Предисловие.
Чтоповлиялонаписаниюэтойминикниги?
Яосозналсвоюсильнуюсторону–философия.
Дляменяфилософияформируетотношениекмиру, ксамомусебе, кжизненнымситуациям…
Носразускажу,янешахматистипоэтомукнигабудетваминтересна, потомучтовысможетепроверитьмоимысли.
Главнаямыслькниги–шахматыдревняяфилософияэффективнойжизни.Шахматампримерно 2000 лет,дошлидонашихднейшахматывискаженномвиде, носутьнеутерялась. Историки сводятся,что в Индии появились шахматы.
Книгафилософияшахматненашагвлевоивправонеотходитоттеорииипрактикиигры.
Василий Иванчук: "Наша игра - это философия жизни"
ПЛАНКНИГИ–ФИЛОСОФИЯШАХМАТ.
1) Введение
2) Взглядсверхунашахматы
3) Взглядснизунашахматы
4) Взглядизнутринашахматы
5) Взглядсправанашахматы
6) Взглядслеванашахматы
7) Мысливтему
8) Практическийаспект
9) Ответы на вопросы
10) Начальные знания игры в шахматы
11) Внутренне игровая философия игры в шахматы
12) Принципы игры в шахматы
13) Заключение
Глава.
ВВЕДЕНИЕ.
Начнуспростоймысли, чтостратегиюитактикуигрыустанавливают 2 игрока. Чьястратегияитактикаэффективнее, тотпобеждает.Втактикеистратегиисамыйсильныйудар,этонеожиданныйудар.Шахматыэтовойна. Поведениевшахматах = поведениевжизненныхбитвах. Всевжизнибитва, разговор, работаитакдалее…Всегдаестьпобедительиповерженный.
Сутьнаписанного - Ясравнилшахматысжизнью.
Атеперьперейдемкшахматам.
ВЗГЛЯДСВЕРХУ.
ПЕШКИ.
Пешкиэтодилетанты, дилетантможетвыполнятьпростуюзадачу. Всясиладилетантоввколичестве. Нодажепешкиумеютставитьшахимат. Пешкиэтосолдаты, мудрыйигрок, будетценитькаждогосолдатаижизньегонебудетнапрасной.Пройдяполпутивигре, иблизкододамки,пешкастановитсяспециалистом. Нодойдядоконцаистановясьдамкой, пешкаужемастерсвоегодела. Опытныйруководительвидитвпешкахпотенциальныхдамок.Спокойная, продуманнаяиграсовременемприведетпешкувдамки. Дилетантвыполняющийсвоюмиссиюшагзашагом, раноилипоздностанетдамкой. Ведьонсправляетсяскаждойпоставленнойпростойзадачей.
Пешкуиспользуютвначалеигры,напримервслучае, когданужнонащупатьтактику,стратегиюигрыпротивника.
Жизненныйпример: высшееначальство, можетпосмотретькакведутсвоюполитикунизшееначальство, смотрянаисполнителей.
СТАРШИЕФИГУРЫ. КОНЬ,ЛАДЬЯ,ФЕРЗЬ, СЛОН.
Вышерангомфигуры,чемпешки, должныпомогатьдилетантам, даватьимвозможности, открыватьимновыегоризонтыввойне.
ВЗГЛЯДИЗНУТРИ.
Пешкиобычноневидятсвоюармиюстаршихфигурвначалебоя. Нокогдавбойпошлисвоистаршиефигуры, играразворачивается, старшиефигурывидныпешкам. Пешкавидитвначалебояуказания, еслипешканеумираетвовремяуказаний, онаувидитразворотнастоящейвойны. Задачапешкиодиночкиилюбойфигурыодинокой–выживание. Задачакоманднойвойны–управлениеситуацией. Началодляпешекиспытание, таккакониневидят,чтовзади,видятугрожающуюармиюспереди.
Правило - пешкиназаднеходят. Почемунельзяходитьназад? Еслимырассмотрим
модельпоединка«одиннаодин», толюбойшагназадкрометактической
уловкивлечетзасобойпоражение. Двигатьсяможнотольковпередилив
сторону - этовамскажетлюбоймастерединоборств. Любыедвиженияназад
длячеловеканеестественны. Человекзадомходитьнеумеет. Ондостаточно
успешноходитвперед, ноприэтомоченьплохоходитназад.
Принципнишагуназаддолжениспользоватьсявовсейигревшахматах, таккакшагназадэтопотеряатакующегохода. Потеряатакующегоходаозначает,чтопротивникперевешиваетигрувсвоюсторону.
Глава.
ВЗГЛЯДСНИЗУ.
КОРОЛЬ.
Корольглавныйсолдат. Онходитна 1 шаг, какпешка, толькооннеограничен,вкакиестороныходить,унегобольшевыбора.Укоролямногоконтактовисвязейвжизни, закороляпойдутгорой, онавторитетдлявсех.Двакороляввойне, это2 игрока.Обычнобольшаячастьвниманияигроков, направленонакоролей.Слабоеместо–король. Смыслвойны, направитьвсесилывсамоеслабоеместо–король.
Король, этодвижущаясилавсейвойны.Всемфигурамвыгоднозащищатькороля. Корольвладеет,тем,чтонеимеетникто, носпособностиинавыкиукороляминимальныевигре.Безкоролясмыслвойнытеряется. Войскакороляслужатемувсемусилами. Безкоролянетвойны, нетвойны, нетэффективнойжизни.Увойныестьцель, шахиматкоролюпротивника. Завестикоролявсостояниенетвыхода. Говорятвыходвсегдаесть, нофилософияшахматставитподударэтуфразу. Эффективнаяжизньговорит–надодуматьзаранее, поканепоздно.
Есликорольстоитпостояннонаодномместе, легченаправитьнанегосильныйудар. Поэтомуукороляестьрокировка. Корольдолженбытьподзащитойискрываться.
ВЗГЛЯДСПРАВА.
Ходконем –обозначаетобойтиситуацию. Обходнойпуть, ведьходитконьименнотакимобразом.Самоеинтересное,чтоконьможетходитьпочернымибелымклеткам, чтонепозволяетсяделатьслону.Конюпозволенопрыгатьчерездругиефигуры, этопозволенотолькоконю.Коньвообщеуникальнаяфигура, онаумеетделать, то,чтонеумеетделатьдажеферзь.Вжизниэтовыглядиткакоригинальность, неординарность, хитрость. Коньпохожначеловека,которыйищетлазейку.Когдаконьидетватаку, онможетсоздатьтакназываемуювилку, когда 2 фигурыпротивниканаходятсяподударом.
Ходферзем , сильнейшейфигурой,обозначаетсильнаяугроза. Ферзявсехотятубить. Ферзьсамыйопасныйвигре. Ферзьнеимеетограниченийирасстоянийвходах.Бытьферземэтодарипроклятие.Ферзьсамаяспособнаяфигура.
Ходслоном делаетсяподиагонали,приусловии, чтонаегопутинетфигур. Интересно,чтослоннеимеетограниченийврасстояниихода. Ноестьходыслономпочернымклеткам, естьпобелымклеткам.Еслинапутислонастоитфигура, онееперепрыгнутьнеможет. Вывод: слонунужносоздатьусловиядлякомфортнойатаки.
Ходладьи налюбоерасстояниеповертикалиигоризонтали. Выглядитладьякаккрепость, защитадлякороля, замок. Двеладьивкоманде, сильнейшаязащитаиатака. Сильнееодногоферзяилюбойдругойкомандыиздвухфигур.
Каквымоглизаметитьярассмотрелвдвухглавахшахматнуювойнусразныхпозицийиракурсов.
Продолжим…
Глава
ПРАКТИЧЕСКИЙАСПЕКТ.
Упешексоответствующаяодежда,модельповедения, целиизадачи. Пешка, этонизкийуровеньподготовки, недостатокзнаний, умений, навыков, дилетант, иначеговоря.Пешкавыполняетпростыезадачи.Безпешекнебылобыполноценнойигры, пешкавыполняющаясвоепризваниебытьпешкой, оченьценнаяфигура, еебудутценитьижизньеенебудетнапрасной.Нобезжертввшахматахнеобойтись.Ичастьпешекобычнопогибаютпервыми.
Естьвшахматах 4 этапа.
1) Завязкаигры
2) Развитиеигры
3) Кульминация–точканаивысшегонапряжениявигре.
4) Развязка
Еслисравнитьсигройэти 4 этапа, можносказать,чтопроисходитсейчасвигре.Можнопрогнозировать,чтобудетдальшеинавязыватьсвоютактику,стратегиюигрыпротивнику…
Такжеивжизниможнонаблюдатьзаразговоромиуправлять,контролироватьспомощьюданнойсхемыиз 4 этапов…
1) Началоразговора 2) Изменениеразговора 3) Проверканапонимание 4) Завершение.
Глава.
ВЗГЛЯДСЛЕВА.
Ввойнеизначальноравныесилы. Ниукогонетупреимуществапофигурамипоклеткам (расстоянию).
Войнавжизниэтопреграды, сопротивление, иначеговоряплытьпротивтечения.
Войнавшахматахстроитсянавыгоде.
Чембольшефигурввойне, темтщательнеекаждыйходдолженбытьпродуман. Надоувидетьвсютерриториювойныинеошибиться.
Глава.
МЫСЛИВТЕМУ.
Войнынельзяизбежать,войнуможнолишьотсрочитьквыгодевашегопротивника. Макиавелли.
ВспомнитефильмРевольвер, чтоглавныйгеройговорилошахматах–тыделаешьосновнуюработу,аялишьтебепомогаю. Ядолженскармливатьтебемаленькиекусочки, заставляяповерить, чтотыихсамвыиграл, потомучтотыумен,аясталобытьглуп. Вкаждойпартииестьтотктоведетигру, аестьтоткогоразводят, чембольшежертвекажется,чтоонаведетигру, тембольшеейкажется,чтоонавдействительностиконтролирует, такжертвазатягиваетнасвоейшеипетлю,аяейпомогаю.
Глава.
Ответы на вопросы.
Вопрос №1.
В детстве я долго не мог понять, почему с поражением короля заканчивается игра. Ну, съел противник твоего короля, ну и что? Не такая уж сильная фигура. У тебя же еще целы обе ладьи, еще есть слон и конь и несколько пешек. Можно же продолжать сражаться.
Ответ:
Война в шахматах происходит в определенных рамках, ограничениях. В жизни всегда были правила и ограничения. Защита короля это 1 из ограничений войны. В жизни,если умирает король, появляется новый король и новая партия игры.
Вопрос №2
Какая польза от игры в шахматы?
Ответ:
Научно доказано, что при игре в шахматы работают 2 полушария мозга. Повышается успеваемость в школе, при систематических занятий в шахматы.
Глава
Начальные знания игры в шахматы.
Понял, что у меня недостаточно знаний игры, чтобы написать полноценную философию шахмат. Я вам приведу в пример,моё обучение игры в шахматы. Далее…
Открытый дебют, первый ход пешки от короля. Открывая ход слону и ферзю. E2-E4 ход. Выводим слона, коня, чтобы дать возможность сделать королю рокировку. Но рокировку делаем,когда она реально нужна, иначе вы теряете атакующий ход.
Ошибка – преждевременное выведение тяжелых фигур. Особенно преждевременно выводить ладьи ошибка. Иначе вы не сможете сделать рокировку…
Ошибка – не стремиться захватить центр.
Без рокировки король в центре уязвим. Во время рокировки,у короля сформирован замок и этот замок нельзя разрушать, делать ходы защитой короля.
Ошибка – недооценка замысла соперника. Если переоценил соперника, тогда быстрее выиграешь партию. Переоценить соперника не плохо.
Ошибка - Когда хожу несколько раз 1 фигурой, без цели. Нужно ведь, быстрее все фигуры вывести. Вначале партии по 1 разу фигурой ходите. Если шах, мат делать 2 раза смысл есть ходить.
Нужно радоваться только тогда когда мат поставил или противник сдался.
Глава.