ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОСОБННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И СКЛОННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ С ОПФР. ЗНАЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ С ОПФР К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………..4

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫС УЧАЩИМИСЯ С ОПФР……………………………………………7

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….14

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...15

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Важнейшее значение для обеспечения эффективности профессиональной деятельности и самореализации любого человека имеет выбор профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и потребностями рынка труда, с другой стороны. Тем более важно рациональное решение вопросов выбора профессии в отношении лиц, возможности которых в этом плане объективно ограничены.[1]

Отличия трудовой подготовки детей с ОПФР по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества.

Дальнейшая судьба выпускников специальных средних учебных заведений проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.[2]


 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И СКЛОННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ С ОПФР. ЗНАЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ С ОПФР К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) (термин, официально признанный в Республике Беларусь) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Понятия «склонности», «интересы», «профессиональная направленность» следует рассматривать во взаимосвязи с другими свойствами личности учащихся и особенностями их психофизического развития. Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с ОПФР не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе.

Содержание профессионального обучения учащихся с ОПФР должно соответствовать их склонностям и возможностям. Как известно, для детей данной категории характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, слабость волевых усилий, отсутствие умения преодолевать трудности и использовать свои физические ресурсы. Особенно резкие колебания работоспособности наблюдаются у детей-травматиков и у детей с текущим заболеванием центральной нервной системы. У школьников с ОПФР встречаются такие сопутствующие дефекты, как снижение слуха, зрения, парезы и т. д.

У школьников с ОПФР профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны. У них отсутствует или слабо выражена профессиональная направленность.

Профессиональное самоопределение подростков с особенностями психофизического развития затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение учащихся с ОПФР должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества.

Выпускники с особенностями психофизического развития, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно оценить свои склонности и возможности. Однако при этом они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.

Решающим фактором при выборе профессии учащимися с особенностями психофизического развития становится влияние педагогов, воспитателей и система профориентационной работы.

Специфика подготовки к профессиональному самоопределению учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью.

Для лиц с интеллектуальной недостаточностью трудовая деятельность

является основой их социального приспособления, она же служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. В общей системе профессионального образования лиц с интеллектуальной недостаточностью приоритетное значение приобретает целенаправленная профессиональная ориентация.

В I–V классах в процессе профессионального просвещения, трудового и профессионального воспитания на доступных учащимся с интеллектуальной недостаточностью конкретных примерах и наблюдениях, с максимальной опорой на личный житейский опыт раскрывается общественная необходимость труда и формируются элементарные представления о многообразии профессий, учащимся прививается положительное отношение к труду, потребность быть полезным людям.

В VI–VIII классах продолжается работа в области профессионального просвещения, трудового и профессионального воспитания. Решаются задачи, общие с задачами подготовки к профессиональному самоопределению учащихся других категорий: раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, у учащихся расширяются представления о профессиональном труде, формируется успешный опыт практической деятельности и на этой основе мотивации достижения, повышается престиж рабочих профессий и на этой основе создается позитивный образ человека труда. Решение указанных задач осуществляется с учетом специфики организации трудового обучения, в т. ч. его объема (минимум 6 часов в неделю), позволяющего на практически - действенном уровне осваивать разные виды труда.

В IX–X классах работа в области профессиональной диагностики, профессионального просвещения, трудового и профессионального воспитания проводится с учетом возможности продолжения образования в XI–XII классах углубленной социальной и профессиональной подготовки первого отделения вспомогательной школы либо в учреждениях профессионально-технического образования. Задачи предшествующего этапа профориентационной работы решаются на более высоком уровне, дополняются задачами формирования у учащихся умений адекватно оценивать свои профессиональные возможности и соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами. На этой основе обеспечивается осознанное принятие рекомендаций о выборе профессионального пути. Реализации указанных задач содействуют профессиональная консультация и психологическая поддержка.

Рекомендации о выборе профессионального пути вырабатываются специалистами и согласуются с родителями либо лицами их заменяющими. В этой связи необходимо подчеркнуть, что целенаправленная работа с родителями является условием решения задач подготовки к профессиональному самоопределению всех категорий учащихся с особенностями психофизического развития, так как именно позиция родителей зачастую оказывается решающей.


 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫС УЧАЩИМИСЯ С ОСОБННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Немногочисленные исследования, проведенные в Республике Беларусь

по проблеме профессиональной ориентации и социально-профессиональной адаптации отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития с учетом современных условий их общетрудовой и профессиональной подготовки, указывают на необходимость усиления внимания к решению данной проблемы как условию обеспечения социальной интеграции.

Профессиональная ориентация учащихся с особенностями психофизического развития может быть определена как комплекс медико-биологических, социально-экономических и психолого-педагогических мер, содействующих профессиональному самоопределению. Профессиональное самоопределение является основным результатом профессиональной ориентации учащихся и определяется как состояние готовности к реальному и осознанному выбору профессии.

Показателями готовности к выбору профессии являются: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков.

Цель подготовкиучащихся с особенностями психофизического развития к профессиональному самоопределению состоит, соответственно, в подведении к осознанному решению о выборе профессии и пути ее получения.

Достижение данной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:

- формирования у учащихся мотивации выбора профессии;

- формирования у учащихся знаний о видах производства, состоянии рынка труда, потребностях экономики в кадрах, содержании и перспективах развития профессий, формах и условиях их освоения, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, возможностях профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

- формирования у учащихся знаний о себе, своих возможностях, адекватной самооценки и притязаний при решении вопроса о выборе профессии и путях ее получения;

- организации взаимодействия учреждений общего среднего, специального образования с органами по труду, занятости и социальной защите, организациями здравоохранения, учреждениями профессионально - технического и среднего специального образования, общественными объединениями и организациями, родителями (лицами их заменяющими) учащихся с особенностями психофизического развития в области профессиональной ориентации.

В реализации задач подготовки учащихся с особенностями психофизического развития к профессиональному самоопределению следует исходить из положений действующей Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь и, соответственно, опираться на общие принципы профессиональной ориентации:

- сознательности в выборе профессии;

- приоритета интересов и возможностей личности, гуманистического характера профориентации;

- доступности профессиональной и иной информации, необходимой

для выбора или перемены профессии, формы обучения и трудоустройства;

- равных возможностей получения профориентационных услуг независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения;

- развития, в основе которого находится идея выбора профессии с учетом ее возможностей для повышения квалификации, заработка и, соответственно, удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей по мере роста опыта и профессионального мастерства;

- взаимосвязи профориентационной работы с практикой (помощи выборе профессии с учетом потребностей рынка труда в квалифицированных

кадрах);

- систематичности и преемственности, который предполагает проведение профориентационной работы на разных возрастных этапах;

- взаимосвязи всех социальных партнѐров, заинтересованных в профориентационной деятельности.[5]

Для подготовки учащихся с особенностями психофизического развития к профессиональному самоопределению используются различные формы

профессиональной ориентации:

- профессиональное просвещение – организованное информирование о различных профессиях, о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностей рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-типологическим особенностям личности;

- профессиональная диагностика – выявление потребностей, интересов и склонностей человека для решения задач профессиональной ориентации;

- профессиональная консультация – оказании молодому человеку помощи в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учѐтом его психологических особенностей и возможностей; предоставление ему рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим, психофизическим особенностям, на основе результатов диагностики;

- трудовое и профессиональное воспитание в процессе профессиональной ориентации – система мер по формированиюпрофессиональных склонностей и интересов, воспитанию профессиональныхинтересов, уважения к труду и профессии;

- профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями;

- психологическая поддержка в процессе профессиональной ориентации – система социально-психологических способов и методов,способствующих социально-профессиональному самоопределениюличности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда иадаптированности к условиям реализации собственной профессиональнойкарьеры; содействие полноценному психическому развитию,предупреждению личностных и межличностных проблем и социальнопсихологическихконфликтов.

При определении форм и содержания процесса подготовки учащихся с особенностями психофизического развития к профессиональному самоопределению необходимо учитывать не только ограничения в области профессиональной подготовки и трудоустройства, определяемые состоянием здоровья, но и особенности организации образования, возможности его продолжения на уровне не только профессионально-технического, но также на уровнях среднего специального и высшего образования.

Формы и специфика подготовки к профессиональному самоопределению учащихся, которые получают цензовое образование (снарушениями зрения, нарушением слуха, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), тяжелыми нарушениями речи) в общем виде могут быть определены следующим образом.

На I ступени общего среднего образования проводится работа в области профессионального просвещения, трудового и профессионального воспитания, содержание которой фактически является общим с профориентационной работой с учащимися, имеющими нормативное развитие: раскрывается общественная необходимость труда, у учащихся формируются положительное отношение к труду, потребность быть полезным людям, элементарные представления о многообразии профессий.

На II ступени общего среднего образования содержание работы в области профессионального просвещения, трудового и профессионального воспитания обогащается. Раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, у учащихся расширяются представлений о профессиональном труде, формируется успешный опыт практической деятельности на учебных занятиях по трудовому обучению и в процессе общественно полезного труда во внеучебное время и на этой основе – мотивация достижения, создается позитивный образ человека труда и повышается престиж рабочих профессий.

Необходимо иметь в виду возможность продолжения образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Отсюда вытекает необходимость проведения работы в области профессиональной диагностики, организации профессионального консультирования и оказания психологической поддержки при завершении обучения на II ступени общего среднего образования – в IX (X) классе.

Определяются образовательные и профессиональные интересы и мотивы учащихся, проводится подготовка к осуществлению личностного выбора, связанного с продолжением образования и (или) получением профессии.

Эту работу не следует замыкать рамками учреждений общего среднего и специального образования. Концепция развития профессиональной ориентации молодѐжи в Республике Беларусь достаточно четко определяет функции разных министерств и подведомственных им учреждений и организаций в управлении системой профессиональной ориентации. В частности, определены функции специалистов кабинета медико-профессиональной реабилитации, являющегося структурным подразделением медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК), и в числе этих функций проведение профессиональной диагностики, профессионального подбора, профессиональной консультации детей-инвалидов в целях выбора профессии, соответствующей состоянию здоровья, интересам, склонностям, задаткам профессиональных способностей, конъюктуре рынка труда и возможности последующего трудоустройства.

Среди функций учреждений профессионально-технического образования и среднего специального образования выделяются, в частности: создание на их базе профессиональных консультационных пунктов с целью проведения профдиагностики, оказания помощи обучающимся в уточнении, конкретизации и повышении реалистичности представлений о профессиональной деятельности по выбранной специальности; организация профессиональных проб.

На данном этапе профессионального самоопределения является значимым и сотрудничество учреждений общего среднего, специального образования с территориальными органами по труду, занятости и социальной защите, в особенности по вопросам профессионального информирования учащихся.

Существенное влияние на выбор учащимися решения о продолжении учебы и получении профессии может оказать также сотрудничество с общественными объединения и организации (ОО БелОГ, ОО БелОИ, ОО БелТИЗ), которое осуществляется в соответствии с родом их деятельности.[4]

На III ступени общего среднего образования учитываются возможности продолжения образования в учреждениях не только профессиональнотехнического и среднего специального, но и высшего образования, а также возможности организации и проведения допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся, в том числе на базе учреждений профессионально-технического образования.

Содержание подготовки к профессиональному самоопределению направлено, соответственно, на решение задач выявления образовательных и

профессиональных интересов и мотивов, расширения представлений о профессиональном труде, формирования успешного опыта практической деятельности и на этой основе мотивации достижения, освоения социального и личностного смысла различных сфер профессиональной деятельности в соответствии с интересами, склонностями и способностями каждого, формирования умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами (в т. ч. определяемыми запросами рынка труда), выработки собственной жизненной позиции на этапе профессионального выбора и проектирования успешной карьеры, включения в моделируемую будущую профессиональную деятельность, построения личной профессиональной перспективы. Осуществлению профессионального выбора содействуют профессиональная консультация и психологическая поддержка.

Как и на II ступени общего среднего образования, важнейшее значение имеет сотрудничество учреждений общего среднего, специального образования с органами по труду, занятости и социальной защите, организациями здравоохранения, учреждениями профессионально - технического и среднего специального образования, общественными объединениями и организациями.

Решение проблемы подготовки учащихся с особенностями психофизического развития к профессиональному самоопределению требует создания научно-методического обеспечения работы в данной области.

Первоочередными задачами в этой связи являются:

- разработка воспитательного аспекта профессиональной ориентации, обеспеченного программами факультативных занятий «Мое профессиональное будущее» для разных категорий учащихся с особенностями психофизического развития и учебно-методическими пособиями для педагогов и студентов, раскрывающих содержание и методику педагогической деятельности, направленной на подготовку учащихся к профессиональному самоопределению;

- детальная разработка модели взаимодействия учреждений общего среднего, специального образования с органами по труду, занятости и социальной защите, организациями здравоохранения, учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования, общественными объединениями и организациями в области профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития.[3]

В ОКРБ 011-2009 (Общегосударственный классификатор Республики Беларусь. Специальности и квалификации) в рамках специальностей и квалификаций профессионально-технического образования выделены квалификации и специализации, показанные для обучения лиц с особенностями психофизического развития (включая инвалидов), в том числе лиц с интеллектуальной недостаточностью. Круг этих специализаций и квалификаций позволяет в достаточной мере учитывать как интересы и способности учащихся, так и потребности рынка труда. Это указывает на то, что в процессе профориентационной работы учащиеся с особенностями психофизического развития и их родители знакомятся не только с определенными ограничениями на получение профессии. Важнейшее значение имеет раскрытие возможностей получения разнообразных профессий и последующей самореализации в профессиональной деятельности[1].

Важнейшее значение для решения задач профориентационной работы с учащимися с особенностями психофизического развития имеет взаимодействие специалистов и родителей, так как последние могут оказать решающее влияние на выбор профессионального пути.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с особенностями психофизического развития наряду с общим образованием является обеспечение получения трудовой подготовки.

Большое значение в подготовке воспитанников с ОПФР к трудовой деятельности имеет профессиональное самоопределение.

Определение потенциальных возможностей учащихся с особенностями психо – физического развития, подбор адекватных для обучения профессий – процесс сложный, многоступенчатый, он должен проходить в несколько этапов, захватывая не только период окончания школы, но и более ранние периоды.

Профессиональное самоопределение способствует успешной интеграции воспитанников с ОПФР в социум, нацеленности на активную самостоятельную, успешную трудовую деятельность, осознанному выбору профессии, к выбору учреждения, где выпускник продолжит свое обучение.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: