VI) Передвижение по снежникам




При движении по снегу нужно выполнять основные правила:

• На мягком снежном склоне следует постепенно прессовать опору для

ступени, избегая сильного удара ногой по снегу. Это помогает сохранить

ступени, которые могут обрушиться от резкого удара и экономит силы.

• Если наст непрочный и не выдерживает веса человека, не надо

стараться удержаться на его поверхности. Лучше резким ударом проло-

мить наст, а затем нажимом подошвы уплотнить ступень под ним.

• Иногда на крутом настовом склоне можно удержаться, опираясь

подошвой на край пробитой в насте ступени, а голенью - на наст, рас-

пределив таким образом вес тела на большую поверхность снега.

• Необходимо соблюдать принцип вертикального положения тела,

особенно, если ступени не надежны.

• Длина шага ведущего не должна превышать длину шага самого

малорослого (как правило, это женщина) участника группы.

• Все участники группы должны идти след в след, не сбивая ступени и

заботясь об их сохранности и при необходимости исправлять по-

вреждения.

• Идущий первым выполняет тяжелую работу, поэтому его надо

периодически заменять. Это диктуется также соображениями общей

безопасности, поскольку утомленный человек скорее ошибается в выборе

пути.

В рыхлом снегу стараются идти, почти не сгибая коленей,

амортизируя каждый шаг за счет проминающегося снега. В более твердом

снегу на спуске следы пробивают ударом каблука. При этом для

сохранения равновесия нужно опираться на ледоруб.

По ровным снежным склонам без камней и ледяных обнажений

возможен спуск скольжением на подошвах ботинок, опираясь ледорубом

(альпенштоком, лыжной палочкой) о склон - так называемое

глиссирование. Положение при глиссировании напоминает стойку

лыжника при спуске: ноги согнуты в коленях, одна на полступни впереди,

часть веса перенесена на ледоруб, находящийся в руках и царапающий

штычком по склону сзади-сбоку от альпиниста. Глиссирующий не должен

терять контроль над скоростью и направлением движения. Нельзя

решаться на скольжение по незнакомым склонам, если не видно конца

спуска.

 

 

Препятствия на реке.

К простейшим естественным препятствиям на реке относятся мели и перекаты, завалы, заломы, отдельные подводные камни. При прохождении большинства естественных препятствий судно должно иметь скорость, отличную от скорости водного потока, и обязательно сохранять управляемость.

Мели образуются в результате перемещения водным потоком частиц грунта и отложения их в местах со слабым течением. Мели обычно появляются на поворотах реки около выпуклых берегов, на расширениях русла. Если мель протянулась почти через всю ширину реки, она называется перекатом. Мель обычно полого опускается к той части потока, где больше течение, и здесь образуется корыто переката, т. е. наиболее глубокая его часть, промытая течением. За гребнем переката глубина резко увеличивается и образуется подвалье переката.

 

Мели и перекаты, состоящие из песка и других мелких частиц, безопасны. Некоторую трудность представляют собою перекаты из мелких камней. Во всех случаях мели в виде отмелей (тянется от берега), банок (образуется где-то посередине реки) нетрудно обойти там, где река имеет большую глубину. Перекат нужно проходить его корытом.

 

Отличить более глубокое место обычно бывает нетрудно. Вода над мелким местом светлее, над песчаными отмелями и перекатами она имеет желтый цвет. В тихую, безветренную погоду над мелью — зеркальная поверхность воды, а рядом, на более глубоком месте — легкая рябь. При ветре над мелью можно увидеть беспорядочную, мелкую волну, а над глубокими местами видна длинная, более крупная и ровная волна. Легко заметить, что в более глубоких местах скорость течения больше.

 

Быстрины представляют собою сужение русла потока. Вода здесь течет с большей скоростью. Быстрины отличаются от переката и порога тем, что уклон на участке быстрины меняется незначительно по сравнению с уклоном всего плеса. Быстрины образуются в местах, где русло реки бывает сжато выходами коренных, пород. Русло реки на быстрине, как правило, бывает чистым, без камней или обломков скал. Для прохождения на лодке или плоту быстрины сравнительно безопасны, можно идти серединой потока. Известную трудность для прохождения представляют собою быстрины на поворотах русла. На таких местах вода устремляется к вогнутому берегу и есть опасность навала судна на него. Быстрины на повороте нужно проходить ближе к выпуклому берегу, в стороне от стремнины. При навале. бывает очень трудно отгрестись, обшивка или оболочка могут быть повреждены. Для того чтобы отойти от берега на быстрине в случае навала, необходимо либо сильными движениями, упираясь веслами в берег, оттолкнуть лодку и при первой же возможности начать грести и набрать скорость, либо, если позволяет глубина, выпрыгнуть из лодки и отвести ее к стремнине, держась руками за борта.

 

Завалы — это нагромождение, перекрывающее русло реки, из подмытых и упавших деревьев, сучьев и прочего хлама. Как правило, завал перекрывает лишь верхние слои потока,, но при этом уменьшении сечения русла заметно увеличивается скорость воды и все плывущее по реке с большой силой подтягивается под бревна завала. На реках со средней скоростью течения около 5—7 км в час не следует подходить близко к завалу, так как лодка ударится о бревна, возможна и поломка корпуса, обшивки. При подходе к завалу, если издалека не виден проход, необходимо зачалиться и расчистить путь или обнести завал по берегу.

 

Топляком называют затонувшие деревья. Они особенно опасны, так как их сучья порою торчат против течения. Топляки лучше обойти. Если случилось, что топляк уже под лодкой, то можно, дав крен на другой борт, пройти препятствие на малом ходу.

 

Заломом называется скопление бревен. Заломы чаще всего образуются на поворотах русла, между островами. Длина заломов достигает иногда нескольких километров. Преодолеть их можно, лишь обнося байдарки или волоком протаскивая лодки.

Отдельные подводные камни или камень-одинец встречаются в руслах как равнинных, так и горных рек и представляют собою известную опасность. Лодка или байдарка при посадке на камень могут перевернуться, может быть повреждена обшивка и оболочка, а у байдарок случается и поломка частей корпуса.

Первым признаком подводного камня являются неисчезающие круги над ним. Такой камень располагается глубоко и над ним при небольшой осадке можно пройти. Другим признаком является бурун, поднимающийся всегда ниже камня, а водный поток, проходя над камнем, выглядит как бы приглаженным, поверхность остается чистой и ровной. За большими камнями можно заметить имеющуюся перед гребнем впадину у поверхности воды. Если подводный камень расположен близко к поверхности, то над ним видна вершина треугольника, образуемого двумя струями потока. Такие камни нужно обходить. Надо помнить, что опасность не в гребне, а перед ним, и соответствующим образом направлять лодку. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы судно двигалось лагом, т. е. бортом на камень. Это верный способ перевернуть лодку.

 

Если одинокий подводный камень заметен издалека, то даже опытному воднику лучше заранее изменить направление. Если же камень просмотрели и он сказался почти под носом лодки, то нужно попытаться принять камень хотя бы подводным бортом, а не килем. Для этого следует резко затабанить одним-двумя гребками с борта, противоположного тому, которым готовы встретить камень, а затем также резко развернуться на прежний курс и снова направить лодку вниз по течению. Проходя над камнем, можно дать небольшой крен на наружный по отношению к препятствию борт. При посадке на камень необходимо немедля попытаться столкнуть лодку, упираясь веслами в камень или дно. Иногда бывает достаточно, опираясь на весла, немного выжаться и тем самым разгрузить лодку. Если позволяет глубина, — лучше всего выскочить из лодки и столкнуть ее с камня. Нельзя допускать, чтобы лодка развернулась лагом на камне.

 

Сложнее проходить по руслу, в котором подводные камни встречаются часто и расположены так близко, что заранее наметить линию движения судна трудно и приходится все время маневрировать.

Искусственными препятствиями являются плотины, шлюзы, мосты, паромы, запани, рыболовные сооружения.

 

При подходе к плотинам с воды осматриваются оба берега и выбирается тот, к которому проще подойти, высадиться, разгрузить лодку и сделать волок. Нельзя близко подходить к самой плотине, так как течение может увлечь через нее лодку. Высадившись, осматривают берега ниже плотины, определяют ее высоту, толщину слоя воды, текущей через плотину, и чистоту русла под плотиной. В отдельных случаях, когда указанная толщина слоя воды достаточна, русло чистое, высота падения не превышает 1,5 м, — можно прыгать, предварительно разгрузив лодки. Однако чаще всего приходится их обносить.

 

В шлюзах, на прохождение которых нужно иметь разрешение, нельзя стоять близко к большим судам или между судов, к стенкам и воротам шлюзов. Лучше оставаться на свободных пространствах, ближе к середине. Весла следует держать наготове.

 

Мосты, по трудности прохождения, можно разделить на три вида: мосты, перекрывающие одним пролетом всю реку, мосты, имеющие опоры на быках, и мосты наплавные.

 

В первом случае мосты не представляют опасности и нужно лишь определить, позволяет ли высота моста проплыть под ним на судне. Если мост невысок, но все же высота позволяет провести лодку, можно, подойдя к мосту, лечь на дно судна и пройти под мостом, опираясь руками о его балки. Весла убираются на деку или протягиваются вдоль берега. Такой прием возможен лишь при скорости течения до 5—6 км/час. При большой скорости течения низкий мост лучше обнести.

 

Протоки около мостов с опорами в реке представляют собою известную трудность для прохождения. Кроме высоты моста, имеют значение ширина пролетов и чистота русла протока. Проток, стесненный опорами, превращается в быстрину. Если есть сомнение относительно чистоты русла, то лучше осмотреть протоки. В протоках под мостами могут оказаться спиленные сваи, остатки материалов и Приспособлений, которыми пользовались при строительстве моста. Такие предметы выявляются так же, как и подводные камни. Проходи под Мостом, необходимо так же, как и на быстрине, иметь собственную скорость судна.

 

Наплавные мосты преодолеваются двумя способами: лодки обносят или временно разводят мост для пропуска судов. Не представляет особой трудности перенос лодки через узкий пешеходный мостик. В таких случаях можно весом нескольких человек немного «утопить» мост и провести суда, приподнимая их руками. На малых реках мост из нескольких бревен иногда удается отвести около берега и образовать достаточное пространство для проводки судов. Наибольшую трудность представляют наплавные мосты, опирающиеся на целую цепь судов — барж, лодок. Как правило, суда занимают значительную часть всей ширины реки, и поэтому вода с большой скоростью устремляется между ними, образуются быстрины. Расстояние между опорами наплавного моста часто настолько ограничено, что трудно пройти, работая веслами. Кроме того, высота самого моста также затрудняет движение. К таким наплавным мостам не следует подходить близко, чтобы иметь возможность пройти на веслах к любому из берегов, не будучи втянутым в быстрины. Проходить под подобными мостами можно лишь в том случае, если расстояние между судами-опорами позволяет работать веслами, а высота достаточна для сидящих гребцов.

 

Паром сам по себе не является большой помехой для движения на лодке, плаванию мешает канат парома, который протягивают через всю реку. На лодке можно пройти вдоль берега под канатом или над ним в середине реки.

Тактика плавания зависит прежде всего от естественных и искусственных препятствий. Тактика плавания различна для малых и больших рек, для рек таежных и горных, для движения по течению и против течения.

 

Рассмотрим вначале тактику плавания по равнинным рекам при условии движения по течению.

 

Линией движения судна на малых реках является главный поток. Судно идет ближе к вогнутым берегам там, где больше глубина. Естественные и искусственные препятствия преодолеваются также по линии фарватера. На малых реках пороги проходят по широко известному правилу — идти в вершину треугольника и далее плыть среди гребней стоячих волн.

 

На больших таежных и горных реках, где масса воды обладает огромной силой, судно направляется от одного мыса к другому, пересекая на плесах фарватер и оставляя его в стороне на поворотах русла и долины. Основное правило движений по таким рекам заключается в том, Что на прямолинейных участках плесов плывут в главном потоке или рядом с ним, а на подходах к естественным препятствиям и при их преодолении на подходах к поворотам реки плывут вне главного потока. Нужно помнить, что легко войти на лодке в главный поток, а выйти из него вблизи естественных препятствий и поворотов значительно труднее.

 

Можно плыть и в главном потоке. Но в дальних походах, находясь на расстоянии нескольких сот километров от населенных пунктов, приходится думать не о лихом полете в бурной воде, а о многодневном и успешном плавании, не рассчитывая на помощь в спасательных работах.

 

Вопросы:

1. По прибытии на место, откуда начинается движение по маршруту,

Руководитель:

а) указывает направление движения группе и замыкает ее на маршруте.

б) проверяет состав участников

похода, справляется о самочувствии каждого, осматривает снаряжение,

рассказывает об особенностях маршрута, о возможных препятствиях на пути,

напоминает о необходимости соблюдать правила безопасности и охраны

природы, дисциплину, установленный порядок движения.

2) В походе выходного дня скорость движения всей группы соразмеряется:

А) со скоростью заданной руководителем.

Б) каждый передвигается со своей скоростью.

В) со скоростью передвижения неопытных туристов.

3) После начала похода рекомендуется сделать короткую остановку для подгонки снаряжения, обсуждения порядка движения и его темп через:

А) 15-20 мин.

Б) 40-50 мин.

4) Поднимаясь по травянистому склону, ногу ставят:

А) на всю ступню.

Б) на пятку.

5) На крутых склонах поднимаются и спускаются:

А) друг за другом.

Б) короткими зигзагами, как можно ближе друг к другу. Необходимо

следить, чтобы верхние участники не находились над нижними.

6) Если кто-нибудь из группы увидел летящий сверху камень, надо предупредить участников восхождения, крикнув:

а) Осторожно!

Б) Мама!

В) Камень!

7) При переправе вброд «стенкой»:

А) движение «стенки» происходит параллельно направлению течения, первым к течению ставится сильнейший, он же первым выходит на берег.

Б) движение «стенки» происходит перпендикулярно направлению течения, первым к течению ставится сильнейший, первым на берег выходит тот, кто в шеренге ниже по течению.

В) движение «стенки» происходит параллельно направлению течения, первым к течению ставится сильнейший, первым на берег выходит тот, кто в «стенке» ниже по течению.

8) По лесным зарослям двигаются:

А) компактной группой, придерживают ветки, чтобы они не ударили идущего сзади, держат

дистанцию.

Б) компактной группой, «гуськом».

9) Болото можно пройти, если:

А) если оно покрыто камышом; по болоту плавает травяной покров.

Б) если в нем среди мха попадаются лужицы

застойной воды; на болоте растет пушица - трава, на которой после цветения

остаются головки пуха; болото поросло густым кустарником, ивой, ольхой,

березой, елью.

В) его покрывают густые травы, вперемежку с осокой; на болоте видна поросль сосны; болото покрыто сплошной порослью мха.

10) В лыжном походе группа, по какой бы местности она ни шла:

А) следует в колонне по одному с интервалом 5-6 м на равнине и 10-15 м на спусках, опытный турист прокладывает лыжню, его сменяют другие бывалые туристы.

Б) следует с максимальной скоростью при минимуме остановок.

11) При движении по снежному склону нужно:

А) на мягком снежном склоне следует постепенно прессовать опору для ступени, сильно ударяя ногой по снегу.

Б) участники группы должны идти след в след, не сбивая ступени и заботясь об их сохранности и при необходимости исправлять повреждения.

12) Перекат необходимо проходить:

А) по наиболее глубокой его части, промытой течением.

Б) ближе выпуклому берегу.

13) Быстрину можно идти:

А) ближе к вогнутому берегу.

Б) серединой потока.

14) При подходе к завалу:

А) необходимо зачалиться и расчистить путь или обнести завал по берегу.

Б) с ходу пробовать пробиться через завал.

15) Признаком одиночного камня является:

А) бурун, поднимающийся всегда ниже камня.

Б) одинокая байдарка посреди реки, не двигающаяся относительно берега.

16) При подходе к плотинам:

А) причаливаем к самой плотине.

Б) нельзя близко подходить к самой плотине.

17) При какой скорости течения можно пройти под низким мостом:

А) 5-6 км/ч.

Б) 7-8 км/ч.

18) В протоках под мостом с опорами дополнительными препятствиями могут являться:

А) быстрина, одиночные или групповые препятствия антропогенного или природного характера.

Б) притаившийся пиратский корабль.

19) При пересечении линии движения парома необходимо:

А) подойти к канату и приподнять его для свободного прохождения.

Б) пройти вдоль берега под канатом.

20) Линией движения судна на малых реках является:

А) главный поток.

Б) на прямолинейных участках плесов идут в главном потоке или рядом с ним, а на подходах к естественным препятствиям и при их преодолении на подходах к поворотам реки идут вне главного потока.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: