ГЛАВА 3. ПРОЯВЛЕНИЯ ЭВРИТМИИ КАК ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ




Теперь, когда мы узнали, что такое эвритмия и что такое знак, следует разъяснить, почему данный вид искусства можно посчитать знаковой системой.

Прежде всего, эвритмия, являясь видимой речью, может изображать звуки. В согласных звуках лежит отражение образа внешних форм, то есть, происходящего вовне, а в гласных — внутреннее переживание.Это сознание, что в согласных мы имеем внешнее, а в гласных — внутрен­нее, передалось уже в большей или меньшей степени и формам (начертанию) букв, так что уже в первоначальных начертаниях (особенно, например, еврей­ских букв) можно усмотреть своего рода подражание тому, что происходит в воздушной форме, в воздушных образованиях. В еврейском алфавите это об­наруживается, главным образом, в согласных буквах. В более новых языках, к которым я отношу те, которые по времени начинаются примерно с латы­ни всё это в соответ­ствующих начертаниях более или менее утрачено. Но все же многое,безу­словно, еще напоминает о том, что производились попытки подражать в напи­сании букв тому, что лежит в форме, в образе слова, когда его формируют из согласных; то есть, подражания внешнему — с одной стороны; и тех, идущих изнутри (происходящих из души) ощущений, которые человек переживает, — с другой стороны. Можно сказать, что в настоящее время нечто подобное можно встретить в более или менее отчетливом виде лишь в некоторых сло­вах, в некоторых звуках, выражающих ощущения. Проследим это на примере из немецкого языка, потому что именно такой пример может нас лучше всего ввести в существо эвритмии.

Вот это Н, простой дыхательный звук, оно может ощущаться и ощущался древним человеком, как подражание, как образование в воздухе формы того, что подступает к человеку в виде веяния, подобного веянью дыхания или воздуха, которым дышат — приходящее веяние. Таким образом, H можно ощущать, как некое приходящее веяние. И все, что так переживается, будет выражаться каким-нибудь словом, в котором находится этот звук Н, потому что именно само H ощущается как нечто привевающее.

U[У] — гласный — может ощущаться, как нечто внутренне (душевно) ох­лаждающее, заставляющее одеревенеть, оцепенеть; таково внутреннее пережива­ние U. Оно заставляет застыть, одеревенеть, оцепенеть так, что человек мерзнет. Таким образом, U — охлаждающее, оцепеняющее.

Sch (Ш) — это сдувающее, все, что сдувает, все, что ощущается, как сдувающее прочь, как дующее мимо.

Когда дует холодный ветер и вызывает оцепенение, то в некоторых мест­ностях говорят: хуш-хуш, хуш-хуш. В этом слове, в этом междометии выра­жается ощущение и имеются целиком проникнутые этим ощущением звуки H и Sch: husch-husch. В пра-языке все слова были междометиями, выражающими чувство.

Теперь возьмем иное сочетание звуков. Не правда ли, вам известен R [Р], который произносят R-R-R. Правильно переживается R, когда его ощущают, как нечто вертящееся, катящееся; все, что производит впечатление звука R-R-R. Вертящее, катящее, с грохотом кружащее. Представлять себе его надо так (Приложение 1).

А — это удивление. Schмы тоже уже имеем — это сдувающее прочь, дующее мимо. Теперь мы имеем возмож­ность ощутить слово «rasch» (скоро). Посмотрите, как то, что «rasch», прока­тывается мимо, вызывает некоторое чувство удивления и удаляется, сдувается прочь (Приложение 2).

И теперь у вас возникает ощущение, что с известным правом можно гово­рить о некоем пра-языке, потому что вы чувствуете: если бы люди правильно прочувствовали звуки, то говорили бы совершенно одинаково; они тогда обо­значали бы все одинаковым образом, соответственно природе, исходя из своей собственной организации [7].

В приложении 3 показано, что с точки зрения эвритмии обозначают буквы немецкого языка (немецкий язык – родной для Рудольфа Штайнера, поэтому эвритмические явления он рассматривал по большей частина его примере).

Таким образом, можно утверждать, что эвритмия имеет свой алфавит. А любой алфавит является знаковой системой.

Кроме букв, эвритмия может изображать и другие знаки, например, планеты и знаки Зодиака.

Вместе с ними рассматривается и сущность человека — Со­лнце, затем мы переходим к любящей, преданной сущности — Венере; к более эгоистической сущности — Меркурию, к творческой продуктивной сущнос­ти — Луне. Затем мы имеем агрессивную сущность — Марс. Далее идет излу­чающая мудрость сущность — Юпитер. Наконец мы имеем то, что переходит в меланхолию, во внутреннюю замкнутость в себе, сдержанность, углублен­ность — Сатурн(Приложения 4, 5, 6).

Знаки Зодиака и планет в эвритмии представлены в виде следующих букв: овен — W, телец — R. Это полугласные звуки — гласные, воспринимаемые как согласные; W родственно U, R родственно А.Близнецы — H. рак — V(или это может быть F). Стрелец — G. Козерог — L. Водолей— M. Рыбы — N. Лев — Ф (Тао). Дева — В. Весы — С. Скорпион — Ж.Солнце — AU. Венера — А. Меркурий — I. Луна — El.Марс — Е. Юпитер — О. Сатурн — U [7].

Данные обозначения, выполняемые с помощью движения, можно считать знаками, подобные привычным нам идеограммам, обозначающим планеты и знаки Зодиака.

Надо сказать, что есть много других вещей, которые эвритмия может обозначать, например, музыкальные интервалы и тоны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании были даны определения знаку и эвритмии, а так же рассмотрены эвритмические знаки, означающие буквы, планеты и знаки Зодиака. Из этих примеров мы можем сделать вывод, что данный вид искусства может служить знаковой системой. При желании люди, знающие эвритмический алфавит, могут переговариваться между собой без слов, используя его как специальный шифр. Однако, это ни в коем случае не является задачей эвритмии. Она прежде всего вид искусства, в котором эвритмист должен жить.


 

 

Приложение 1

 

 

Эвритмическая буква (звук) R.


 

 

Приложение 2

 

 

Слово «Rasch» и его звуки с эвритмической точки зрения.

Приложение 3

 

Значение некоторых букв немецкого алфавита с эвритмической точки зрения.


 

Приложение 4

 

 

Знаки Зодиака и планеты.

Приложение 5

 

Эвритмические обозначения знаков Зодиака (из источника 7)

Приложение 6

 

Эвритмические обозначения планет (из источника 7)

Приложение 7

 

 

Эвритмическое выступление на юбилейном концерте Иркутской Вальдорфской Школы 5 октября 2014. На фото (слева направо): Александр Пинчук, Лука Доманин, Софья Закаблуковская, Таисия Василевич, Владислав Торгун.


 

 

Приложение 8

 

 

Выступление на эвритмическом концерте в Иркутской Вальдорфской Школе, 6 октября 2016. На фото (слева направо): Роман Жданов, Фёдор Верес. Показаны знаки Зодиака.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: