшихся традиций, обычаев певческого истолкования Литургии;

· Духовные сочинения Г.Свиридова - проповедь духовного содержания;

· Формирование православного мировоззрения Георгия Свиридова, воспитание в православной среде.

III. Заключение.

Основные выводы по теме проекта

Список используемой литературы.

«И слово, и проповедь моя

Не в убедительных словах человеческой мудрости,

Но в явлении духа и силы»

Введение

Мир восторгается необычайно богатым даром уроженца курского края Георгия Свиридова, его музыкальными способностями и православной одухотворенностью. На протяжении своего долгого творческого пути композитор неоднократно награждался высокими общественными и государственными наградами и премиями. Георгий Свиридов - народный артист РСФСР (1963), народный артист СССР (1970), Герой Социалистического труда (1975), лауреат Ленинской премии (1960), лауреат государственных премий СССР (1946, 1968, 1980) и Российской Федерации (1996). Награжден орденами Ленина (1967, 1971, 1975, 1985) и «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (1995). В 1962-1974 гг. - секретарь Союза композиторов СССР, с 1968 по 1973 г. - первый секретарь Союза композиторов РСФСР. Г.В. Свиридов неоднократно избирался депутатом Верховного Совета РСФСР (с 1968 по 1973 г.). Почетный гражданин г. Курска (1982 г.). Почетный гражданин гор. Москвы (1997 г.).

Актуальность выбора темы исследования.

На современном этапе развития российского общества остро встает проблема духовного воспитания молодого поколения.Отражение в музыкальном произведении Г. Свиридова русской православной традиции хорового исполнительства призвана вызвать у слушателей высокие духовные чувства.

Цель и задачи работы - составить целостное представление о духовной музыке Свиридова на примере "Песнопений и молитв», православной среды воспитания.

Задачи:

- собрать литературные источники о духовной музыке Свиридова;

- изучить материал, проанализировать особенность музыкально-образного языка композитора, стилевые особенности произведения;

- прослушать музыкальное исполнение "Песнопений и молитв";

- выявить что послужило формированию православного мировоззрения Георгия Свиридова;

- составить реферат.

Предмет исследования - духовное мировоззрение композитора.

Объект исследования - последний цикл "Из литургической поэзии" композитора - «Песнопения и молитвы».

Методы исследования - наблюдение, изучение литературных источников, теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные методы.

Обзор литературы.

О духовной и хоровой музыке Свиридова писали:

- Паисов, Ю. Мотивы христианской духовности в современной музыке России // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность; - Легостаев, Е. Образный строй и характерные стилевые особенности хоровой музыки Свиридова (На примере цикла «Пять хоров без сопровождения на стихи русских поэтов»);

- Легостаев, Е. Проблемы стиля и интерпретации хоров a cappella Г.В.Свиридова

В последние годы своей жизни композитор работал над сочинением «Из литургической поэзии», куда должны были войти, наряду с хорами без сопровождения, части, написанные для солистов, хора и оркестра. Часть этого произведения - «Песнопения и молитвы» для смешанного, мужского, женского и детского хоров - была фактически завершена композитором и после его смерти опубликована. Это произведение получило высокую общественную оценку и было удостоено Государственной премии России в 1996 г. «Представляя собой собрание хоровых циклов композитора, - сказал в своем Первосвятительском слове Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, - «он отражает особую, и самую существенную грань внутреннего мира этого великого национального мастера - его глубинную духовную жизнь, неразрывно связанную с русской православной традицией».

Это его завеща­ние, его признание в любви к России, которую в своем днев­нике он называл страной про­стора, страной песни, страной минора, страной Христа. "Ког­да я думаю о музыке, мне вспоминается, что она испол­нялась в соборах и церквях," ­ говорил Свиридов.

Анализ духовных хоров Г. Свиридова позволяет сделать выводы об уникальном претворении литургических традиций в последнем цикле композитора «Песнопения и молитвы». Принадлежность сочинений Свиридова православной конфессии определяется прежде всего следующими обстоятельствами:

· жизненный уклад самого композитора, вероисповедание, многократно формулированная жизненная позиция;

· наличие канонического богослужебного текста (с небольшими изменениями);

· исполнительский состав - смешанный хор a cappella;

· ориентация на типизированные стили православных песнопений различных эпох: знаменный распев, «обиход», Новое музыкальное направление и т.д.;

· эпизодическое использование гласовых напевов в современной московской традиции.

Содержание:
1. Колокольные перезвоны
2. I. Неизреченное чудо. 1. Господи, спаси благочестивыя
3. 2. Святый Боже
4. 3. Достойно есть
5. 4. Рождественская песнь
6. 5. Слава и Аллилуйя
7. 6. Неизреченное чудо
8. Колокольные перезвоны
9. II. Три стихиры (монастырские) для мужского хора. 1. Заутренняя песнь
10. 2. Кондак о мытаре и фарисее
11. 3. Господи, воззвах к Тебе...
12. Колокольные перезвоны
13. III. Странное Рождество видевше... 1. Слава Пресвятой Троице (быстрая)
14. 2. Приидите, поклонимся
15. 3. Слава (монастырская)
16. 4. Покаяние блудного сына
17. 5. Слава (тихая)
18. 6. Помилуй нас, Господи...
19. 7. Странное Рождество видевше...

1. Колокольные перезвоны
2. IV. Из Ветхого Завета. 1. Царь славы
3. 2. Песнь очищения
4. 3. Господня земля
5. Колокольные перезвоны
6. V. Другие песни. 1. О, Всепетая Мати...
7. 2. Моление св. Апостолу Иоанну Богослову
8. 3. Господи, воздвигни силу Твою...
9. 4. Предательство Иуды
10. 5. Се Жених грядет...
11. 6. Молитва слепаго
12. Колокольные перезвоны
13. 7. Тайная вечеря
14. 8. Величание Пасхи
15. 9. О России петь...
16. 10. Вечная память

Для Георгия Васильевича Свиридова Православие - это не седая старина, не наследство предков, а живое проживание жизни по Евангельским заповедям. Именно поэтому в отношении духовных хоров Свиридова в меньшей степени стоит вопрос доказательства принадлежности определенной конфессии, т.к. она предопределена православными убеждениями самого композитора, воспитанного в патриархальной семье. Композитор в своей музыке не изображает, а словно иконописец, запечатлевает лики Богоматери, Иисуса Христа, апостола Иоанна Богослова. Обращение к этим образам результат не простого эксперимента или дань традиции, а внутренняя потребность христианской души великого мастера. Автор много размышлял о назначении и способе художественного творчества, связывая метод композиторской деятельности с методом создания самих священных текстов. Композитор избегал рационального конструирования произведений, ожидая творческого озарения на основе хранящихся в его памяти музыкальных сокровищ.

Цель и задачу творческой работы над «Песнопениями и молитвами» определил сам композитор в одной из его записных тетрадей следующим образом: «Церковные заповеди - это не математические формулы и законы, ибо они согреты всей полнотой возвышеннейших чувств и помыслом Духа Божия. Они требуют соответственно проникновенной музыкальной фразы» [Свиридов, 24, 28].

Приведенное высказывание ещё более подчеркивает важность для самого Свиридова русских корней и православной духовной тематики. Эти удивительные по духовной чистоте и проникновенности страницы могут быть расценены как автобиографические. Именно через подобную трактовку жанра автор доверяет быть высказанным самым сокровенным мыслям и чувствованиям.

Сам композитор в полной мере отдавал себе отчет в предназначении песнопений не для богослужебного использования. При этом автор вовсе не считал это умалением ценности сочинений. В оригинальной классификации музыки Свиридов выдвигает три разновидности: - Церковная; Светская; Духовная.

Если первые два рода музыки трактованы достаточно традиционно, то под последним понимается музыка, соединяющая церковное и светское начала, «отмеченная влиянием Духа Святаго», обладающая «всей полнотой возвышеннейших чувств и помыслом Духа Божия» (слова Георгия Свиридова). Именно к последнему роду относил свои песнопения композитор, стремясь найти синтез всех существующих ветвей музыки. В этом смысле подход Георгия Свиридова созвучен точке зрения В. Медушевского: «Высокая светская культура, происшедшая от церковной, сохранила в себе свет призывающей благодати» [Медушевский, 201, 53].

Еще в эпоху, именуемую «древнерусским певческим искусством», мастера церковного пения создавали свои произведения не только для храма. Зародились и стали развиваться жанры, не связанные с богослужением, например, циклы т.н. «стихов покаянных», песнопения чинов «Заздравной чаши», «Многолетствования». Появился целый пласт произведений, генетически связанных с церковной музыкой, но в храмах почти или совсем не звучавших. Именно в таких произведениях в меньшей степени сказывалось действие канона и проявлялись оригинальные творческие принципы распевщиков. Думается, именно к такому типу относятся и сочинения Г. Свиридова.

Г. Свиридов подчеркивал, что мечтает создать музыку светскую по форме, но духовную по содержанию, что нашло отражение и в названии «Песнопения и молитвы. Из литургической поэзии». Такое соединение двух начал раскрывает особое понимание композитором понятия духовного искусства, которое нельзя сводить только к богослужебным образцам.

Закономерно, что духовные сочинения Георгия Свиридова в основном имеют не богослужебное, а концертное предназначение. Об этом свидетельствуют следующие факторы:

I. Использованы изменения канонического текста, недопустимые в богослужебной практике: замена слов, сокращение текста и т.д.

2. Преобладает эмоционально-чувственная неканоническая трактовка текста, трактовка аудитории как слушателей, а не молящихся прихожан.

3. Достаточно часто задействованы средства музыкальной выразительности, свойственные для концертных жанров, хор трактуется как оркестр, с соответствующими приемами концертирования - виртуозной хоровой техникой, контрастами solo-tutti и проч.

4. Присутствует ориентация на высокопрофессиональный хоровой коллектив, невозможность исполнения клиросными хорами-ансамблями.

5. Свиридовские циклы не могли бы звучать во время Богослужения целиком, т.к. имеют в основе индивидуальную циклическую идею, не совпадающую ни с одним из существующих чинов.

Сама современная художественная практика также подтверждает данный вывод, т.к. единичные случаи звучания духовных хоров Свиридова в литургическом обиходе всегда сопровождались множеством оговорок и пояснений, что лишь подтверждает большую уместность звучания «Песнопений и молитв» на концертной эстраде.

Таким образом, исходя из существующих типологических систем, духовные опусы Свиридова следует отнести к духовно-концертному [Паисов, 234] хоровому искусству a cappella [Парфентьев, 238], предназначенному для исполнения вне церкви, но сохраняющему близкое родство с традициями богослужебного пения.

В свиридовском творчестве многогранно воплощены устоявшиеся традиции, обычаи певческого истолкования Литургии: в первую очередь канонический текст, способы его вокального интонирования, фрагменты Богослужения, отбор литургических жанров и конкретных песнопений, определенные певческие стили (например, столповой распев, обиход, партесный стиль и проч.).

Воспроизводя в своих духовных опусах древнейшие литургические традиции, композитор точно передавал глубинное чувствование, что за каждой из них стоит не просто текст молитвы, но мощный культурный пласт, ассоциативный и символический ряд. Поэтому звучание подобного номера в цикле, либо фрагмента в хоре становится важнейшим духовным событием, смысловым ядром, пересоздающим структуру содержания и окружающих музыкальных высказываний1.

Песнопения Свиридова заключают в себе не только эпическую мощь русского национального искусства, но и одновременно репрезентируют лирического героя, тонко чувствующего грозные события современности и переплавляющего их в чистое, светлое, исполненное созидательной энергии Слово.

Духовные сочинения Георгия Свиридова можно рассматривать как своего рода проповедь духовного содержания, произнесенную с концертной эстрады, как нравственный призыв к слушателям, слово Веры, Надежды и Любви. Именно в конце 80-х - начале 90-х проповеди о христианской нравственности произносились во Дворцах культуры, музеях, клубах о. Александром Менем, о. Артемием Владимировым, о. Владимиром Воробьевым и многими другими. Думается, творчество Свиридова вполне вписывается в данную тенденцию.

Сам Георгий Васильевич Свиридов не называл себя проповедником, однако тексты, сюжеты, образы и способы их воплощения свидетельствуют о претворении проповеднических тенденций в его духовных хорах. Цель проповеднического слова - «призыв к спасению, к жизни и нетлению» -проходит «красной нитью» и через Свиридовское творчество.

Исследователи творчества Г. Свиридова так характеризовали композитора: ему свойственна «бескомпромиссность творческая и человеческая, добротолюбие и сугубый интерес к тому, что является общим для всех людей» [Свиридов, 276, 35]. Георгий Васильевич - «человек удивляющей цельности, многогранности, глубины» [там же, 3], с молодости «он созвучен сообщности, он соборен и потому чужд какого бы то ни было пустозвонства» [там же, 39].

В целом возникает образ глубоко нравственного, кристально честного проповедника, стремящегося говорить со своим слушателем о важном, сокровенном, нетленном, о Боге, о совести понятным высокохудожественным языком, лишенным какой-либо абстрактности и мертвенности.

Обращает на себя внимание особый Свиридовский тон речи -удивительно естественной и простой, и вместе с тем, эмоционально приподнятой и яркой. Проповедническое слово Свиридова заставляет вспомнить слова апостола Павла: «И слово, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» [1 Кор. 2, 4].

Песнопения и молитвы стали уникальными произведениями, в которых различные древние литургические традиции сплетаются с самым современным музыкальным языком. Такое положение произведения, словно находящегося на грани двух различных «миров», не только связывает прочной нитью две противоположные на первый взгляд культурные традиции, но и открывает множество новых путей для их взаимного обогащения.

Что же послужило формированию православного мировоззрения Георгия Свиридова.

Богатая музыкальными и другими талантами Фатежская земля не могла не породить легендарную личность гения современной музыки, продолжателя славных певческих традиций соловьиного края.

У истоков развития музыкального образования в Фатеже стояла православная церковь. Во всех без исключения городских и сельских учебных заведениях, курируемых духовным ведомством (церковно-приходских, начальных, земских, ремесленных), в обязательном порядке преподавалось пение. С этой целью за школой "закрепляли" священника, получившего музыкальное образование во время учебы в семинарии.

К моменту рождения Свиридова в Фатежском уезде при четырех церковно-приходских учебных заведениях существовали певческие хоры. Для усовершенствования навыков педагогического состава в Курской епархии были открыты курсы пения для учителей церковно-приходских школ, в том числе и из Фатежского уезда. Преподавались нотная грамота, игра на скрипке, церковно-славянское чтение, педагогика и другие предметы. В результате такого обучения каждый выпускник мог сыграть как минимум на одном инструменте и пропеть наизусть Божественную Литургию. Георгий Васильевич с раннего детства был окружен людьми, имеющими непосредственное отношение к музыке и пению. На музыкальных инструментах играла его мама, преподававшая также и пение. Прекрасными исполнительницами были обе бабушки. Дядя Федор Федорович, балагур-частушечник, научил племянника играть на гармошке. Сверстники из окружения Георгия Свиридова хорошо пели и играли на музыкальных инструментах, организовав деревенский хор.

Близкие Георгия Васильевича отмечают, что Евангелие для композитора было настольной книгой. Под влиянием священного писания еще в конце 70-х начале 80-х годов он написал многие свои произведения, в том числе "Песни Великой Субботы", "Из песнопений Пасхи", "Величание Пасхи", "Обедня", а также историческую пьесу по трагедии Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович".

Свиридов всегда считал себя православным человеком. Крещенный в Богоявленском храме Фатежа 8 января 1916 года на второй день праздника Рождества Христова, он был воспитан в православной среде. Мама, обе бабушки, близкие и друзья, соседи в Чаплыгино и Фатеже способствовали формированию у Георгия Свиридова христианского мировоззрения. Преподобный Серафим совершал свой молитвенный подвиг в период становления Георгия Васильевича православным христианином. Отличавшийся особым молитвенным настроем схиархимандрит Серафим молился обо всех христианах, и, прежде всего, о близких "по крови и плоти" людях, к числу которых относился и Георгий Васильевич Свиридов. Святая молитва старца помогла становлению личности его дальнего родственника, родившегося сто лет назад в городе Фатеже над безмятежной рекой Усожей.

Заключение.

Основные выводы по теме проекта. В ходе работы над исследовательским проектом я выявила, что Г. Свиридов обладал выдающимися музыкальными способности и православной одухотворенностью. Творчество Г.В. Свиридова получило всемерную любовь народа и признание государством заслуг композитора, общественного деятеля. «Песнопения и молитвы» - это завеща­ние и признание в любви к России г. Свиридова. В «Песнопениях и молитвах» уникально претворены литургические традиции, композитор обращается к образам Богоматери, Иисуса Христа, апостола Иоанна Богослова. В ходе работы я выяснила, что песнопения предназначены не для богослужебного использования, в них воплощены устоявшиеся традиции, обычаи певческого истолкования Литургии. Духовные сочинения Г.Свиридова - проповедь духовного содержания. При изучении детства, юности я узнала, что воспитание мальчика происходило в православной среде, что позволило сформировать православное мировоззрение Георгия Васильевича Свиридова, что сделало его глубоко православным человеком и нашло мощное отражение в духовной музыке Свиридова.

Литература

1. Легостаев, Е. Образный строй и характерные стилевые особенности хоровой музыки Свиридова (На примере цикла «Пять хоров без сопровождения на стихи русских поэтов»): автореф. дис.. канд. искусствоведения. -М., 1987. 24 с,

2. Легостаев, Е. Проблемы стиля и интерпретации хоров a cappella Г.В.Свиридова: автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1990. - 23 с.

3. Леденев, Р. Музыка Свиридова в Малом театре // Георгий Свиридов: сб. ст. / сост. Р. Леденев. М.: Музыка, 1979. - С. 388-396.

4. Леман, А. Творчество Свиридова как направление // Музыкальный мир Георгия Свиридова: сб. ст. / сост. А. Белоненко. М.: Сов. композитор. -С. 4-

5. Паисов, Ю. Мотивы христианской духовности в современной музыке России // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М.: Ком-р, 1999.- Вып.1.-С. 150-190.

6. Паисов, Ю. Новаторские черты хорового стиля Свиридова // Музыкальный мир Георгия Свиридова: сб. ст. / сост. А. Белоненко. М.: Сов. композитор, 1990.-С.199-221.

7. Паисов, Ю. Современная русская хоровая музыка. М., 1991. - 280с.

8. Паисов, Ю. Хоры а cappella Свиридова // Георгий Свиридов: сб. ст. / сост. Р. Леденев. - М.: Музыка, 1979. С.312-387.

Интернет-ресурсы:

- Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/pretvorenie-liturgicheskikh-traditsii-v-dukhovnoi-muzyke-georgiya-sviridova#ixzz3s6zOqkFN

- Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/pretvorenie-liturgicheskikh-traditsii-v-dukhovnoi-muzyke-georgiya-sviridova#ixzz3s6zjimH3

- Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/pretvorenie-liturgicheskikh-traditsii-v-dukhovnoi-muzyke-georgiya-sviridova#ixzz3s70FaMzU

Это сочинение стало не только фактическим завершением творческого пути Свиридова, но и
логическим итогом целого направления, вызревавшего в течение последних трех десятилетий
его жизни. Партитура «Песнопений и молитв» - подлинный шедевр, вершина искусства хорового
письма композитора. Созданное в конце тысячелетия, оно подытожило многовековой опыт
русской и мировой хоровой литературы, стало своеобразным венцом тысячелетней русской
песнопевческой традиции. Если Сергей Рахманинов писал «Всенощную» (1915 год) в тревожном
предчувствии грозящих России бед, то «Песнопения и молитвы» — плод осмысления сложного

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: