Игра – викторина «В гости к весне»
Для старшего дошкольного возраста
Цель:
- обобщить и систематизировать знания и представления дошкольников о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
Задачи:
- развивать мышление, внимание, память и восприятие;
- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к другим детям, желание и умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата
- обучать детей связной грамматически правильной речи;
- повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор;
- воспитывать уважительное отношение к природе.
Ход викторины:
Воспитатель:
Ребята вот и наступила долгожданная весна, которая нас радует разнообразием красок, манит нас полюбоваться своей красотой, послушать пение птиц, погреться на ярком весеннем солнышке.
Весну издавна любил народ. Люди называли ее «весна - красна». О весне поэты слагали стихи, пели песни.
Вы, наверное, заметили, что природа принарядилась, а совсем скоро ее будет не узнать. Зацветут цветы, всеми цветами радуги.
А вы любите цветы? Знаете, как надо за ними ухаживать?
А можно ли рвать цветы?
Ответы детей.
Воспитатель.
- Давайте поприветствуем всех!
Приветствие.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю,
Дарим радость вам свою.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о весне как о прекрасном времени года, о ее приметах. Для начала, предлагаю вспомнить весенние месяцы.
- Ребята, а какой праздник совсем недавно мы отмечали?
- Давайте представим с вами, что мы попали на весеннюю поляну. Для этого нужно просто закрыть глаза и послушать весеннюю капель.
|
Дети закрывают глаза, слушают звук металлофона.
Выглянул из норки Крот:
"Кто же это так поёт?
Может, снежная метель?
Нет, да это же капель!
Значит, время просыпаться
Да за дело приниматься,
Строить новые дома -
Ведь на улице Весна!”
Л. Зимина.
- Да, ребята, весной все звери в лесу просыпаются, покидают свои берлоги, норы, обзаводятся потомством. Это одна из примет весны.
- Ребята, какие приметы весны вы еще знаете?
Проводится игра с мячиком «Приметы весны»
Цель: вспомнить приметы весны как времени года.
Дети:
- солнце светит ярко и греет;
- появились первые проталинки на земле;
- дни длиннее, а ночи короче;
- побежали весенние ручейки;
- мы зимнюю теплую одежду поменяли на легкую;
- вся природа просыпается от зимнего сна;
- на деревьях и кустах набухают почки;
-птицы прилетают с теплых стран.
Воспитатель: Молодцы! Приметы весны знаете хорошо, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, встанем в круг и немного разомнемся:
Мы по кругу пойдем,
Названия цветов найдем.
Например: я говорю ромашка,
А кто рядом со мной стоит,
Говорит на последнюю букву,
А точнее на «А» - астра.
Ну, что, поиграем,
Названия цветов повспоминаем.
Воспитатель: Мы разминку провели,
А к викторине готовы вы?
Воспитатель: Викторину начинаем,
На стульчики сесть вас приглашаю.
-А теперь давайте разобьемся на две команды и устроим соревнования. У нас викторина будет непростая, в ней будут соревноваться две команды. У каждой команды будет капитан, который будет помогать мне. Я буду задавать вопросы, а команды по очереди отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает _____________
|
- Как называются цветы, которые первыми появляются после снега? (подснежники)
- Какие цветы мы обычно дарим мамам на 8 марта?(тюльпаны)
- Какие животные просыпаются весной?(медведь, еж)
- Как называется разлив рек весной? (половодье)
- Как называется дерево, на котором весной распускаются пушистые комочки?(верба)
- В какое время года, мы празднуем праздник масленицы?(весной)
- Что обозначает праздник – Масленица?(проводы зимы)
- Как называется природное явление «таяние сосулек»?(капель)
- Какая птица раньше всех возвращается из теплых стран?(грач)
- Как называется цветок из которого появилась девочка Дюймовочка? (тюльпан)
- Какие цветы мы обычно возлагаем к мемориалу Вечный огонь?(гвоздики)
- Дарят женщинам нежные веточки с жёлтыми пушистыми шариками, что это за веточки?(мимоза)
- Назовите весенние праздники?(8 марта, День космонавтики, День птиц, День земли, День Победы)
-Что изменилось у зайца с приходом весны? (Поменял белую шубку на серую)
-Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и гимнастику для глазок проведем.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. - закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, - сидят с закрытыми глазами,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, - открывают глаза,
Через речку мост построим. - взглядом рисуют мост,
Нарисуем букву о, получается легко. - глазами рисуют букву «О»
Вверх поднимем, глянем вниз, - глазки смотрят вверх – вниз,
Вправо, влево повернем, - вправо – влево,
Заниматься вновь начнем.
Воспитатель: Викторину продолжаем,
И загадки отгадаем.
|
- Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…(весна)
Самый первый день весны,
Самый – самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась….. (верба)
Рад весне братишка Сашка,
И собака рада Жулька.
На припеке с крыши нашей
Утром свесилась… .(сосулька)
Ой, беда, ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу….. (проталинки)
Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает…. (капель)
Весной зеленеет,
Из земли растет.
Осенью желтеет,
В стог сена идет.(трава)
- По весне деревья их распускают,
И на себя надевают,
А осенью снимают,
И на землю роняют.(листья)
- Весной бежит, журчит,
А зимой замерз и стоит. (ручей)
Воспитатель: Ребята, назовите мне сказки, в которых говорится о весне, о цветах, название сказки называете, и цветок, о котором в ней говорится?
Ответы:
-«Аленький цветочек» и цветок также называется.
-«Двенадцать месяцев» - цветы подснежники;
Воспитатель: А сейчас следующее задание викторины «Птичьи вопросы». Команды отвечают по очереди.
- Назовите зимующих птиц (воробей, синица, сорока, дятел, ворона, снегирь).
- Какие птицы не умеют летать? (пингвин, страус, киви)
- Назовите птицу-маму, которая не заботится о своих птенцах? (кукушка)
- У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы. Какие птицы унесли в сказке братца Иванушку? Как называется эта сказка? («Гуси-лебеди»)
- Назовите перелетных птиц (скворец, грач, ласточка, стриж, кукушка, журавль, дикие утки, гуси).
- Какие птицы улетают в теплые края последними? (водоплавающие)
- Какое любимое лакомство синиц? (сало)
- В какой сказке главная героиня спасает от верной смерти птицу, заботится о ней? Как имя главной героини? Какую птицу спасла героиня? (сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», главная героиня – Дюймовочка, птица – ласточка).
Физкультурная минутка «Весна – красна»
Весна - красна, ты с чем пришла? (руки в стороны, поклониться)
С цветами, с травой, с лошадкой вороной (руками указать на траву, цветы, взять поводья)
Мы на ней поскачем по траве луговой (подскоки на месте)
К воде ключевой (наклониться, зачерпнуть воображаемую воду)
Солнышку улыбнёмся (улыбнуться)
Домой к мамочке вернёмся (сесть на свои места)
Воспитатель: А сейчас предлагаю музыкальную паузу. Я вам включаю музыку без слов, а вы вспоминаете слова?
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Воспитатель: Ребята, пока мы пели песенки, «ВЕСНА» прислала нам телеграмму, в которой говорит, что звери в лесу развесили свои объявления, а она, не может их понять. Поможем «ВЕСНЕ»? Команды отвечают по очереди.
· Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе. (Улитка, черепаха)
· Друзья! Нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж, дикобраз, ёлка)
· Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк)
· Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (Медведь)
· Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух)
· Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)