Тема «Современное состояние и охрана атмосферы»
Цель урока: рассмотреть основные глобальные экологические проблемы атмосферы.
Задачи урока: показать, что в последние годы объемы и скорость выбросов в атмосферу превосходят возможности биосферы к их разбавлению и нейтрализации, а потому требуется строгое соблюдение мер по охране атмосферы.
Задание:
1. Прочитать § 34 с. 217 – 225 и § 35 с. 226 - 236
2. Письменно ответить на вопросы:
- Какие научные закономерности учтены в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды»?
- Что положено в классификацию природных ресурсов?
- В чем заключается защитная роль земной атмосферы? Какое влияние оказывает загрязнение атмосферы на здоровье людей, животных, на растительность, погоду и климат?
- Почему естественное загрязнение атмосферы не нарушает происходящих в ней процессов?
Источники литературы:
2. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология 10 — 11 кл.,
3. Интернет - ресурсы.
Тема «Охрана почвенных ресурсов в России».
Цель урока: понять состояние земельных ресурсов мира и России.
Задачи урока: проанализировать какие основные процессы, приводят к потере земельных ресурсов.
Задание:
1. Прочитать § 37 с. 246 – 253 и § 38 с. 254 – 260.
2. Письменно ответить на вопросы:
- Каковы пути сокращения потерь сырья при добыче, обогащении, обработке, транспортировке?
- В чем сущность рекультивации земель?
- Объясните с какими почвами и каким типом растительности связаны основные сельскохозяйственные районы?
- Приведите примеры противоэрозионных мер, проводимых в нашем районе, области, и докажите их эффективность.
Источники литературы:
2. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология 10 — 11 кл.,
3. Интернет - ресурсы.
Тема « Охрана лесных ресурсов в России».
Цель урока: узнать состав лесных ресурсов мира и России, а также тенденции потребления лесных ресурсов и способы восстановления лесных ресурсов.
Задание:
1. Прочитать § 39 с. 260 – 269.
2. Письменно ответить на вопросы:
- Каковы роль и место растений в круговороте веществ в природе?
- Почему охрана растительности есть одновременно и борьба с ускоренной эрозией почв?
- Почему нужно сохранять редкие и исчезающие виды растений и как это делается?
- Есть ли в той местности, где вы живете, редкие ценные растения? Назовите их.
Источники литературы:
2. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология 10 — 11 кл.,
3. Интернет - ресурсы.
Практическое занятие № 4
Тема: Сравнительное описание одной из естественных природных систем и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
Цель: выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.
Оборудование: коллекции «Биоценоз пресного водоема», «Агроценоз».
ХОД РАБОТЫ.
1. Изучите группы ландшафта и приведите примеры ландшафтов своей местности
Группы: | Описание | Пример |
Первая | практически неизменённые: ледники, полярные, высокогорные и очень сухие пустыни, неэксплуатируемые леса и луга (в том числе заповедники) т.е. неосвоенные или сознательно сохраняемые человеком ландшафты. | |
Вторая | слабо изменённые, в которых основные природные связи не нарушены. Таковы рационально эксплуатируемые леса, естественные луга, пастбища, водоёмы и национальные парки. | |
Третья | нарушенные – возникшие в результате длительногонерационального использования природных ресурсов. | |
Четвертая | сильно нарушенные, возникшие по тем же причинам, что и ландшафты третьей группы и чаще всего в условиях неустойчивого равновесия природных процессов (вторичное засоление и заболачивание, подвижные пески, заброшенные горные выработки). | |
Пятая | преобразованные, или культурные – поля, сады, плантации многолетних культур, сеянные луга, лесонасаждения, природные лесопарки. В этих ландшафтах природные связи в той или иной степени целенаправленно изменены. Они постоянно поддерживаются путём культивации, мелиорации, химизации почвы, разведения полезных человеку растений и животных, создания полезащитных лесокустарниковых полос. | |
Шестая | искусственные ландшафты, созданные человеком на природной основе. Это города и сёла, промышленно – энергетические и транспортные узлы, горные разработки, сюда же относятся плотины, водохранилища. |
2. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»
Признаки сравнения | Пресный водоем | Пшеничное поле |
Способы регуляции | ||
Видовое разнообразие | ||
Плотность видовых популяций | ||
Источники энергии и их использование | ||
Продуктивность | ||
Круговорот веществ и энергии | ||
Способность выдерживать изменения среды |
3. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.
Источники литературы:
2. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология 10 — 11 кл.,
3. Интернет - ресурсы.
Обратная связь: zarema.podznoeva@gmail.com