Практическое занятие по теме
«ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКА»
Группы 1А и 1H – 11 декабря.
Группа 2А – 18 декабря.
терминологический тест по теме «Фонетика и фонология» - повторяете сами.
2) Список терминов по теме «Лексикология» (всем выписать и ориентироваться в теме и определениях, источники – учебники Маслова гл. III Лексикология, и Вендиной, гл. 7, стр. 121-186):
слово
грамматическое значение слова
лексическое значение слова
дейктическая функция
денотат
референт
понятие
десигнат / сигнификат
концепт /концептуальное значение
внутренняя форма слова
лексема
лекс
словоформа
семема
лексико-семантический вариант (ЛСВ)
сема
семантическое поле
тематическая группа
синонимы
антонимы
полисемия
распад полисемии
омонимы (омофоны, омографы, омоформы)
паронимы
коннотация
переносное значение
метафора
метонимия
синекдоха
фразема
идиома
Лексикография
Семасиология
Ономасиология
Ономастика
Фразеология
Этимология
деэтимологизация
3) темы кратких (5 минут!!!), но максимально содержательных и четких сообщений:
Вопросы | Литература | докладчики (по группам) – персональная ответственность! | |||||
1А | 2А | 1Н | |||||
1.Определение слова как единицы языка. Признаки и характеристики слова. Знаменательные и служебные слова. | Маслов стр. 94-98, 98-100 Вендина, стр. 114-116, 118-121, 129-132 | Коновалова | Горкунов | Троицкая | |||
2. Компоненты плана содержания слова. Понятие семантического треугольника и семантической трапеции | Вендина, стр. 121-124 Маслов стр. 98-100 | Оспищева | Киселев | Потапкова | |||
к вопросу 2 - может пригодиться обзор различных графических моделей языкового знака – здесь. Но не более 5 минут! | |||||||
3. Соотношение слова и денотата. Типы слов в соответствии с предметной соотнесенностью. | Вендина, стр. 125-126 Маслов, стр. 100-103 | Бордачева | Баланчук | Жукова А. | |||
4. Соотношение слова и понятия. | Вендина, стр. 121-124 Маслов, стр. 103-105 | Фейгина | Ахвердян | Жукова М. | |||
5. Соотношение значения и понятия. | Вендина, стр. 122-123 | Алтуханова | Катковская | Павлова | |||
6. Типы лексических значений: мотивированное и немотивированное значение. Понятие внутренней формы слова. Способы языкового выражения мотивирующего признака / классы слов, имеющие внутреннюю форму. Причины утраты мотивировки /деэтимологизации. Народная этимология | Вендина, стр. 126-129 Маслов, стр. 121-126 | Баева | Петрова | Бугакова | |||
7. Понятие о лексико-семантической системе языка.Типы системных связей между словами и значениями слов. Лексико-семантическая, тематическая группа и семантическое поле. Структура семантического поля. Гипонимы и гиперонимы. Компонентный анализ значения слова. | Маслов стр. 105-107 Вендина стр. 117, 146-151, 151-155 | Шикунов | Бочкарева | Боровская | |||
8. Типы системных связей между словами и значениями слов. Антонимические пары. Типы антонимов. | Маслов стр. 107 Вендина стр. 117 | Забивалова | Копко | Экова | |||
9. Типы системных связей между словами и значениями слов. Синонимические ряды, типы синонимов. | Маслов стр. 108 Вендина стр. 117, 155-158 | Благова | Савельева | Сливко | |||
10. Полисемия. а) Лексико-семантический вариант. Типы лексических значений: СВЯЗАННОЕ И СВОБОДНОЕ, б) ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ. Типы переноса названий. | Маслов стр. 111-116 Вендина, стр. 131-132, 132-136 | Татаревич | Соколовская (а) Сухова (б) | Дмитриева | |||
11. Омонимия. Отличие омонимов от ЛСВ многозначного слова. Пути происхождения омонимов. Типы омонимов. Паронимы. | Маслов стр. 116-120 Вендина, стр. 158-160 | Цыганкова | Страшкова | Павшук | |||
12. Устойчивые словосочетания и фразеологизмы. Свойства ФЕ (отличия ФЕ от слов и свободных словосочетаний). Типология ФЕ. | Вендина, стр. 143-146 | Курилова | Пташинская | Иванова | |||
4) Темы для самостоятельного изучения и подготовки к итоговому тесту (темы будут включены в тест!) Тест будем писать в пятницу, 15 ЯНВАРЯ. 1 пара – группы 1А и 1Н. Время для написания теста – 30 минут. После этого слушаю ваши доклады, оставшиеся с предыдущих занятий, а также проверяю знание терминологии у тех студентов, кто набрал (или рискует набрать даже с учетом теста) недостаточное количество баллов для зачета. + Резерв – после 2 пары. Группа 2Апишет тест и сдает долгина 2 паре(на 1 пару – не приходить и по университету не бродить!) Проверка конспектов в пятницу, 11 декабря, сдают конспекты на проверку гр. 1А и 1Н вторник, 15 декабря – гр. 2А Пятница, 18 декабря – гр. 3А и 4А Обратите внимание: буду учитывать вашу доп. самостоятельную работу с конспектами (дополнения, конспектирование вопросов для сам. изучения) Кроме этого, «особо отличившиеся» получат на каникулы индивидуальные задания (лингвистические задачи) | |||||||
Стилистическая дифференциация лексики | Вендина, стр. 160-164 | ||||||
Исторические изменения в словарном составе языка. Устаревшие слова (типы), неологизмы (типы) | Вендина, стр. 165-170 | ||||||
Пути пополнения словарного состава языка | Вендина, стр. 170- 174 | ||||||
Лексикография. Типы словарей. | Маслов стр. 130-135 Вендина, стр. 181-185 | ||||||
Семантическая структура слова (обобщение). Типы значений: грамматическое и лексическое. Типы лексических значений: ДЕНОТАТИВНОЕ И КОННОТАТИВНОЕ (экспрессивное, эмоциональное, оценочное, стилистическое) и др.. Типы значений в структуре полисемантического слова. | Вендина, стр. 129-136 Маслов стр.98-100, 111-116 | ||||||