Инструменты (ножницы бытовые, парикмахерские, портновские,




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор ДонРЭНЦ

____________________ Д.С.Безумов

Приказ от 28 августа 2019 г. № 83

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

«Эко- дизайн»

возраст обучающихся – учащиеся 7-13 лет

срок реализации – 2 года

 

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете ДонРЭНЦ

Протокол № 3 от 28.08.2019 г.

 

Автор: Полевая Мария Александровна, руководитель кружков

Донецкого Республиканского

эколого-натуралистического центра

 

Донецк – 2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание – это раскрытие перед ребёнком всей картины жизни достойного человека, предъявление ему современного уровня жизни и образа современного человека и содействие тому, чтобы ребёнок, подрастая, смог сделать самостоятельно свободный выбор жизненной позиции, вполне отдавая себе отчёт в производимом выборе. Вот почему очень важно содействовать формированию системы ценностных отношений на уровне современной культуры к окружающему миру во всех его проявлениях.

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Программа основывается на государственные и ведомственные нормативные документы, которые определяют и регламентируют образовательный процесс данной программы:

§ Конституция Донецкой Народной Республики (статья № 36 «О праве на образование»);

§ Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление № I-233П-НС), (статья 72);

§ Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.

§ Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;

§ Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;

§ Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94 «Об утверждении Требовании к программам дополнительного образования для детей ».

§ Приказ Министерства образования и науки от 25 июля 2016 г. № 793 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей».

§ Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 16.08.2017г. № 832

 

Ведущим направлением государственной политики в области экологии должно стать формирование системы непрерывного экологического образования и воспитания. Особое внимание следует уделять экологическому воспитанию детей - формированию экологической культуры, то есть достижению определенного уровня экологических знаний, умений, убеждений, готовности к деятельности, согласующейся с требованиями бережного отношения к природе.

В наше время становится актуальной проблема сохранения и возрождения народных промыслов. Дополнительное образование имеет большой потенциал для пробуждения интереса детей к секретам старинных ремесел, к ручному творчеству через различные формы и методы обучения: кружковые занятия, экологические праздники, массовые мероприятия. Достижению этой цели способствует разработка новых программ образования и воспитания в объединениях по интересам в учреждениях дополнительного образования.

Привлечение обучающихся к творчеству является одним из путей удовлетворения их личных потребностей, обеспечения развития индивидуальных способностей, расширения объема знаний, допрофессиональной подготовки, решения проблем общения с ровесниками, содержательной и здоровой организации свободного времени, которых требует современное общество.

Направленность программы:

Программа разработана на основе личностно-ориентированного обучения эколого-биологического направления с элементами прикладного творчества, поскольку предусматривает работу обучающихся 8-18 лет над собственными проектами, при обучении основам различных техник прикладного творчества и выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей.

Данная программа призвана пробудить у обучающихся интерес к новым видам деятельности, творческой работе. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки обучающихся, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей.

Новизна программы в том, что она делает основной упор на формирование экологической культуры и активной гражданской позиции в деле сохранения окружающей среды, что отвечает требованиям образования для устойчивого развития.

Работа объединения «Эко- дизайн» предусматривает расширение знания детей об использовании природного материала для создания художественных произведений; о вторичном использовании отходов легкой промышленности для создания сувениров; о свойствах различных материалов в изготовлении поделок, внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, а именно, технологии эстетико-экологического воспитания. Программа рассчитана на детей по возрасту с 8 до 18 лет.

Программа кружка «Эко-дизайн» предусматривает создание обучающимися полезных самоделок из подручных материалов, то есть использование в качестве сырья вещей, которые обычно подлежат утилизации. В отличие от существующих программ для кружков дизайна, акцент делается на воспитание у обучающихся способности именно к экологическому и рациональному познанию мира с дальнейшим его преобразованием.

Кружок «Эко- дизайн» на практике воплощает идею переработки, вторичного применения таких материалов, как бумага, пластик, тем самым способствует сохранению и очистке окружающей среды. На занятиях в кружке господствует правило: «Научился сам – научи другого».

Для реализации программы кружка составлено несколько оригинальных методических разработок, в которых упор сделан на утилитарное, практическое познание мира. Перерабатывая, используя в новом качестве старые вещи и предметы, дети одновременно учатся бережному отношению к окружающей среде, противостоят загрязнению своего дома, двора, города.

Экологическое воспитание детей осуществляется методами и средствами дизайна, то есть через творческую деятельность воспитанников кружка.

Актуальность данной образовательной программы. Процесс вторичного использования отходов легкой промышленности и природных материалов дает детям знания об основах экологических законов жизни. Известный американский эколог Барри Коммонер сформулировал 4 закона: «Все связано со всем», «Природа знает лучше», «Все надо куда-то девать», «За все надо платить». Знание этих законов позволяет ребенку научиться жить в гармонии с окружающей средой, испытывать радость творчества, пробуждает и развивает детскую фантазию.

Очень важно, что на занятиях идет воспитание осознанного отношения детей к природе и выработка практических навыков правильного, бережного природопользования, необходимых общетрудовых знаний и умений, способствующих развитию конструктивных и творческих способностей.

Цель программы - формирование нравственно-эстетического отношения к природе, освоение технологических приемов и способов работы с природными и вторичными материалами, развитие склонностей и творческих способностей детей к рукодельным работам.

Задачи программы:

Образовательные:

• познакомить с основными знаниями в области бумагопластики, аппликации, флористики;

• познакомить с основами цветоведения;

• познакомить с основными принципами композиции;

• научить четко, выполнять основные приемы реконструкции;

• познакомить и совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при обработке бумаги, пластика, природного и других материалов;

• расширить знания в области художественных приемов;

• формирование экологического взгляда на окружающую среду;

• познакомить и научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

Развивающие:

• развивать интерес к окружающему миру;

• развивать творческие способности;

• развивать художественный вкус;

• развивать фантазию;

• развивать образное мышление;

• развивать внимание;

• развитие аккуратности в выполнении творческих работ;

• развитие воображения, внимания и креативного мышления;

• развитие точечной моторики;

• приобретение навыков работы с подручными материалами.

• развитие творческого потенциала.

Воспитательные:

• выработать активную жизненную позицию;

• привить бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;

• воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца;

• воспитать любовь и бережное отношение к природе;

• формирование личности и индивидуальности каждого обучающегося;

• совершенствование навыков общения в группе;

• формирование способности к самоанализу;

• формирование экономного употребления природных ресурсов;

• формирование дружбы, доверия.

Методы:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций

(наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

• массовые мероприятия;

• коллективная работа.

Приемы:

1. наглядно - действенный (показ: частичный, полный);

2. наглядный (демонстрация образа, шаблона, иллюстрации, фотографии);

3. словесный (совет, пояснение, указание, объяснение);

4. индивидуальная работа;

5. коллективная работа.

Программа «Эко- дизайн» рассчитана на 3 года обучения и построена на принципе «от простого к сложному», что обеспечивает логичность и последовательность учебного материала.

Возраст обучающихся: 8-18 лет.

Условия набора:

В группы 1 года обучения принимаются все желающие дети без предварительного отбора (на основании заявлений родителей). При наличии свободных мест дети могут приниматься в группы 2 года обучения по результатам собеседования и просмотра педагогом ранее выполненных детьми работ.

Основной формой организации обучающихся на занятии является групповая форма работы.

Количество обучающихся в группе 10 -15 человек.

Занятия проводятся: для 1 года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа. Объём часов составляет 144 часа. Количество обучающихся 12-15.

Для 2 и 3 года обучения - 2 раза в неделю по 3 часа, всего 216 часа. 2 год обучения - 10-12 обучающихся. 3 год обучения – 8-10 обучающихся.

Дети, не занимающиеся в группе с первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование, могут быть зачислены в объединение второго года обучения.

Формы и режим занятий

Основной формой обучения является практическое занятие. Форма организации деятельности детей на занятии: групповая.

Режим занятий:

1-й год обучения: 2 занятия в неделю по 2 часа (144 часа в год - 72 занятия).

2-й год обучения: 2 занятия в неделю по 3 часа (216 часа в год - 72 занятия).

Программа способствует:

· Повышению внутренней мотивации ребенка;

· появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из различных материалов;

· возникновению желания добиться планируемого результата;

· приобретению навыков самостоятельной работы;

· созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

· показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из различных материалов.

Способы проверки

В ходе реализации программы «Эко- дизайн» предполагаются следующие виды контроля:

- начальный;

- промежуточный;

- итоговый.

Аттестация обучающихся проводится методом самостоятельной творческой работы на практическом занятии объединения.

Мониторинг качества образования в той или иной форме является обязательным для любого образовательного учреждения: это постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния (точнее, постоянно сменяющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, постоянное отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям. Условиями педагогического мониторинга являются: системность, продолжительность по времени; сравнимость результатов; объективность результатов; комфортность всех объектов мониторинга.

Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления и создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- открытое занятие для родителей,

- презентация творческих работ,

- защита мини-проектов,

- тематические выставки,

- портфолио воспитанника,

- по окончании курса программы сдаются тесты или экзамены и выдаётся свидетельство об окончании дополнительного образования.

 

К концу обучения обучающиеся должны знать:

• правила техники безопасности;

• названия материалов, название и назначение ручных инструментов и приспособлений;

• способы заготовки и хранения природного материала;

• основные приемы флористики;

• особенности композиции;

• технологические свойства природных материалов;

• правила сбора, засушки и хранения природных материалов;

• основные правила создания аппликации на плоскости;

• приемы соединения деталей объемных изделий из природного материала;

• понятие о композиции, цветовой круг;

• конструктивность природных форм, разнообразие фактуры бумаги;

• виды художественной обработки бумаги, техническое моделирование и конструирование, дизайн;

• условные обозначения линий на эскизах, чертежах, и их назначение; обозначения мест нанесения клея;

основные приемы изготовления поделок из бытовых отходов;

• правила сбора и хранения природного материала;

• технологию изготовления поделок и сувениров из природного материала;

• технологию изготовления поделок и сувениров из бросового материала;

• особенности работы с красками;

• основные данные об эстетике и дизайне, виды декоративно-прикладного искусства;

• основные виды работы с бумагой, нитками, тканью и другими материалами;

• виды материалов для художественной обработки и их свойства (текстура, фактура);

• правила безопасного пользования инструментами;

• основы графической грамоты, композиции и цветоведения;

• приемы композиционного решения в декоративной и тематической композиции;

• основы техники бумагопластики;

• правила составления сухих букетов и композиций;

• рецепт и способы изготовления соленого теста, условия хранения;

• инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом;

• виды красителей, используемых для окрашивания;

• виды сушки изделий из соленого теста и гипса.

• выразительные возможности цвета; критерии оценки изделий из позиции художественной эстетики;

• основные приемы работы в технике оригами, бумажного фитодизайна, аппликации на ткани, вязания спицами, макраме, геометрической вышивки.

 

Обучающиеся должны уметь:

• соблюдать технику безопасности при работе с инструментами и материалами на занятиях объединения;

• работать по инструктивным и технологическим картам;

• различать назначение инструментов, предназначенных для работы в объединении;

• рационально использовать природный материал;

• работать с природным материалом;

• аккуратно и последовательно выполнять поделки из природного материала; под руководством педагога коллективно разрабатывать несложные алгоритмы выполнения творческих работ;

• изготавливать работы с использованием природных материалов.

• изготавливать сувениры-аппликации, конструировать и изготавливать сувениры-игрушки, объемные изделия из картона и бумаги;

• владеть приемами вырезания, обрыва, надреза, подреза, сгибания, гофрирования, скручивания, нарезки бумаги;

• создавать сувениры из природного материала;

• работать с разнофактурными материалами на начальном уровне;

• изготавливать поделки самостоятельно;

• размещать изображения на заданной поверхности;

• создавать композиции, букеты, конструировать изделия из природных форм;

• конструировать и изготавливать игрушки из ниток;

• работать по схемам, самостоятельно создавать схемы и изделия по ним;

• выполнять объемные композиции, конструировать и изготавливать сувениры из различных материалов, украшать их;

• подбирать материалы по их свойствам, а также инструменты и приспособления в зависимости от обработки материалов и конструкции изделия.

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Тема всего часов теория практ.
  Вводное занятие     -
  Природная кладовая. Изготовление изделий из природных материалов. Декорирование готовых объектов природными материалами.      
  Основы экологических законов жизни на примере вторичного использования различных материалов.      
  Бумажное чудо      
  Новогодний вернисаж. Праздничный сюрприз   CCсюрприз.      
  Пушные сокровища планеты. Мягкие игрушки из ткани, носков и перчаток.      
  Изготовление сувениров из бытовых отходов.      
  Декоративная композиция. Сочетание природных и искусственных материалов.      
  Цветочная рапсодия. Цветы из бумаги, ткани, кожи, пластика. Искусство флористики.      
  Вторая жизнь пластика.      
  Фотомир.      
  Занятия по интересам.      
  Отчетная конференция.      
  Итого      
 

 

Содержание образовательной программы «Эко-дизайн»

Года обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

Теория: Вводное занятие. (2 часа)

2. Природная кладовая. Изготовление изделий из природных материалов. Декорирование готовых объектов природными материалами. (20 часов)

Теория: Флористика как вид декоративно-прикладного искусства. Природная кладовая. (4 часа)

Практика: Экскурсия «Природное богатство родного края». Беседа «Путешествие в лесное царство». Заготовка природных материалов. Аппликация из листьев. Творческие работы из скорлупы грецкого ореха, фисташек, шишек. Аппликация из листьев.

Мозаика из скорлупы яйца, семян, косточек. (16 часов)

3. Новогодний вернисаж. Праздничный сюрприз. (8 часов)

Теория: Знакомство с Интернет-ресурсами, связанными с празднованием Нового года, сувенирами, изготовленными вручную. (2 часа)

Практика: Изготовление праздничных открыток. Изготовление сувениров.

(6 часов)

4. Бумажное чудо. (16 часов)

Теория: Виды декоративных изделий из разнофактурной бумаги. Знакомство с базовыми формами. (4 часа)

Практика: Бумагопластика. (12 часов)

5. Основы экологических законов жизни на примере вторичного использования различных материалов. (12 часов)

Теория: Экологические законы жизни Б.Коммонера. Идея устойчивого развития. Наш вклад в устойчивое развитие. (4 часа)

Практика: Поделки из остатков пряжи. Аппликация «Ваза с цветами». Аппликация из лоскутов ткани. (8 часов)

6. Пушные сокровища планеты. Мягкие игрушки из ткани, носков и перчаток. (10 часов)

Теория: Биоразнообразие планеты. (2 часа)

Практика: Изготовление мягких игрушек из различных материалов по выбору воспитанника. (8 часов)

7. Изготовление сувениров из бытовых отходов. (6 часов)

Теория: Экологическая проблема использования отходов. (2 часа)

Практика: Изготовление полезных мелочей из вторичных материалов. (4 часа)

8. Декоративная композиция. Сочетание природных и искусственных материалов. (14 часов)

Теория: Виды декоративных композиций. (4 часа)

Практика: Изготовление плоских и объемных композиций. Использование натуральных и искусственных материалов в декоративных композициях. Изготовление коллективной работы. (10 часов)

9. Цветочная рапсодия. Цветы из бумаги, ткани, кожи,

пластика (16 часов)

Теория: Основные приемы изготовления цветов из бумаги. (2 часа)

Практика: Изготовление цветов из креповой бумаги. Цветы из ткани. Вышивание объемных цветов на ткани атласными лентами. Коллективная работа. (14 часов)

10. Вторая жизнь пластика. (14 часов)

Теория: Исследование свойств синтетических материалов. Правила безопасной работы при работе с синтетическими материалами. (2 часа)

Практика: Изготовление композиций из пластиковой тары, прочих синтетических отходов. Изготовление элементов декора из цветных пластиковых бутылок. Изготовление декоративных панно из CD-дисков. Изготовление подставок для карандашей и вазочек из пластиковых бутылок от косметических средств. Составление комбинированных композиций. Выставка ученических работ. (12 часов)

11. Фотомир. (10 часов)

Теория: Цветоведение. Изучение основ композиции в фотографике.(4 часа)

Практика: Фотографирование птиц, цветов, деревьев, природы. (6 часов)

12. Занятия по интересам. (14 часов)

Теория: Работа с Интернет-ресурсами. (4 часа)

Практика: Изготовление работ в различных техниках по желанию воспитанников. (10 часов)

13. Отчетная конференция. (2 часа)

Практика: Презентация творческих проектов. Подведение итогов. (2 часа)

К концу 1 года обучения обучающиеся должны знать:

• правила техники безопасности;

• названия материалов, название и назначение ручных инструментов и приспособлений;

• способы заготовки и хранения природного материала;

• основные приемы флористики;

• особенности композиции;

• технологические свойства природных материалов;

• правила сбора, засушки и хранения природных материалов;

• основные правила создания аппликации на плоскости;

• приемы соединения деталей объемных изделий из природного материала;

• понятие о композиции, цветовой круг;

• конструктивность природных форм, разнообразие фактуры бумаги;

• виды художественной обработки бумаги, техническое моделирование и конструирование, дизайн;

• условные обозначения линий на эскизах, чертежах, и их назначение;

• обозначения мест нанесения клея;

• основные приемы изготовления поделок из бытовых отходов.

Обучающиеся должны уметь:

• различать назначение инструментов, предназначенных для работы в объединении;

• рационально использовать природный материал;

• работать с природным материалом;

• изготавливать сувениры-аппликации, конструировать и изготавливать сувениры-игрушки, объемные изделия из картона и бумаги;

• владеть приемами вырезания, обрыва, надреза, подреза, сгибания, гофрирования, скручивания, нарезки бумаги;

• создавать сувениры из природного материала;

• работать с разнофактурными материалами на начальном уровне;

• изготавливать поделки самостоятельно.

Учебно-тематический план.

Второй год обучения

Тема всего часов теория практ.
  Вводное занятие     -
  Природная кладовая      
  Бумажное чудо      
  Новогодняя сказка   -  
  Мир красок      
  Вторая жизнь      
  Цветочная рапсодия     -  
  Элементы декора      
  «Эко-стиль»      
  Флористика      
  Отчетная конференция   -  
  Итого 144/144    

 

1. Вводное занятие. (2 часа)

Теория: Вводное занятие. (2 часа)

2. Природная кладовая. (22 часа)

Теория: Природное богатство родного края. Хранение и подготовка природного материала. (2 часа)

Практика: Заготовка природного материала. Аппликация из листьев и цветов «Осенняя ваза». Аппликация из сухих листьев «Слоны». Творческие работы из скорлупы грецкого ореха.Панно из крупы «Кот». Декоративный венок из шишек. (20 часов)

3. Бумажное чудо. (22 часа)

Теория: Знакомство с производством бумаги. (2 часа)

Практика: Изготовление поделки из газет. Бумагопластика. (20 часов)

4. Новогодняя сказка. (12 часов)

Практика: Изготовление подарочных коробок. Письмо Деду Морозу. Изготовление праздничных открыток. Изготовление сувениров. (12 часов)

5. Мир красок. (18 часов)

Теория: Цветовой круг. Живописцы и природа. (2 часа)

Практика: Экскурсия в выставочный зал. Правила смешивания цветов. Линия. Фактура. Пятно. Монотипия. Работа с силуэтами. «Я - художник». Самостоятельная творческая работа. (16 часов)

6. Вторая жизнь. (14 часов)

Теория: «Всё должно куда-то деваться». (2 часа)

Практика: Аппликация из ваты «Барашек». Ваза из пластиковой бутылки. Игрушка из носка. Игрушка из пряжи. (12 часов)

7. Цветочная рапсодия. (12 часов)

Практика: Викторина «Цветы». Бумажные цветы. Цветы из ткани. (12 часов)

8. Элементы декора. (12 часов)

Теория: Виды декоративных композиций. (2 часа)

Практика: Изготовление подставки для горячего из кофейных зерен. Использование натуральных и искусственных материалов в декоративных композициях. Декоративное панно из кофейных зерен. Фоторамка из CD дисков. (10 часов)

9. «Эко-стиль». (16часов)

Теория: Эко-стиль в декоре. Эко- стиль в одежде и аксессуарах. (2 часа)

Практика: Выполнение эскизов. Коллективная работа над костюмом из бросового материала. (14 часов)

10. Флористика. (12 часов)

Теория: Виды флористических композиций. Сезонные композиции. (2 часа)

Практика: Изготовление композиции из сухоцветов. Изготовление букета. Изготовление цветочной композиции в коробочке. Составление комбинированных композиций. (10 часов)

11. Отчетная конференция. (2 часа)

Практика: Презентация творческих проектов, работ. Подведение итогов.

К концу 2 года обучения

обучающиеся должны знать:

• правила техники безопасности при работе с природным материалом;

• правила сбора и хранения природного материала;

• технологию изготовления поделок и сувениров из природного материала;

• технологию изготовления поделок и сувениров из бросового материала;

• особенности работы с красками;

обучающиеся должны уметь:

• соблюдать технику безопасности при работе с инструментами и материалами на занятиях объединения;

• работать по инструктивным и технологическим картам;

• аккуратно и последовательно выполнять поделки из природного материала; под руководством педагога коллективно разрабатывать несложные алгоритмы выполнения творческих работ;

• изготавливать работы с использованием природных материалов.

 

Материально-техническое обеспечение программы:

Материалы (пластиковая посуда, изделия из ваты, ушные палочки, вата, гофрированная бумага, цветной картон, цветная бумага, фольга, канва, ткань, нитки, природные материалы, гипс, пуговицы, бисер, бусины, клей, леска, проволока, краски (акрил, гуашь), карандаши, фломастеры.

Инструменты (ножницы бытовые, парикмахерские, портновские,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: