Рекомендуемые художественные занятия.




 

Дети этого возраста могут разнообразно и самостоятельно исследовать возможности самых разных художественных материалов. Они вполне готовы эстетически оценивать различные явления, в том числе артефакты. Освоив графические символы, они могут средствами искусства начать выражать свои мысли, а также преуспеть в иных занятиях. Можно надеяться, что дети сумеют работать самостоятельно и будут справляться с имеющимися материалами. Таким образом, неусыпный надзор со стороны взрослых становится ненужным, а вмешательство требуется лишь от случая к случаю и, значит, сравнительно редко. В этом возрасте дети начинают пользоваться количественными связями. Малыш рисует четырёх человек, потому что хочет нарисовать свою семью или нарисовать столько же цветочков на полянке сколько бабочек на картинке.

 
 

 

III. Старшая и подготовительная к школе группа (от шести до восьми лет).

 

Как правило, детям этого возраста свойственны следующие особенности поведения:

Уверенно, как взрослые, удерживают в руках принадлежности для рисования или черчения.

Способны сосредоточиться на самостоятельно избранной деятельности в течение часа и даже более длительного промежутка времени. Могут возвращаться к долговременному и выполняемому с перерывами проекту через несколько дней после перерыва.

Предлагают для себя и других некие роли, соглашаются на роли, предложенные другими, и участвуют в коллективной творческой деятельности, невозможной без добровольного сотрудничества.

Способны сочинять и записывать истории, навеянные собственным творчеством или иллюстрирующие его.

Понимают, что несколько разных предметов могут иметь общие свойства, способны пользоваться подобными знаниями для прогнозирования, сравнения и формулирования выводов и умозаключений.

 

Рекомендуемые художественные занятия.

Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста нужны многообразные возможности для самостоятельных исследований художественных материалов. Их уже можно вовлекать в деятельность, требующую регулярности, владения особыми навыками и умения решать сложную задачу поэтапно и в определенном порядке, - таковы, к примеру, работы с папье-маше, вязание, ткачество, гончарное дело. Можно рассчитывать, что дети будут пускать в ход умения и знания, откликаясь на свои новые переживания и решая новые задачи, обнаруживая попутно и навыки, приобретенные не на занятиях искусством, а где-то еще, в школе и дома. По мере того как у детей вырабатывается лучшее представление о времени, земле, людях и народах, их можно постепенно знакомить с социально-историческим контекстом самых разнообразных форм художественного творчества. От этих детей можно ожидать более ответственного подхода к инициированию, организации и реализации индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

«Сказочный город».(коллективная композиция)

Программное содержание: развивать образное мышление и воображение, умение работать с различными материалами. Развивать дружеские отношения в коллективе.

Предварительная работа.

Чтение сказки Васильевой-Гангус «Азбука вежливости».

 

Материалы:

Картон, клей, пластилин, фломастеры, предварительно заготовленные выкройки зданий.

 

Ход урока.

Педагог обращает внимание детей на главных героев сказки, обсуждает с детьми их внешность, характерные черты, особенности одежды и атрибуты (волшебная палочка, жезл и т. д.). Обсуждаем город, в котором живут герои сказки и волшебный лес. Дети вырезают дома сказочного города по предварительно изготовленным чертежам или складывают из уже готовых выкроек. Далее лепим из пластилина героев сказки. Составляем композицию на большом столе, на фоне звёздного неба.

 

 


 

Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Эту индивидуальность нужно внимательно изучать, не для того чтобы унифицировать манеру изображения, но чтобы эффективно организовывать и направлять работу детей. Хорошо, когда у каждого ребёнка складывается свой стиль, проявляется собственный творческий почерк.

В чём же проявляются индивидуальные способности детей в изобразительной деятельности? Прежде всего в характере протекания психологических процессов, лежащих в основе творческого труда: восприятия, представления, мышления, воображения. Они также связаны с чертами характера и темпераментом ребёнка, склонностями и направленностью его личности.

Одно из наиболее важных условий полноценного всестороннего развития личности ребёнка — индивидуальный подход. Он должен базироваться на знании специфических особенностей каждого ученика.

Различия в воспитании и обучении могут быть связаны с особенностями типа нервной системы ребёнка, а также с отличительными чертами характера. Одни дети спокойны, уравновешенны;

всё, за что берутся, делают серьёзно, основательно. Другие дети подвижны, легко возбуждаются,

у них неустойчивое внимание, они быстро переключаются с одного действия на другое.

Особенности подхода ребёнка к изобразительному творчеству определяются тем, какому содержанию он отдаёт предпочтение, какие предметы стремится отразить в рисунках, лепке, аппликациях. Такие различия, как правило, проявляются достаточно отчётливо уже к пяти годам, когда дети овладевают основными формообразующими движениями,что в свою очередь позволяет им свободно выбирать тему.

По-разному относятся дети и к передаче в рисунке цвета. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Для других детей цвет как бы не существует (особенно это характерно для малышей), они всё решают одним тоном.

Индивидуальные различия проявляются и в самом характере действия ребёнка в процессе рисования, что связано с особенностями развивающейся личности. Одни дети работают уверенно и смело даже тогда, когда их навыки и умения находятся на невысоком уровне. Им приносит радость сам факт активного действия. Они не требовательны к своей работе, их устраивает любой рисунок. Другие дети требовательны к себе, не отдают рисунки, пока не изобразят задуманное.

Некоторые ребята сильно переживают неудачи, даже плачут. Как правило, ребёнок сам способен справиться с возникшим затруднением, со стороны педагога требуется лишь поддержка их уверенности. Иногда нужно вовремя подсказать, как исправить ошибку, улучшить рисунок.

Конечно в каждой группе есть и очень неуверенные в себе, несамостоятельные дети. Их необходимо постепенно приучать к самостоятельности, вселять в них уверенность; например, можно вызвать ребёнка к доске, для того чтобы он показал товарищам тот или иной приём изображения и объяснил, как нужно действовать.

У детей (дошкольников) складываются две основные манеры рисования. Одни предпочитают рисовать отдельные предметы: у них по преимуществу развивается способность изображения. Они сосредоточены на воспроизведении объекта как такового,активно воспринимают предмет и создаваемое ими изображение, заботятся о качестве рисунка. Другие склонны к развёртыванию сюжета, повествования. У таких детей творческое воображение настолько полно, что рисунок является лишь опорой для развёртывания рассказа,потому изобразительная сторона «картины» развивается слабо. Повествование требует быстрого темпа движений: процесс изображения должен успевать за словом. Если ребёнок не обладает хорошими моторными данными, его рисунок часто неотчётлив, плохо «читается», непонятен.

Анализ и оценка детского творчества.

Вопросы детей «А я хорошо вылепил?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый взрослый, который старается понять ребёнка, ввести его в мир творчества,фантазии. Дети очень любят рассматривать свои рисунки, поделки. Они могут возвращаться к своим творениям неоднократно и находя в них всё новые привлекательные подробности. Например композиция, которую мы с детьми назвали «Солнечный остров» провисела на стене несколько месяцев, и не было случая, чтобы идя на занятия, дети не остановились около него. И каждый раз звучал один и тот же вопрос: «А вам нравится наш рисунок?».Не правы те, кто считает, что дети творят только для себя, а мнение окружающих их не интересует. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия — важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. В зависимости от того, как осуществляется просмотр, анализ и оценка детских работ, у ребёнка возникает либо положительная мотивация деятельности, что служит импульсом для дальнейшего развития творческих способностей, либо отрицательная, когда он отказывается работать.

 

 


 

 
 

Литература.

1. Т.С. Комарова. «Детское художественное творчество» Москва «Мозаика-синтез» 2005 год.

2. Т.Г. Казакова. «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» Москва «Просвещение» 1996 год.

3. Д.Б. Костер. «Растим художников» Москва «АСТ-Астрель» 2006 год.

4. Л. Васильева-Гангус «Азбука вежливости» Москва «Педагогика» 1988 год.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: