Выписной логопедический эпикриз




 

 

Л… Г… С…, 47 лет (15.08.1962 г.р.), в период с 29.01.2010г. по 29.03.2010г. первично прошла курс нейрореабилитации в стационарном отделении ЦПРиН с диагнозом: непсихотические расстройства сосудистого генеза. Психоорганический синдром. Цереброваскулярная болезнь. Последствия после перенесенного кровоизлияния в левой гемисфере и операции: костно-пластическая трепанация черепа слева, удаление внутримозговой гематомы. Правосторонняя пирамидная симптоматика, симптоматическая эпилепсия. Артериальная гипертензия III ст. Фиброзно-кистозная мастопатия.

При первичном нейропсихологическом обследовании, проводимом в отделении, пациентка правильно ориентирована в месте и времени; её поведение полностью адекватно ситуации; критика к своему состоянию несколько снижена. Психическая активность достаточная. Темп деятельности неравномерный: импульсивные, чрезмерно быстрые реакции сменяются довольно продолжительными паузами и бездействием. Внимание характеризовалось неустойчивостью, сужен его объём. Эмоционально лабильна, отмечается тревожность.

Импрессивная сторона речи. Доступно понимание ситуативно-бытовой речи; понимание внеситуативной речи затруднено, возможно выполнение отдельных простых инструкций. Выполнение сложных инструкций – затруднено. Доступен показ единичных предметов, показ серии предметов затруднен, что обусловлено тормозимостью слухоречевых следов. Понимание логико-грамматических конструкций недоступно. Показ картинок, соответствующих словам с оппозиционными фонемами невозможен, из-за грубых нарушений фонематического слуха. Звуковой анализ слова в состоянии распада.

Экспрессивная сторона речи. Речевая активность не снижена. Спонтанная речь пациентки представлена простой фразой. Отмечаются вербальные и литеральные парафазии, аграмматизмы согласования и управления, элементы логореи. В речи преобладают глаголы, междометия, местоимения. Интонирование яркое. Автоматизированная и дезавтоматизированная речь: сохранна.

Повторение звуков, слогов, серии звуков и слогов затруднено, отмечаются многочисленные замены и перестановки. При повторении слов отмечаются вербальные и литеральные парафазии из-за неустойчивости слухо-речевых следов. Повторение фраз недоступно. Называниереальных предметов доступно, при назывании изображений предметов, частей тела, действий отмечались вербальные парафазии по семантической и акустической близости. Составление фразы по картинке сводится к продуцированию отдельных словосочетаний, недостаточно точно выражающих смысл сюжетной картинки. Составление фразы с заданными словами затруднено, больная не может найти адекватных лексических средств для выражения мысли. Пересказ недоступен, больная не имеет возможности удержать весь объем информации.

Составление рассказа - рассказ представлен в основном перечислением изображенных действий, при этом допускаются вербальные парафазии и аграмматизмы управления. Доступно называние отдельных букв и чтение слов-идеограмм. Аналитико-синтетическое чтение доступно, наблюдаются литеральные парафазии, понимание и запоминание прочитанного недостаточно полное. При письме: списывание – сохранно, автоматизированное письмо – возможно; письмо под диктовку – затруднено, пациентка записывает только наиболее частотные слова, при записи предложений отмечается пропуск значимых слов, ошибки обусловлены нарушениями звуко-буквенного анализа. В спонтанном письме – сохраняются те же трудности, что и в устной речи.

Интеллектуально-мнестическая сфера. Отмечалось снижение модально-неспецифических форм памяти до 3-х элементов. Объём слухоречевой памяти резко сужен до 2-х элементов. Увеличен латентный период выполнения интеллектуальных операций на невербальном материале.

Гностико-праксическая сфера. Отмечались ошибки по типу зеркальности при выполнении проб пространственного праксиса, при выполнении проб кинетического и кинестетического мануального праксиса отмечается поиск позы и увеличение латентного периода усвоения программы. Значимых изменений гнозиса выявлено не было.

Таким образом, результаты проведённого обследования свидетельствуют о дисфункции верхне- и задневисочных отделов левого полушария с вовлечением в патологический очаг субкортикальных структур головного мозга, а также о наличии у пациентки: комплексной височной (сенсорной и акустико-мнестической) афазии; проводниковой афазии; негрубых нарушений нейродинамического аспекта психической деятельности.

С пациенткой проводились индивидуальные (76), групповые (39) и компьютерные (31) логопедические занятия, направленные на восстановление понимания значения слова; восстановление фонематического слуха; преодоление слабости слухо-речевых следов; преодоление расстройств устной речи; восстановление письменной речи; формирование и развитие контроля за собственной речевой продукцией.

В результате проведённой комплексной нейрореабилитации в состоянии пациентки отмечается улучшение. Более устойчивым стало произвольное внимание, увеличился его объем. Несколько увеличились возможности самоконтроля. В целом, деятельность пациента приобрела более упорядоченный и целенаправленный характер. Улучшилось переключение произвольного (в том числе и слухового) внимания, что расширило возможности понимания воспринимаемой на слух информации. Расширился объём пассивного словарного запаса, и стало доступно понимание ситуативных, внеситуативных вопросов, простых текстов. Менее выраженным становится отчуждение смысла слова. Расширился активный словарный запас пациентки и существенно сократился латентный период актуализации нужной лексики. Фраза оформляется более адекватно как логически, так и грамматически. Стало доступно понимание и пересказ коротких текстов. Уменьшилось число литеральных и вербальных парафазий при чтении. В спонтанном письме минимизировалось число замен букв, обозначающих оппозиционные фонемы; сократилось число дизорфографических ошибок. В письме под диктовку увеличилось число доступных слов и фраз.

Учитывая необходимость закрепления достигнутых положительных изменений, пациентке рекомендуется

- продолжение занятий по месту жительства;

- повторная консультация в ЦПРиН.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: