МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫСТУДЕНТОВ и ЕЁ ВЫПОЛНЕНИЮ
по дисциплине «Обществознание» (вкл. экономику и право)
для специальностей:
08.02.08 Монтаж и эксплуатация
оборудования и систем газоснабжения,
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация
промышленного оборудования (по отраслям),
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УВР ___________ Е.Ю. Камынина «_____» _________ 2018 г. |
Настоящие методические указания и рекомендации составлены на основе «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259); в соответствии с Требованиями к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена ФГОС СПО о том, что «внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение».
Одобрено цикловой комиссией
общегуманитарных дисциплин
название комиссии
Протокол № _______
от «______» ____________20__ г.
Председатель ЦК _________ О.Г. Терновая
Разработчик:
Орлова Светлана Васильевна, старший преподаватель ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград».
Рецензенты:
Маняев А.Г., к. филос.н., преподаватель ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»;
|
Данилевская Ю.А., преподаватель ГБПОУ «Волгоградский энергетический колледж».
Аннотация
Методические указания и рекомендации (далее – методические указания) предназначены для реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, требований, предъявляемых заказчиком ПАО «Газпром», являются составной частью основной профессиональной образовательной программы по данным специальностям.
Позволят преподавателям организовать, а обучающимся выполнить внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине «Обществознание» (вкл. экономику и право). Методические указания направлены на систематизацию, расширение и закрепление теоретических знаний, и выработку навыков по изучаемой дисциплине, а также формирование общих компетенций.
Предназначаются для обучающихся среднего профессионального образования, в частности ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» специальностей 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий очной формы обучения, могут быть также использованы для выполнения индивидуальных проектов, практических, контрольных и иных форм работ.
|
Оглавление
Аннотация…………………………………………………………..……......... | |
Пояснительная записка……………………………………………………….. | |
1. Методические рекомендации обучающимся по выполнению заданий для самостоятельной работы……………………….................. | |
2. Методические указания обучающимся по выполнению заданий…………………………………………………………................ | |
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание»……………………………………….. | |
3. Целеполагание самостоятельной деятельности……………………….. | |
4. Структура отчета по самостоятельной работе………………………... | |
5. Критерии оценки и система контроля (мониторинга) внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Обществознание» (вкл. экономику и право) ………………………... | |
5.1. Критерии оценки общих (итоговых) результатов самостоятельной работы обучающихся………………………….. | |
5.2. Критерии оценки по видам внеаудиторной самостоятельной работы…………………………. | |
5.2.1. Критерии оценки подготовки сообщения…………………… | |
5.2.2. Критерии оценки подготовки реферата……………………… | |
5.2.3. Критерии оценки написания эссе……………………………... | |
5.2.4. Критерии оценки составления кластера……………………… | |
5.2.5. Критерии оценки презентации………………………………... | |
5.2.6. Критерии оценки кроссвордов………………………………... | |
5.2.7. Критерии оценки составления таблицы……………………… | |
5.2.8. Критерии оценки умений в решении задач…………………... | |
5.2.9. Критерии оценки составления тезисов……………………….. | |
5.2.10. Критерии оценки составления конспекта…………………… | |
5.2.11. Критерии оценивания исследовательской работы…………. | |
5.2.12. Критерии оценки индивидуального проекта……………….. | |
6. Права и обязанности обучающихся……………………………………. | |
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР)…………….. | |
ВСР № 1 по теме 1.1. Философские представления о социальных качествах человека………………………………………. | |
ВСР № 2 по теме 1.3. Проблема познаваемости мира; теме 1.4. Свобода как условие самореализации личности …………...… | |
ВСР № 3 по теме 1.2. Развитие личности и формирование характера; теме 1.5. Человек в группе; теме 1.6. Человек в учебно-трудовой деятельности; теме 1.8. Общество и природа……………………………………………. | |
ВСР № 4 по теме 1.9. Развитие общества как проблема……………..…….. | |
ВСР № 5 по теме 1.10. Особенности современного мира; по индивидуальному проекту…………………………………………….. | |
ВСР № 6 теме 2.1. Духовная культура личности и общества; по теме 2.3. Мораль, искусство, религия – элементы духовной культуры…………………………………………………………………… | |
ВСР № 7 по теме 3.1. Экономика как жизнеобеспечивающая система и наука…………………………………………………………… | |
ВСР № 8 по теме 3.2. Роль государства в современной рыночной экономике; по индивидуальному проекту…………………... | |
ВСР № 9 по теме 4.1. Социальная роль и стратификация………………… | |
ВСР № 10 по теме 4.2. Социальные нормы и конфликты; по индивидуальному проекту…………………………………………….. | |
ВСР № 11 по теме 5.1. Политическая система и ее структура. Основные политические институты……………………………………… | |
ВСР № 12 по теме 5.2. Политический процесс и его субъекты…………… | |
ВСР № 13 по теме 6.1. Правовое регулирование общественных отношений; по индивидуальному проекту……………………………… | |
ВСР № 14 по теме 6.2. Основы конституционного права РФ……………... | |
ВСР № 15 по теме 6.4. Международное право; по индивидуальному проекту……………………………………………. | |
7. Рекомендации по выполнению основных видов внеаудиторной самостоятельной работы……………………………... | |
7.1. Рекомендации по работе с книгой (учебником)………………….. | |
7.2. Рекомендации по написанию эссе…………………………………. | |
7.3. Рекомендации по составлению опорного конспекта…………….. | |
7.4. Рекомендации по написанию и оформлению реферата………….. | |
7.5. Рекомендации по составлению кроссвордов……………………... | |
7.6. Рекомендации по написанию тезисов……………………………... | |
7.7. Рекомендации по написанию сообщения…………………………. | |
7.8. Рекомендации по составлению схемы-кластера………………….. | |
7.9. Рекомендации по созданию презентации………………..………... | |
7.10. Рекомендации по составлению сравнительных таблиц………… | |
7.11. Рекомендации по решению задач, проблемных ситуаций……... | |
7.12. Рекомендации по проведению исследовательской работы (анкетирование)…………………………………………... | |
7.13. Рекомендации по выполнению индивидуального проекта…….. | |
Заключение……………………………………………………………………. | |
Приложение А (обязательное) Образец и оформление титульного листа реферата…………………… | |
Приложение Б (обязательное) Пример оформления оглавления………………………………………... | |
Приложение В (обязательное) Пример оформления списка используемой литературы………..……... | |
Приложение Г (информационное) Пример составления и оформления кроссворда……….………..……... | |
Приложение Д (информационное) Пример составления кластера…………………..……….………..……... | |
Приложение Е (информационное) Пример оформления и алгоритма презентации……….………...……... | |
Приложение Ж (информационное) Пример составления сравнительной таблицы……….…..……...……... | |
Приложение И (обязательное) Образец и оформление титульного листа индивидуального проекта... | |
Приложение К (обязательное) Образец и оформление паспорта проекта................................................. | |
Приложение Л (обязательное) Пример оформления оглавления индивидуального проекта.................. | |
Приложение М (обязательное) Образец отчета студента о работе над индивидуальным проектом...... | |
Приложение Н (обязательное) Образец доклада студента для защиты индивидуального проекта…… |
|
Пояснительная записка
Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов и её выполнению по учебной дисциплине «Обществознание» (вкл. экономику и право) предназначены для студентов 1 курса специальностей 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», на основе рабочей программы дисциплины, являются частью основной профессиональной образовательной программы данных специальностей.
Учебная дисциплина «Обществознание» (вкл. экономику и право) является предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ), для данных специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Самостоятельная работа – вид учебной деятельности, способствующий развитию самостоятельности, ответственности, организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы обучающихся, с другой – развития их познавательной активности.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Целью методических указаний, является оказание помощи обучающимся в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» (вкл. экономику и право). Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, опытом творческой и исследовательской (проектной) деятельности.
Современная система образования предполагает сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, сообщений, презентаций и других домашних работ. В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня – научить студентов работать самостоятельно. Развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой, Интернет-ресурсами, активному участию в исследовательской работе.
Целью и задачей выполнения внеаудиторных самостоятельных заданий по курсу «Обществознание» (вкл. экономику и право) является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями; решать познавательные задачи (в том числе создавать проекты); логично выстраивать устные и письменные ответы.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы:
1) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
- составление плана текста; графическое изображение структуры текста;
- конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами;
- учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернет и др.;
- создание мультимедийных презентации;
2) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом;
- составление плана и тезисов ответа;
- изучение нормативных материалов;
- ответы на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста;
- подготовка сообщений, докладов, рефератов к выступлению на занятии;
- составление кроссвордов;
3) для формирования умений:
- решение задач;
- выполнение схем, таблиц;
- подготовка исследовательских, индивидуальных проектов.
Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы:
- индивидуальная;
- групповая.
Реализация методических указаний по учебной дисциплине «Обществознание» (вкл. экономику и право) будет способствовать формированию общих компетенций.
Методические указания содержат следующие структурные элементы: методические рекомендации обучающимся по выполнению заданий для самостоятельной работы; методические указания обучающимся по выполнению заданий; тематический план внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» (вкл. экономику и право); целеполагание самостоятельной деятельности; структуру отчета по самостоятельной работе; критерии оценки и систему контроля (мониторинга) самостоятельной работы; права и обязанности обучающихся; задания для самостоятельной работы, включают 15 внеаудиторных самостоятельных работ для студентов (ВСР); рекомендации по выполнению основных видов внеаудиторной самостоятельной работы; заключение; приложения. Количество часов на освоение внеаудиторной самостоятельной работы (включая индивидуальный проект) - 54 часа.
Каждая самостоятельная работа включает: название темы и количество часов; цели самостоятельной работы; умения и навыки; оборудование и наглядные пособия; инструкции по выполнению ВСР; задания к ВСР; список рекомендуемой литературой.
Задания (включая индивидуальный проект) для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, являются обязательными для выполнения. Они способствуют систематизации знаний обучающихся, выработке необходимых умений и навыков работы, формированию самообразовательной компетентности и общих компетенций, будут способствовать освоению профессиональных компетенций будущих специалистов.
Методические рекомендации обучающимся