Начало организованных соляных промыслов на Торе. Особенности работы солеваров.




Билет № 21(2)

Первый город со времен средневековья на Среднем Донце был построен в 1599 г. и назван в честь царя Бориса Годунова. Он был основан воеводами Богданом Бельским и Семёном Алфёровым по указу царя Бориса Годунова как одна из главных крепостей Российского государства на южных рубежах.

Строительство города началось в 1599 г. с большим размахом и было настолько основательным, что укрепления города из дерева и земли сохранились даже спустя 50 лет.

Российская Смута начала ХVII в. изменила судьбу людей, городов, государства. Есть указания на то, что цареборисовцы приняли участие в событиях Смуты на Руси. Они поддержали Лжедмитрия I и присоединились к восстанию Илейки Муромца («лже-Петра »), который во главе отряда казаков поддержал антиправительственные движения в 1605-1607 гг.

Документы рассказывают, что казаки и «царевич Петр» пришли с Дона по Северскому Донцу в Царёв-Борисов, а оттуда направились в Путивль. Далее Илейка принял участие в восстании И. Болотникова и был казнен в 1608 г. Жители Царёва-Борисова вместе с белгородцами и валуйчанами отказались присягать также новому царю В.Шуйскому (1606-1610 гг.) и продолжили сопротивление.

Точных данных о времени прекращения функционирования этого города в письменных источниках не найдено. Последние сведения о нём поступили в 1612 г., когда из города была вывезена церковная утварь, артиллерия, а люди переселены в г. Валуйки.

Название живописного уголка Донбасса «Святые Горы» напоминает о русских былинах. Многие знакомы с былиной, где упоминается могучий великан Святогор. По ходу повествования он встречается с Ильей Муромцем и прячет его вместе с конем в карман. Святогор старше многих богов, его образ древний и загадочный.

Святогор, по славянской мифологии сын Рода, был рожден для того, чтобы стоять на страже мира в Святых горах. О былине заставляет вспомнить красота местности и сторожевая функция богатыря. Действительно, на какой-то период Святые Горы Подонцовья стали условной границей двух миров и имели отношение к сторожевой службе Российского государства.

О существовании монастыря в Святых горах достоверно известно с начала XVII в. Монастырь – это религиозная община монахов или монахинь, которая принимает единые правила жизни (устав) и занимается хозяйственной деятельностью.

Святогорский монастырь был мужской обителью. Он располагался внутри меловых гор в рукотворных пещерах. Первое письменное свидетельство о деятельности Святогорскиго пещерного монастыря датируется 1620 г. Это было упоминание о жалованной грамоте царя Михаила Фёдоровича от 9 марта 1620 г. о выдаче игумену Святогорского монастыря Ефрему с братией годовой руги (жалованья): хлеба 12 четвертей ржи и денег 10 руб.

Второй известный документ – это также упоминание о жалованной грамоте Святогорскому монастырю 1624 г., конкретнее чёрному попу (иеромонаху) Семиону с братией на выдачу из Белгорода ржи 12 четвертей, овса 12 четвертей, денег 10 руб. В дальнейшем подобные документы появлялись все чаще. Четверть – мера объёма сыпучих тел, равная около 80 кг.

Недалеко от Святых гор в те же годы становятся известны соляные промыслы на реке Тор (ныне Казённый Торец в Славянском районе) Документально функционирование Торских соляных промыслов прослеживается с 1619 г. Рыльский пушкарский сын А. Васильев 27 мая 1622 г. рассказал, что бежал из Рыльска, и вместе с другими казаками занимался бортничеством, охотой и солеварением на Торе в 1619 г. В другом документе того времени читаем, что белгородец М. Сидоров варил соль в 1621 г., затем с донскими казаками ушел в Польшу воевать против турок, вернулся на Тор в 1622 г., где был взят под стражу царской сторожей. Он рассказал белгородскому воеводе, что многие белгородцы варят соль на Торе.

С 20-х годов XVII в. ежегодно приезжали на Тор люди из Валуек, Оскола, Белгорода, Рыльска, Ельца, Курска, других «окраинных» городов России и Левобережья Днепра для выварки соли из рапы местных озер. Собирались они на промысел обычно группами, чтобы легче было отражать внезапные нападения крымских орд. Около озер приезжие солевары располагались «табором». Наварив соли за две-три недели, возвращались домой.

Русские люди уже тогда думали о государственной пользе. Бывший цареборисовец Поминко Котельников не мог смириться с запустением своего города, несмотря на то, что сам был родом из Валуек. Спустя годы он писал царю Михаилу Федоровичу: «… А соляные озера от Царева городища верст с 30. И ныне в тех озерах из Белгорода, и с Валуек, и с Оскола, и с Ельца, и с Курска, и с Ливен, и с Воронежа охочие люди ежелет варят соль, а от татар делают крепость. И он Поминко, прошлого 133-го году у озер был и соль про себя варил, а татары приходили на них дважды… А только у тех озер вели государь устроить казенные варницы и сделать острожек и ратным людем… для бережения в том остроге быть, и государевой казне будет прибыль немалая».

Торские соляные промыслы набирали популярность, соль ездили варить из многих уездов России и даже Речи Посполитой. Соль вываривали 2-3 недели и ехали обратно. Часто наведывались представители вольного казачества – донского и запорожского. О популярности промыслов среди русского населения упоминал ещё Поминко Котельников. Дьяки в приказах все чаще задумывались об охране промыслов и устройстве солеварен, которые бы работали на государственные нужды.

Для охраны соляных промыслов на Торских озёрах в 1663 г. был построен городок, ставший первым на территории Донецкого края после золотоордынской эпохи оседлым поселением – Маяцк. Он находился на Крымском, т.е. правом берегу р. Северский Донец и получил своё название от находящегося неподалёку Маяцкого озера. Так в нашем крае начала разворачиваться российская военно-земледельческая колонизация.

В 1665 г. монахи Святогорского монастыря жаловались в челобитной: «Царева-Борисова и Маяка городов жители по обе стороны монастыря завладели: рыбу ловят и лес секут, и сено косят, и им, строителю с братиею, от того стала теснота большая ». Действительно, жители новых городков потеснили монахов в их юртах. В 1666 г. по распоряжению властей территория монастыря уменьшилась в пользу Маяцка и Царёва-Борисова, а вот жалованье монахам прибавили.

Город Маяцк находился на берегу реки Северский Донец. Рядом был построен мост, который охранял гарнизон города, тут же брали пошлины с тех, кто проезжал по мосту с наваренной солью. У Маяцка переправлялись через Донец солевары и другие люди из южных русских городков, с «Московского» берега реки на «Крымский» и обратно. Дорога вела в Царёв-Борисов, Белгород и в Москву. «Московской» называлась одна из башен города. Донецкие городки административно подчинялись Белгородскому воеводе и входили в Белгородский разряд, а военное население – в Белгородский полк. После постройки Маяцкого города, в 1664 г. на Торе были построены казённые, т.е. государственные, солеварни.

В мае воевода направил на Тор 230 человек работников и 88 стрельцов в качестве охраны промыслов. В течение летнего сезона они построили три варницы, в которых размещалось 40 котлов, на них выварили 5558 пудов соли. Из них 5158 пудов крестьяне Чугуевской волости доставили зимой в Белгород.

Летом 1665 г. была составлена опись Торских соляных промыслов. Каждая из варниц представляла собой сарай 46 сажень в длину, а 3 – в ширину, покрытый лубьем. Под сплошной стеной размещались печи, в которые были вмонтированы котлы. Около печей имелись корыта, садовницы и другой инвентарь для хранения и просушивания соли. За сезон 1665 г. в казенных варницах добыли 9331 пуд соли, из которых 7211 отправили в Белгород.

Кроме казенных варниц, на Торе работали и частные, принадлежавшие жителям Царёва-Борисова, Чугуева, Салтова, и многих других городов.

В Маяцке находилась воеводская канцелярия. Сюда свозили соль, которую варили на Торе для потребностей казны. Её отвозили в Белгород и она составляла часть жалованья гарнизона города и полка.

Маячане и торяне занимались солеварением или привозом дров на Соляные озера. Сельское хозяйство на первых порах почти не развивалось, т.к. татарские нападения происходили ежегодно.

Райгородок был построен рядом с бродом, у места впадения р. Казенный Торец в р. Северский Донец, с целью воспрепятствовать проникновению татар к Торским соляным озерам. Это было небольшое дерево-земляное укрепление, которое существовало до 1738 г. В результате эпидемии чумы крепость была сожжена, а её жители поселились неподалёку, на более высоком месте, исключавшем подтопление домов во время разлива Северского Донца. Расцвет жизни этого населенного пункта приходится на 20-30-е гг. XVIII в.

Таким образом, важнейшим занятием местных жителей в ХVII в. оставалась промысловая деятельность. Промышляли рыбной ловлей, охотой, держали пасеки. Чутко следили за продвижением неприятеля и извещали о нем.

Военное дело знали все. Службу несли все.

Социальный состав первого населения – военные сословия: дети боярские, стрельцы, пушкари, казаки городовые. За службу имели наделы земли (поместья и дачи) и угодья для промыслов – юрты. На Московском берегу р.

Северский Донец располагались юрты донских казаков. Крупнейшим владельцем юртов оставался Святогорский монастырь.

Святогорский пещерный монастырь во второй половине XVII в. продолжал играть видную роль в истории России и нашего края. Его функции были необыкновенно разнообразны. Это, прежде всего, религиозно-культурная. Монахи поддерживали существование обители, которая была центром религиозной жизни всего Среднего Подонцовья, ежедневно молились за государство, царя и всех православных христиан, старались помочь всем людям, попавшим в тяжелые жизненные обстоятельства. Как хозяйственная единица, они трудились в своих юртах, обслуживали Большой перевоз через Северский Донец, предоставляли временный приют для промысловиков и помощь людям, бежавшим или выкупленным из татарского плена. Сами монахи не раз попадали в плен и бывали выкуплены правительством. В обители их пребывало не больше 20 человек. Монастырь также оставался военным форпостом, предоставляя кров станичникам, собирая вести для Белгорода и Москвы, по возможности, отбиваясь от татар (в конце XVII в. монастырь уже имел пушки).

До постройки городов монастырь владел девятью юртами в Подонцовье, с которых имел доходы – «со всякого юрта по два рубли, по два пуда меду, по кунице ». Таким образом, монахи вели традиционное для этих мест хозяйство: бортничали и охотились. После самозахвата этих юртов жителями новопостроенных городов, монастырю количество земли официально уменьшили, отдав её новым обитателям края, зато жалованье было увеличено.

Среди дополнительных промыслов монашества было собирательство. Заготавливали ягоды, грибы, орехи, дикие яблоки и груши, лекарственные растения. Собранные продукты сушили или солили. Из березового и кленового сока делали квас. Продуктами собирательства торговали.

К традиционным лесным промыслам относились заготовка сырья (лыка, бересты, дубовой и лозовой коры), а также выкуривание смолы и выгонка дегтя. Смолу в основном использовали для смазки колес и выкуривали из старых сосновых пней. Деготь получали из березовой древесины для смазки колес и в лечебных целях.

Святогорскими монахами внимание уделялось и развитию земледелия. Однако до 80-х гг. XVII в. оно не получило распространения в хозяйстве из-за внешней опасности.

Комплекс пещерных сооружений и весь меловой массив в конце XVI-XVII вв. своим внешним видом значительно отличались от современного вида меловой горы.

До 1679 г. монахи жили внутри меловой горы. Со временем у подножия меловой скалы формировался первый комплекс наземных сооружений. В центральной части рисунка Святогорского монастыря 1679 г., у подножия горы изображена Петропавловская церковь.

Однако все постройки первого комплекса были уничтожены в результате разрушения верхних отрогов мелового массива между 1679 и 1698 гг. Обрушения могли произойти также под воздействием внешних факторов, возможно, даже землетрясения. В 1679 г. монастырь был захвачен и разграблен крымскими татарами.

Между 1679 г. и 1698 г. (начало строительства новой Успенской церкви вместо разрушенной пещерной Успенской церкви) у подножия мелового утеса строился второй комплекс наземных сооружений. Он тоже просуществовал недолго. Скорее всего, помещения были уничтожены в результате пожара во время одного из татарских набегов в конце XVII в.

В конце 90-х гг. XVII в. на береговом плато Северского Донца создается третий комплекс наземных каменных и деревянных строений.

Характерной чертой его является строительство первого каменного храма Святогорского монастыря – Успенского собора. Его заложили в 1698 г. на берегу Северского Донца. Известно, что деньги на его строительство пожертвовал изюмский полковник Федор Шидловский. Строительство храма завершили в 1708 г.

Очевидно, к этому комплексу также относится Николаевская церковь с колокольней наверху меловой скалы. Меловая часть церкви (алтарь и центральная часть) – это остатки древней пещерной Успенской церкви, которая обвалилась вместе с частью меловой горы в конце XVII в. Новый кирпичный храм был живописно вписан в меловой массив, составив композиционное единство.

С юга продвигалась вверх по течению Северского Донца донская колонизация. Донские казаки известны среди жителей Царёва-Борисова обоих заселений.

С 1683 года донские казаки Сухаревского юрта, жившие на Московском берегу Северского Донца, переходили на Крымский берег и варили соль на р. Бахмут. К ним с конца XVII ст. стали присоединяться обитатели Тора, Изюма, Царёва-Борисова. До начала XVIII в. выварка шла эпизодично и кустарно. Для этого использовались тренога, казан, ведро.

Сухаревцы в 1701 г. построили крепость Бахмут. Городок находился в среднем течении реки Бахмут, которая впадает в Северский Донец.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: