Рациональное и иррациональное в познании




Введение

Целью всех видов познания является истина. Но, следует отметить, истина и заблуждение в философии всегда существуют вместе, являясь неизменными спутниками. Поэтому они занимают ведущее место в теории познания. Под заблуждением следует понимать знание, которое не соответствует своему предмету и не совпадает с ним. Истина в философии, наоборот, согласована со своим предметом и соответствует ему.

Актуальность. В правореализации вопрос стоит об истинности знаний, о существе действующих правовых норм, о вытекающих из них субъективных правах, свободах, обязанностях, полномочиях и мерах государственного воздействия, о юридически значимых свойствах фактов и обстоятельств, которые подпадают под действие соответствующих норм права. Эти знания также характеризуются моментами как абсолютности, так и относительности.

В данной работе мы изучим структуру научного познания в юридической практике, в частности понятия «истины» и «заблуждения», что собственно и является целью нашей работы.

Таким образом, задачи работы следующие:

1. Изучить основные объекты философского осмысления – «знание и познание»;

2. Изучить определенные структуры научного познания в юридической практике (версия и истина, следственная версия и заблуждение);

3. Подвести итог проделанной работе.

Знание и познание как объект философского осмысления

Знание и познание

Материалистический взгляд на историю развития человеческого сообщества, его трудовой деятельности позволяет утверждать, что процесс удовлетворения потребностей людей обусловливал возникновение различного вида и уровня противоречий, а необходимость их разрешения предопределила процесс познания, получение людьми знаний о природе, содержании видов деятельности, самом человеке, сообществах людей, их настоящем и будущем.

Человек обязан был постигать законы мира не ради простой любознательности, хотя она является существенным мотивом познания, но для практического преобразования природы, наиболее гармоничного устройства своей жизни и общностей людей в целом.

С развитием общественной практики, возникновением речи, изобретением письменности поиск знаний развивался, усложнялся и превращался в процесс, который на определенном этапе развития общества стал относительно самостоятельным, напрямую не связанным с потребностями выживания человека, обеспечения его безопасности.

В практической деятельности человек был нацелен на то, чтобы использовать различные виды, формы и уровни знаний, благодаря которым человек и человечество достигли поразительных успехов. В определенном смысле знания коренным образом преобразовали условия и образ жизни людей. Они действительно оказались силой, причем весьма могущественной, в деятельности человека. Практически на каждом шагу жизни человек обращается к знаниям. В любой ситуации — желает ли овладеть природными силами или стремится установить наиболее разумные, совершенные отношения в обществе — он обязан изначально узнать сокровенные законы природы и сущность общественных явлений, а потом в соответствии с познанными законами принимать решения и действовать.

Однако, что такое знание, в частности научное знание, и в силу каких особенностей оно способно оказывать столь мощное воздействие на жизнь людей? Чтобы ответить на этот далеко не простой вопрос, рассмотрим, что представляет собой содержание понятий "знание" и "познание" (рис. 1).

Рис. 1. Философия о познании

Как свидетельствует история развития человека и общества, по своему происхождению, способам существования и функционирования знание является социальным феноменом. Другими словами, знания продукты познавательной деятельности человека как социального существа, а также общественной практики.

Познание применительно к человеку — это процесс активного, целенаправленного отображения в мозгу человека объективного мира и его собственной природы.

Иначе говоря, это процесс накопления знаний, увеличение объема информации, необходимой человеку для его жизнедеятельности. Содержательно познание человека включает в себя три структурных, относительно самостоятельных процесса-компоненты: 1) живое созерцание; 2) абстрактное мышление; 3) практику.

Человек выступает в качестве субъекта познания, а все, на что направлены его органы чувств и мышление — объекты познания, которыми для человека могут быть фрагменты неживой и живой природы, социальные образования, сам человек и его мышление. Информацию о своих объектах человек получает с помощью органов чувств. Посредством чувственного отражения, с помощью психических процессов, которые могут развиваться, он познает отдельные черты и свойства исследуемых объектов. Осуществляется это в ощущениях,восприятиях, представлениях и закрепляется все в памяти.

Ощущение — простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма, возникающих при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств человека.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений объективного мира в целом, непосредственно воздействующих в данный момент на анализаторы человека.

Представление — это психический процесс наглядного и обобщенного воссоздания образов тех предметов и явлений или отдельных их свойств, которые ранее воздействовали на органы чувств человека.[1]

Чувственное отражение, чувственный уровень познания является основой последующего развития знаний человеком, позволяет ему формировать свой интеллект и в дальнейшем, на основе личного опыта и общественной практики, познавать законы мира, сущность предметов. Для этого человек использует абстрактное мышление, или рациональный уровень познания.

Рациональное и иррациональное в познании

Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное. Люди всегда рассуждают, стараясь из уже имеющихся у них знаний извлечь новые. Знания, полученные таким образом, называются выводными. Процесс образования выводных знаний, естественно, подчиняется определенным законам, как и все явления в мире.

Если поднять уровень обобщений от отдельного человека к общностям, то можно считать, что подлинным субъектом познания является все человечество, все составляющие его народы. Каждый народ формирует определенное направление культуры, в рамках которой складываются ценности, нормы, общественная психология. Из века в век накапливаются сведения о явлениях природы, свойствах растений, поведении животных, формах сосуществования людей, связывающей их морали и т.д. Постепенно складываются общности людей, профессионально занимающихся познанием, зарождается наука как система знаний и как система деятельности по "производству" и развитию этих знаний.

Объект в его отношении к субъекту — это уже не просто реальность сама но себе, вне се отношения к субъекту и его сознанию, а такая реальность,

которая находится с ним в деятельностных отношениях и стала фактом осознания. В наиболее полной мере это относится к человеческому обществу.

Что касается объекта познания для юристов, то он представляет сложное образование, которое включает в себя следующее:

— общие закономерности возникновения, становления, функционирования и развития права как социального феномена государства, нормативных актов, издаваемых государственной властью;

— связи и взаимодействия элементов права, закона, подзаконных актов, а также отношения, возникающие между гражданами страны в процессе их совместной деятельности;

— условия и факторы, которые обусловливают возникновение и развитие конкретных компонентов права, законов и подзаконных актов;

— элементы права, закона, которые являются относительно устойчивыми образованиями и имеют внутреннюю возможность к взаимодействию с моралью, обычаями, традициями, религиозными канонами и другими социальными нормами;

— механизм возникновения субъективного права, формирования законов и подзаконных актов, процесс их дифференциации и интеграции;

взаимосвязь, взаимообусловленность нрава, закона, человека, социо-исторического организма, государства в истории и развитии.

Объект познания для юристов — это общие закономерности возникновения, становления, развития и функционирования нормативных актов, самого права как цельного и одновременно сложного социального образования, причины и источники развития права, формирования законов.

Как видим, объект познания для юристов является, по сути, сложным социальным образованием, конструктом, созданным людьми. Следовательно, сам процесс познания таких объектов будет начинаться не с неразвитого анализа, а с неразвитого синтеза, а это требует самостоятельного исследования содержания и структуры познания юристов, методов и средств этого познания, критериев истинности получаемых при этом знаний, места и роли права, закона в жизни человека и общества.

Познание и самопознание отчетливо проявляют деятельностную сущность человека. Познание позволяет правильно осознать назревшие объективные потребности человечества не только в его отношениях с природой, но и превратить осознание потребностей в ценностно обоснованные мотивы, сформулировать цели, т.е. соединить объективное знание с необходимым уровнем самосознания человека и человечества.

Ведущую роль в развитии познания играет человеческая практика. Под практикой понимается прежде всего материальная чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая основу развития человеческого общества.

В практике сохраняется опыт всего предшествовавшего развития человечества. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практика носит общественный характер. Современная практика есть результат всемирной истории, выражающей бесконечно разнообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства (рис. 2).

Рис. 2. Обусловленность истины практикой

Практика находится в противоречивом единстве с познавательной деятельностью. Она прежде всего является источником, основой познания, его движущей силой, предоставляет познанию необходимый фактический материал, подлежащий осмыслению и теоретической обработке. Практика "питает" познание, но не дает ему далеко оторваться от реальной жизни. Она является способом приложения знаний и в этом смысле предстает как цель познания, ведь знания имеют реальный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизни. Таким образом, практика — это и арена применения "силы знания", ибо конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Наконец, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания. Только те знания, которые реализованы на практике, могут претендовать па достоверность, истинность.

Возвращаясь к процессу познания, посредством которого человек и получает знания, следует отметить, что наряду с рациональным познанием, которое мы рассмотрели, существует и иррациональное познание. Например, М. Хайдеггер считал, что иррациональное познание можно выделять как отдельный от рационального, "автономный" вид познания, поскольку иррационализм является не осмыслившей себя рациональностью. [2]Следует заметить, что иррационализм проповедует два положения. Во-первых, он отрицает или ограничивает возможности разума в познании мира, во-вторых, отвергает или снижает степень разумности порядков мира.

Представители иррационализма подтверждают свои воззрения примерами из деятельности исследователей, которые свидетельствуют о том, что формантой логики для разрешения научных проблем во многих случаях недостаточно. Важную роль в этом процессе играет интуиция, дающая познанию новый импульс в поиске искомого.

Конечно, следует признать, что интуиция — удивительный феномен для отдельных исследователей, их безусловная способность непосредственно, прямо формулировать знания об исследуемом объекте, минуя процесс рационального обоснования и доказательства. Интуитивное познание, если обратиться к примерам, обладает следующими чертами: а) неожиданность, внезапность разрешения проблемы; б) неосознанность путей и средств ее решения; в) непосредственное постижение истины на сущностном уровне объектов.

Иначе говоря, интуиция есть внезапное озарение. Ее чаще всего понимают как нерасчлененный акт познания и не видят ничего недостойного в том, чтобы этот акт подвергнуть тщательному осмыслению.

Первое, что можно сказать об интуиции, — это то, что интуитивное познание позволяет получить истинное знание не непосредственно, в результате проведения большого количества опытов или построения системы логических заключений, а, как правило, неосознанно, в форме "готового" утверждения или тезиса. Происходит нечто похожее на озарение, достаточно внезапно возникает ответ на какой-либо вопрос.

Во-вторых, трудно исключить тот факт, что исследователи, которых озаряла интуиция, до этого очень долго и упорно искали подходы к выявлению сущности и природы интересующей их проблемы, т.е. такого рода озарения не возникали из "ничего". Как правило, внезапному возникновению ответа на вопрос предшествует длительное обдумывание данной проблемы, проведение экспериментов по ней или в смежных областях. Так или иначе, накапливается информация, которая до определенного момента не складывается в готовый ответ, схему, "картинку". Решение зреет незаметно и приходит неожиданно, иногда во сне, когда сознание определенным образом "раскрепощено", как это было, например, с Д. И. Менделеевым.

В-третьих, интуиция подразделяется на несколько видов, прежде всего в зависимости от специфики деятельности субъекта. Особенности форм материальной практической деятельности и духовного производства определяют особенности интуиции у разных профессий: юриста, агронома, врача, воина, инженера, ученого, художника.

В-четвертых, интуиция выступает как творческий специфический процесс, предполагающий взаимодействие чувственных образов и абстрактных понятий, содержание которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или посредством только логического оперирования имеющимися понятиями. Творчество всегда является единством логически осознанного, рационального и неосознанного, иррационального.

В-пятых, в процессе интуитивного разрешения проблемы также принимает участие эстетический фактор. Другими словами, в интуиции конкретного исследователя всегда есть место проявлению развитых у него чувств прекрасного, совершенного.

Кроме интуиции в гносеологии — разделе философии, который изучает познание — немало внимания уделяется такому способу освоения мира человеком, как постижение, которому также свойственна иррациональная составляющая в раскрытии природы изучаемого объекта, более произвольный характер обобщений, особенно если это относится к такой области бытия человека, как религия. В данной сфере бытия трудно провести опыт, что-то рационально раскрыть. Здесь можно только постичь смысл веры и тех канонов, которые человек намерен соблюдать.

Ряд иррациональных аспектов познания присутствует в рамках искусства, эзотерических учений, обыденной жизни.

Вместе с тем во всех формах познания существует схожая структура познавательного процесса, которая определяется интересами человека. Так, в рамках юридической деятельности требуется основывать свои практические действия на логике чувственного и рационального этапов познавательной деятельности с опорой на практику. Для этого следует точно соблюдать требования научного познания и руководствоваться наиболее проверенными критериями выявления истинных знаний.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: