ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ЭВРИТМИЯ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФГБОУ ВО «ИГУ»

 

Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций

 

Кафедра английской филологии

 

 

Реферат по введению в языкознание на тему:

 

«Эвритмия как знаковая система»

 

  Выполнил(а): Студент(ка) группы 2121142-ДБ Пинчук Александр Сергеевич Проверила: кандидат филологических наук, доцент Позняк Людмила Петровна

Иркутск – 2017 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ЭВРИТМИЯ.. 4

ГЛАВА 2. ЧТО ТАКОЕ ЗНАК.. 7

ГЛАВА 3. ПРОЯВЛЕНИЯ ЭВРИТМИИ КАК ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ.. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12

Приложение 1. 13

Приложение 2. 14

Приложение 3. 15

Приложение 4. 16

Приложение 5. 17

Приложение 6. 18

Приложение 7. 19

Приложение 8. 20

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

В нашем мире существует довольно много знаковых систем, все они служат для обозначения чего-то. Знаком может быть то, что мы видим или слышим. Это может быть рисунок, надпись или жест.

Цель данного исследования - рассмотреть особый вид художественного движения – эвритмию – и то, как она может служить знаковой системой. Для этого необходимо поставить ряд задач: дать определение эвритмии и знаку, а также узнать, какие знаки эвритмия может изображать.


 

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ЭВРИТМИЯ

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, эвритимия (Ευρυθμία) — термин, которым древние греки обозначали взаимное соответствие, взаимную соразмерность отдельных частей художественного произведения и их уравновешенное, стройное, приятное для глаз соединение в одном целом, особенно тогда, когда речь шла о какой-либо скульптурной группе или об архитектурном произведении. Этот термин равносилен нынешнему слову «гармоничность»[8]. Однако в данной работе будет фигурировать несколько другое понятие эвритмии:

Эвритмия – особый вид художественного движения, который способствует общему телесному и душевному развитию человека. Эвритмия бывает 4 видов: педагогическая, сценическая, гигиеническая и лечебная. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.Эвритмия была разработана австрийским философом Рудольфом Штайнером (1861 - 1925) и получила широкое распространение в мире [5]. Её также преподают в вальдорфских школах.

Рудольф Штайнер говорил, что эвритмисту прежде всего необходимо жить в эвритмическом искусстве, в эвритмической работе своей личностью, своим человеческим существом, так, чтобы эвритмия сделалась выражением жизни. Этого нельзя достичь без про­никновения в дух того, чем является эвритмия как видимая речь. Тому, кто лишь бросает взгляд на эвритмию, кто воспринимает ее только как художест­венное наслаждение, знать что-либо о существе эвритмии – как это и вообще должно быть при художественном наслаждении – не надо. Столь же мало надо это ему, сколь мала необходимость учиться музыкальной гармонии, контрапункту и т.п. желающему наслаждаться музыкой. Для того, чтобы по­нимать художественное, достаточно того понимания, которым обладает сфор­мированный здоровым образом человек[7].

Эвритмия возникла следующим образом: читая в 1908 году в Гамбурге цикл лекций об Евангелии от Иоанна, Рудольф Штайнер обратился к Маргарите Волошиной с вопросом: «Могли бы Вы это станцевать?» - подразумевался пролог Евангелия от Иоанна. Волошина в тот момент была не в состоянии дать ответ. Осенью того же года Рудольф Штайнер вновь обратился к ней с тем же вопросом. И вновь не последовало ответа. Поэтому, начиная с 1912 года, эвритмия должна была пойти другим пу­тём. Юная Лори Смит искала профессию, и Рудольф Штайнер предложил ей получить образова­ние в новом, ещё развивающемся искусстве движе­ния - эвритмии.

На Пасху 1924 года, продолжая «эзотерическую линию» Рождественского собрания, Рудольф Штайнер обратился к первоначальному культовому направлению эвритмии вновь, но на сей раз не в связи с Евангелиями, а исходя непосредственно из антропософии (науки, разработанной Рудольфом Штайнером) [8].

В танцевальном искусстве, если танец возвышается до художественного, мы имеем дело с излиянием эмоционального, воли в человеческое движение, причем опять-таки, в танце выражается и развивается далее только то, что заложено в человеке в виде возможностей таких движений, какие имеются и на физическом плане. В эвритмии же мы имеем дело с чем-то таким, чего в человеке в обычной физической жизни ни в каком отношении нет, что долж­но быть насквозь творчеством, исходящим из духовного. Мы имеем тут дело с чем-то таким, что только пользуется человеком, каким он является в своем обычном образе в физическом мире, пользуется им только как средством для выражения, и притом именно человеческим движением как средством выра­жения.

Спрашивается, что же собственно изображается при этом? Понять, что изображается в эвритмии, можно только тогда, когда во вниманиепринимается то, что эвритмия желает быть видимым языком. Так обстоит, ведь, и с самой речью: когда мы выражаем речь мимически, то берем за образец обыкновенную речь, когда же мы выражаем самою речь, то она, как таковая, не имеет образца. Она исходит из человека, как самостоятельное произведение. Нигде в приро­де нет того, что раскрывается в речи, что ею обнаруживается [7].

 


ГЛАВА 2. ЧТО ТАКОЕ ЗНАК

Этимологически слово «знак» восходит к глаголу «знать». Знак есть предмет, благодаря которому мы узнаём о другом предмете. Так, если мы посмотрим на стол, за которым сидим, то увидим, что он ни к чему не отсылает. И ничего не замещает. Следовательно, стол не является знаком. Другое дело – слово «стол». Оно отсылает к реальному столу. Следовательно, слово «стол» - знак. Оно даёт нам знать о столе.

Науку о знаках называют семиотикой. Её основатель – американский учёный Чарлз Пирс (1839-1914). Но современные представления о семиотике связаны с другим американцем – Чарлзом Моррисом (1903-1979). Процесс использования знаков в общении Ч.Моррис назвал семиозисом. Он осуществляется не только с помощью языковых знаков, но и неязыковых [1, c. 22, 23].

Каждый раз, когда мы говорим: «Это значит (то-то и то-то)», мы имплицитно апеллируем к понятию знака как к некоторой сущности, позволяющей нам установить связь между ней и отсутствующей сущностью [3, c. 73].

Все знаки обладают материальной, чувственно воспринимаемой «формой», которую иногда называют «означающим», а мы будем называть «экспоиентом знака».

Некоторые экспоненты (поднятое или опущенное крыло семафора, красный, зеленый или желтый огонь светофора, то или иное изображение на куске жести) доступны зрительному восприятию. В других случаях экспонент воспринимается слухом (например, в телефоне — непрерывный гудок низкого тона, частые гудки высокогоона и т. п.), осязанием (буквы шрифта для слепых), в принципе возможны системы, использующие обонятельные и вкусовые экспо- ненты. Существенно только то, чтобы экспонент был так или иначедоступен восприятию человека (либо «восприятию» заменяющего его автомата), т. е. чтобы экспонент был материальным [4, с. 25].

Специализированные системы сигнализации, например: телеграфные азбуки (в частности, азбука Морзе), дорожные знаки, сигнализация флагами, ракетами и т. п., научная символика — математическая, химическая, логическая и т. п. В современной науке широко используетсясимволика математической логики. Приведем некоторые символы и их значение: R — отношение; xRy — х имеет отношение к у\ Л; ٨— конъюнкция: А ­АВ — А и В; V — дизъюнкция: А VВ — А или В; ≠неравнозначность: А≠В — А неравнозначно В; отрицание: Ā — не А; ⊂ - включение: А⊂В—АвключаетсявВ; ⊃импликация: А⊃В—еслиА, тоВ, также являются знаками.

Сигнализации, символика, средства языка, будучи разными знаковыми системами, используются как средство общения. Язык является всеобъемлющей и всеобщей исторически сложившейся системой средств общения, обслуживающей общество во всех сферах егодеятельности. Дополнительные системы сигнализации и научной символики не обладают этими свойствами. Сфераприменения искусственных знаковых языковых систем узка. Это, конечно, не снижает их общественного значения. Например, сейчас, в век научно-технической революции, повышается рольинформации математических наук, что и ведет к распространению математической символики. И все равно сфера использования системы символов ограничена [2, c. 28, 29].


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: