Практическое занятие
Тема: «Время и его измерение»
План.
Вопрос 1. На какие знания детей может опираться учитель, формируя у них представления о времени как величине в 1-м классе? Приведите примеры заданий, которые можно использовать с этой целью. Какие пословицы, поговорки, сказки, стихи и т.д. можно использовать на уроках для этого?
Задолго до поступления в школу дети знакомятся с такими мерами времени, как час, минута, дни недели, сутки, месяцы года. При первом знакомстве с понятием времени учитель должен уточнить представления учащихся о следующих отношениях: «старше», «моложе»; «раньше», «позже»; «сначала», «потом»; «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра».
Известно, что понятие продолжительности события в нашем восприятии субъективно. Когда мы ждем, время тянется медленно, если куда-то опаздываем – очень быстро. Временные представления у детей развиваются произвольно, в процессе долговременных сопоставлений, практического опыта, изучения других величин. В детском саду они знают, когда пора идти в сад, завтракать, обедать, идти на прогулку и т.д. знают наизусть названия дней недели, месяцев, имеют представления о смене дня и ночи.
В 1 классе на изучение темы "Время" часов не отводится, но учитель должен продолжать формировать представления о времени у учеников. В дочисловой период выяснить, кто из детей уже умеет пользоваться часами, уточняется режим дня. В процессе обучения закрепляется последовательность дней недели, месяцев, знакомятся с понятиями вчера – сегодня – завтра – послезавтра, сравнивают временные промежутки перемена – урок, занятия в школе – рабочий день родителей и т.д.
В 1 классе знакомятся с календарем, это необходимо для наблюдения за природой. До 2 класса ученики должны уметь определять время по часам с точностью до часа.
|
Задания для формирования представления о времени как величине:
Пословицы и поговорки о времени:
· Век долог, да час короток.
· Времена меняются.
· Время — деньги.
· Время — лучший лекарь.
· Время не щадит ничего.
· Всякое семя знает своё время.
· Всякому овощу своё время.
Стихи о времени:
«Сутки»
Пробегут часы, минутки
Соберутся вместе в сутки.
В них двадцать четыре часа,
И стрелки творят чудеса.
Стрелка первый круг проходит, —
Полдень в гости к нам приходит,
А она спешит опять
Час за часом отмечать.
Стрелка круг второй прошла, —
В гости полночь к нам пришла,
День прошел, прошла и ночь, —
Убежали сутки прочь.
«Я хочу Вам объяснить»
Я хочу Вам объяснить,
Как на части день делить.
Каждый может по часам
Время дня увидеть сам.
Утром солнышко встает,
За окошком рассветет.
Просыпаться нам пора,
В детский сад идти с утра.
Вот на улице светло,
Время полдника пришло.
Мы гулять, играть идем,
Много дел бывает днем!
Вот и солнышко садится,
Это вечер к нам стучится.
Вся семья вернется в дом,
Соберется за столом.
День закончился давно.
На дворе совсем темно.
Ночь приходит. Нам она
Доброго желает сна
Вопрос 2. Составьте беседу к уроку: «Меры времени» М3М ч.1 с.100.
Цель беседы:
а) разъяснить учащимся значение времени в жизни людей,
б) объяснить в доступной форме появление мер времени: год, месяц, неделя, сутки.
|
в) уточнить знания учащихся о соотношении единиц измерения времени (год, месяц, неделя, сутки). Продумайте необходимую наглядность.
- Здравствуйте, ребята. Начинаем наше занятие.
- Первыми сядут ребята той группы, в которой отгадают загадку
Без ног оно и без крыльев,
Не видно его и не слышно.
Быстро летит – не догонишь. (Время)
- Верно! Садитесь.
Вчера было,
Сегодня есть,
Завтра будет. (Время)
- Вы молодцы. А как вы догадались? (Ответы детей)
- Итак, кто догадался какая тема нашего занятия? (Время и его значение)
-А что же такое время? (Ответы детей)
(Показ на экране: «Универсальные средства времени - длительность, неповторяемость, необратимость.»)
- Да, к сожалению, время нельзя возвратить, повторить. И если бесцельно проводить время, терять драгоценные минуты, может произойти история, как с героями Е. Шварца в «Сказке о потерянном времени».
- И мы с вами не будем терять ни минуты и приступим к работе.
-Во 2 классе мы узнали о некоторых единицах времени, чтобы вам легче было вспомнить, отгадайте их.
1. Вышел старик – годовик, махнул рукавом, и полетели 12 птиц, у каждой птицы по 4 крыла, в каждом крыле по 7 перьев, Каждое перо с одной стороны черное, а с другой – белое. (год, месяц, неделя, сутки)
2. Мы запомнили все враз: 60 минуток – это … (час)
3. Я твержу сестре Анюте: 60 секунд в … (1 минуте)
- Молодцы!
- Первыми единицами времени были: сутки и год, затем люди придумали календарь и часы. Египтяне разделили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, потом добавили ещё 5 праздничных дней. Календарь показывает дни недели. Неделя содержит 7 дней (суток). Принято делить сутки на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Правильный распорядок времени в течение дня называется режимом. Режим помогает чередовать работу, учёбу и отдых.
|
- Чтобы запомнить, сколько дней в каком месяце, можно воспользоваться «правилом кулака». Сожмите руку в кулак. Край кулака имеет четыре косточки-выступа и три впадины между ними. Начиная с косточки указательного пальца переходим к соседней впадине, от неё к следующей косточке и впадине, называя по порядку месяцы года с января. Дойдя до косточки мизинца, возвращаемся назад к косточке указательного пальца. Месяцы, соответствующие косточкам, имеют 31 день, соответствующие впадинам – 30 (февраль – 28 или 29 дней).
- О каких единицах времени шла речь? (год, месяц, неделя, сутки (утро, день, вечер, ночь)).
- Сколько часов в сутках? (24 часа)
- Верно. Ребята давайте откроем учебник на странице 100 и выполним упражнения. 1,2,3 и упражнение под красной чертой.
Вопрос 3. С какими приборами для измерения времени знакомятся дети в 1-м классе? Во 2-м классе? В 3-м классе? В 4-м классе? Подумайте, как вы сообщите учащимся правила пользования ими. Составьте вариант беседы с учащимися об истории возникновения этих приборов. Продумайте необходимые наглядные пособия.
В начальной школе детей знакомят с такими приборами для измерения времени, как: часы, календарь и секундомер.
Изучение времени по часам:
Лучше всего для обучения подойдет модель с крупным циферблатом и четкими цифрами. Лучше, если они будут круглыми, без отвлекающего декора. Макет можно изготовить своими руками из плотного картона.
Изучение времени по календарю:
1. Рассмотрите ваш календарь, как на нем изображаются дни, недели и месяцы – дней очень много (можете назвать число дней в году), они объединяются в недели, а недели – в месяцы. Конечно, с первого же раза ребенок не запомнит всю информацию, но на это у него будет целый год, и не один.
2. Каждое утро называйте ребенку, какой сегодня день недели, число и месяца. Удобно дополнительно писать это все буквами и цифрами от магнитной азбуки прямо на холодильнике.
3. Обратите внимание малыша, что день, который наступил, кроме своего названия (понедельник, вторник, среда…) имеет еще и название «сегодня». А день, который закончился, называется «вчера» и т.д День, который наступит, пока называется «завтра». Когда ребенок усвоит эти знания, расскажете ему, что такое позавчера и послезавтра. Потренируетесь определять по календарю, какой день недели был вчера, позавчера или наступит завтра, послезавтра.
4. В конце дня обведите или зачеркните цифру либо закрасьте клетку прошедшего дня. Так делайте всю неделю (для лучшей наглядности начинать лучше с понедельника). Когда она закончится, обратите внимание малыша, что прошло семь дней, которые составляли одну строчку (или столбик). Значит, неделя закончилась, а завтра начнется не только новый день, но еще и новая неделя.
5. Если вы пользуетесь календарем с клеточками, можете делать маленькие илюстрации, обозначающие прошедшие за день события.
6. Когда пройдет четыре недели с момента, как вы начали вычеркивать или выделять дни, сообщите малышу, что месяц скоро заканчивается. Обратите внимание ребенка, что месяц состоит из четырх недель с небольшим «хвостиком» (это видно на календаре). «Хвостик» – это два или три дня, но есть месяцы в году без «лишних» дней.
Сделайте своими руками плакат-календарь, который поможет ребенку увидеть весь год целиком, сравнить месяцы по количеству дней, запомнить расположение праздников и памятных дат.
1. Подготовьте лист ватмана, расположите его по горизонтали. В центральной верхней части листа напишите порядковый номер текущего года.
2. Разграфите лист на 13 строк и 32 столбца. Крайний левый столбец должен сделайте длиннее остальных, в нем, начиная со второй строки, напишите по порядку названия месяцев заглавными буквами.
3. В верхней строке, начиная со второй клетки, напишите цифры от 1 до 31.
Отметьте на календаре дни рождения и торжественные события (можно наклеить рядом маленькие фотографии).
История часов.
– Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)
– А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.
СОЛНЦЕ
Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.
СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ
Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. Солнечные часы придумали древние египтяне.
Послушайте стихотворение:
Есть и солнечные часы – всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!
Они бывают на площадях, на лужайке, в саду – у солнышка на виду!
(Эльмира Котляр)
Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.
– Как вы думаете, почему?
– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.
– Знаете ли вы, какие часы называются живыми?
– А вы слышали про живые часы?
ЧАСЫ-ПЕТУХ
– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.
– Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…
Скоро утро! Довольно спать!
Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».
Послушайте стихотворение «Петушок»
Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.
Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.
– Слышали ли вы о цветочных часах?
ЧАСЫ-ЦВЕТЫ
Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.
Послушайте стихотворение об одуванчиках.
У реки — зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"
Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.
Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил, когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.
Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.
– А как узнать время ночью?
ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ
И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.
– Как вы думаете, удобны ли эти часы?
– Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ
Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными.
А бывают часы песочные – точные!
В них песчинки текут – секунды бегут!
Как песчинки собрались, холмиком улеглись
в колбочке из стекла, так и минутка истекла!
(Эльмира Котляр)
Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ
Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.
Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок. (По И. Мельникову)
Механические часы изобрел в XVII веке ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно нам служат.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ
На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.
А есть и новые – электронные
часы неугомонные!
Только раз заведи,
заведешь – и год ходи!(Эльмира Котляр)
– А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни.
Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?
НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ
Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.
Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.
А еще есть часы – малютки!
Как сердечко бьется в грудке!
«Тики-таки, тики-таки» –
Круглые сутки.
(Эльмира Котляр)
КАРМАННЫЕ ЧАСЫ
Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.
ЧАСЫ-БУДИЛЬНИК
У вас дома наверняка есть часы-будильник.
Зачем нужны такие часы?
– Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.
НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ
Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными.
НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ
Часы, висящие на стене, — называют настенными.
А есть часы настенные –
Чинные, степенные!
Не убегают,
не отстают!
вовремя бьют!
Маятник: туда – сюда…
Сегодня, завтра и всегда!
(Эльмира Котляр)
НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ
– Как вы думаете, где стоят напольные часы?
– Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.
Есть часы,
На полу стоящие,
Басом говорящие:
«Бом! Бом! Бом!!» –
На весь дом.
(Эльмира Котляр)
ЧАСЫС КУКУШКОЙ
– Какие часы "умеют куковать"?
– Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.
Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".
Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
"Ку-ку! Ку-ку!
Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку!
Вставать пора!"
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!
УЛИЧНЫЕ ЧАСЫ
На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные.
Эти уличные часы на столбе знакомы тебе
Они здесь очень нужны: стрелки – великаны издали видны!
(Эльмира Котляр)
ЧАСЫ-СКАЗКА
Часы-сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: "Ку-ка-ре-ку-у!" – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.
Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. "Во саду ли, в огороде", – поют весело музыканты.
Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики.
БАШЕННЫЕ ЧАСЫ
Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию.
КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ
Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.
Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок — серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.
Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.
Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.
Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.
"Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени" (Л. Колодный)
31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!
Кто не слышал,
как бьют
на Спасской башне гиганты – куранты
Они часы главные –
Державные!
(Эльмира Котляр)
История календаря.
Календарь (лат.«саleo» - долговая книга) – это определённая система счёта продолжительных промежутков времени с разделениями их на отдельные, более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). В календарях также указываются праздники и астрономические сведения (лунная фаза, затмения и др.)
Слово «календарь » имело в своей истории разные значения:
1. От лат. «calendae» (календы) – название первого дня каждого месяца в Древнем Риме.
2. Затем возникло слово «calendarium». Так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца.
Разные народы в разное время создали и пользовались разными календарями.
Лунный календарь – один из самых древних способов летоисчисления на земле. Необходимость измерять дни в те времена уже возникла, а по луне их считать было гораздо проще, т.к. наблюдать за ней можно было каждую ночь практически с любой точки планеты. Луна заметно влияет на рост растений, на приливы и отливы, на физическое состояние и самочувствие, поэтому, древние люди, активно занимавшиеся охотой, рыболовством и земледелием, не могли этого не заметить. Первый лунный календарь появился в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне. Он включал в себя 354 дня, и состоял он из 12 месяцев по 29 и 30 суток. По лунному календарю следующие сутки начинаются с восходом Луны, и это может произойти в любой час дня и ночи. Лунный календарь состоит из 354 или 355 суток. Однако даже сейчас в некоторых странах продолжают пользоваться лунным календарём, а церковные праздники с плавающей датой, также высчитываются на основе лунного календаря.
В Древнем Египте за III тысячелетия до н.э. существовал солнечный календарь. Произошло это благодаря наблюдениям древних людей, выявивших связь разливов Нила и восходами Сириуса. Благодаря этому египтяне прогнозировали периодичность и продолжительность разливов Нила. С начала серии разливов в Египте наступал новый аграрный год. Древнеегипетский календарь содержал 360 дней и имел 12 месяцев. В каждом месяце было по 30 дней. Но скоро обнаружилось, что год получился слишком коротким: Сириус опаздывал появляться над горизонтом на целые 5 дней. Пришлось добавить 5 праздничных дней. Но и такой год на четверть суток короче правильного, за 4 года набегали ещё целые сутки. В 238 году до н.э. царь Птолемей приказал отмечать раз в 4 года ещё один праздник - в честь богов-покровителей. Теперь египетский календарь стал удачным и расходился с истинным лишь на один день за 128 лет. По солнечному календарю началом нового дня считается полночь (точнее, одна секунда первого). Солнечные календари были и у индейцев майя, и у древних ацтеков.
Лунно–солнечный (солнечно-лунный)календарь - это попытка соединить продолжительность лунного месяца и солнечного года путём периодических подгонок. Он появился в 3761 г. до н. э. Отсчёт времени производится по фазам Луны. 12 лунных месяцев отстают от солнечного года на 11 дней, и чтобы среднее количество дней в году по лунному календарю соответствовало солнечному году, каждые 2 или 3 года добавляли 13-й лунный месяц. Это требуется для того, чтобы сельскохозяйственные сезоны каждый год приходились на одни и те же даты.
Древнеримский календарь существовал в 8 веке до н.э. Год, по такому календарю, начинался с марта, цикл состоял из 304 дней, разбитых на 10 месяцев. В населённых пунктах по-разному считали дни. Единственное, чего придерживались в то время, – это периодичность чередования нечётных месяцев с чётными. Такой календарный год не соответствовал фактическим лунным и солнечным циклам. Обратил на это внимание царь Нумо. Он решил провести реформирование, используя знания этрусков: у них календарь состоял из 12 месяцев, а все месяцы имели нечётное кол-во дней (чётные числа считались несчастливыми) и содержали 31 или 29 суток. Так, царь Нумо добавил два месяца к окончанию года - январь и февраль. На последний получилось выделить 28 дней - столько, сколько осталось после «раздачи» другим месяцам. Такое нововведение разницу сократило не до конца. Ведь в году не целое количество дней, а вместе с часами (365 дней 6 часов). Тикая, часы постепенно отодвигают календарный цикл.
Юлианский календарь – система счисления, введённая Юлием Цезарем в 45 году до н.э. Разработали её египетский астроном Созиген. Согласно такому календарю обычный год равнялся 365 дням. Все они были разделены на 12 месяцев. Год начинался с 1 января. С периодичностью один раз в 4 года, к февралю прибавляли один дополнительный день (високосный год). Уже после смерти императора, осуществившего календарную реформу, один из месяцев был назван в его честь (июль). Согласно расчётам Созигена, годовая продолжительность равнялась 365,25 суток (доказано, что он равен 365,2422). Этот небольшой просчет, составлявший ежегодно чуть более 11 минут, привёл к смешению некоторых природных явлений относительно календаря. Так, в XVI столетии день весеннего равноденствия уже попадал на 11 марта вместо 21.
Просуществовал юлианский календарь более шестнадцати веков, пока в 1582 г. Папа Григорий XIII не предложил новую систему летоисчисления. Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение дня весеннего равноденствия, по которому и определялась дата Пасхи. Он считал, что нужно определить точный расчёт празднования Пасхи, чтобы она выпадала на воскресный день, а также вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта.
Следующую реформу календаря провёл в 1582 году римский папа Григорий XIII, такой календарь стал называться Григорианским. Григорианский календарь во многом повторяет основные положения своего предшественника: обычный год также состоит из 365 дней, а високосный – из 366, также количество дней меняется только в феврале – 28 или 29. Однако в этом календаре изымалось 10 сут. – после 4 октября следовало 15 октября. Это позволяло сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия. Главное отличие состоит в том, что Григорианский календарь исключает из числа високосных все года, кратные 100, за исключением тех, которые делятся на 400. Григорианский календарь используется сегодня во многих странах, включая Россию. Григорианский календарь не абсолютно точен: он на 26 дней с длинее тропического года. Разница достигает одни сутки за 3323 года. Для их компенсации, вместо исключения трёх високосных лет из каждых 400, нужно было бы исключать один високосный год из каждых 128 лет; это поправило бы календарь настолько, что лишь за сто лет разница между календарным и тропическим годами достигла бы 1 сут.
Вопрос 4. С какими новыми единицами измерения времени знакомят учащихся в 1, 2, 3, 4 классах? Какие дополнительные сведения о единицах измерения времени могут получить дети? Какими средствами наглядности можно воспользоваться при этом?
1 класс – последовательность дней недели, месяцев; понятия: сегодня, завтра, послезавтра
2 класс – Час, минута. Соотношение между ними.
3 класс – Год, месяц, сутки.
4 класс – Секунда, век. Таблица единиц времени.
Первые представления о времени у детей формируются еще в дошкольный период и опираются на доступные наблюдения последовательности событий во времени: ежедневные режимные моменты, наблюдения за природными явлениями, за событиями в сказках и т.п.
На первом этапе школьного обучения уточняются понятия "раньше – позже", "сначала – потом", "до – после".
В учебнике М.И. Моро предлагается также установить связь между временными отношениями и отношениями порядка: пришел раньше – стоит впереди, пришел позже – стоит после…
Целесообразно уточнить и понятия "вчера – сегодня – завтра", которые дети часто смешивают.
Для уточнения этих временных понятий учебный день можно начинать с беседы о том, что сегодня предстоит делать, подчеркивая слово сегодня. Дети вспоминают, что делали вчера. В конце дня обсуждается, что предстоит делать завтра. Можно использовать картинки, отражающие деятельность детей, взрослых, календарь дежурств, календарь погоды на три дня.
В течение всего первого класса можно вести работу и над представлениями о временах года. Дети заучивают названия времен года, их последовательность, характерные признаки времен года, связанные с погодой, одеждой людей, с растениями и животными, с деятельностью людей.
Для изучения часа и минуты необходимо иметь демонстрационную и индивидуальные модели часов – циферблат с подвижными стрелками. Дети вспоминают, с какими часами они знакомы, сталкивались в жизни. Затем детям сообщается, что большинство часов устроены одинаково. Объясняется, что маленькая стрелка – часовая, большая – минутная. Далее детям предлагаются задания с использованием циферблата: - Какое время показывают часы, если часовая стрелка указывает на число 9, а минутная стрелка – на число 12? Покажите, как располагаются стрелки на циферблате. Далее детям объясняется, что часовая стрелка проходит расстояние от одной большой черточки до другой (от одного числа до другого) за 1 час. Минутная стрелка проходит от одной маленькой черточки до другой за минуту. Далее вводится соотношение между часом и минутой: в 1 часе - 60 минут. Надо показать, что за то время, когда маленькая стрелка сделает один шаг (1 ч), большая сделает полный оборот (сосчитать вместе с детьми: 5 минут да 5 минут – будет 10 минут; 10 минут да 5 минут – будет 15 минут и т.д.), пройдет 60 минут. Нужно выявить представления детей о конкретной наполняемости часа, минуты: «Что можно сделать за один час, за одну минуту?» Чтобы дети почувствовали длительность минуты, можно предложить сделать что-то практически за минуту (записать числа, решить примеры и т.п.). Можно использовать и песочные часы, с помощью которых можно наблюдать пересыпание песка в течение одной минуты.
С понятием год и месяц дети уже знакомы. Но у каждого из детей должны быть маленькие календарики для работы. С их помощью уточняются понятия год, месяц, неделя. Полезно выполнить табличку, в которую записывается название месяца, его порядковый номер, количество дней и недель в месяце. В табличке можно выделить разным цветом месяцы, относящиеся к разным временам года. Важно, чтобы школьники хорошо запомнили порядковый номер месяца, т.к. это используется в быту для обозначения конкретных дат. Для лучшего запоминания нужно использовать разнообразные дидактические игры: "Угадай, какой месяц пропал", "Который по порядку?" и т.п. Запомнить названия месяцев помогает соотнесение месяца и какого-то известного детям праздника. Можно показать учащимся бытовой способ определения количества дней в месяце. Для этого руки сжимаются в кулаки, косточка (выпуклость) показывает, что в месяце 31 день, а впадинка – что в месяце 30 дней. Отсчет ведется по порядку, начиная с января. Учащиеся должны понять, что существует не только календарное понятие неделя (неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье), но и житейское понятие (если от данного дня пройдет 7 дней, то пройдет неделя). Можно использовать для работы в течение всего года отрывной календарь.
Понятие "сутки" можно раскрыть через уже знакомые ученикам понятия о частях суток – утро, день, вечер, ночь (или день с утра до вечера и ночь). Учитель сообщает, что такие промежутки времени называются "сутки". Дети устанавливают, сколько суток проходит со вчерашнего вечера до завтрашнего вечера, от позавчерашнего утра до послезавтрашнего утра и т.п. Можно провести аналогичную работу по календарю: определить, сколько полных суток прошло от начала месяца до сегодняшнего дня, которые по счету сутки наступили? Можно сообщить учащимся, что сутки – это время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг своей оси, а год – время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг Солнца. Эти временные промежутки не зависят от человека, они заданы природой. Устанавливается, что в сутках 24 часа: 1 сут. = 24 ч Нужно обратить внимание детей на разницу в понятиях "день" и "сутки". Эти понятия могут быть синонимами, но понятие "день" в житейской практике рассматривается как светлая часть суток. Можно использовать пособие:
В 4 классе обобщаются и систематизируются представления школьников о единицах времени. Они вспоминают соотношения между такими единицами времени, как год, месяц, неделя, сутки. Им сообщается новое соотношение: В году 365 или 366 суток.
Дается представление о високосных годах: в них 366 суток, високосный год бывает каждые 4 года. Например, в 2004 г. и в 2008 г. в феврале было 29 дней – это високосные годы. Можно дать задание определить ближайший високосный год.
Для знакомства с секундой нужно использовать часы с секундной стрелкой. Дети наблюдают, что эта стрелка, которая быстро движется по обычному циферблату или по своему маленькому циферблату. Эта стрелка и отсчитывает секунды. За одну минуту секундная стрелка делает полный оборот по циферблату. Для формирования представления о секунде нужно предложить выполнить какие-то задания за 1 секунду (сделать 1-2 шага, хлопнуть в ладоши), за 10 секунд. Учитель показывает специальный прибор для очень точного измерения времени – секундомер. Устанавливается соотношение: 1 мин = 60 с