Лекция №1
Их классификация и эксплуатационные свойства.
Немногим более чем за сто лет своего развития, автомобиль стал неузнаваемым. Он давно стал не столько предметом роскоши, сколько предметом передвижения. Средством для: перевозки пассажиров, перевозки грузов и специального оборудования и т.д. Начиная с момента создания первых автомобилей (конец 19 века) и по настоящее время, внимание автомобилестроителей постоянно направлены на решение задач по улучшению комфортабельности, удельного расхода топливо-смазочных материалов и особенно загрязненности окружающей среды. Усилиями нескольких поколений учёных, конструкторов, технологов, инженеров, изобретателей и рационализаторов автомобильной промышленности, конструкция автомобиля достигла высокого уровня и продолжает совершенствоваться ускоренными темпами. Однако все эти достижения не могут быть в полной мере реализованными без знаний водителя управляющего автомобилем: устройство автомобиля, принцип действия его систем, агрегатов и узлов, грамотного технического обслуживания, устранение мелких технических неисправностей, возникающих в пути, а так же мастерства вождения.
При изучении любой дисциплины (предмета) встречаются специфические термины, определения, без знания которых возникают трудности в чётком и ясном освоении материала. Поэтому ниже приведены свойственные данному предмету термины – глоссарий:
· автомобиль - самодвижущееся механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, грузов, специального оборудования и буксирования прицепов.
· прицеп – транспортное средство (в дальнейшем ТС), не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим ТС.
· разрешенная максимальная масса – масса снаряженного ТС с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально-допустимой.
· деталь – изделие, выполненное из однородного материала (цельной заготовки), без применения сборных операций (гайка, болт, шестерня и т.д.).
· базовая деталь – это деталь, с которой начинается сборка узлов, механизмов или агрегатов (блок цилиндров, корпус коробки передач и т.д.).
· узел – несколько деталей, соединённых между собой с помощью резьбовых, заклёпочных, сварочных, шпоночных и др. соединений (шатун с запрессованной в нём втулкой, шестерня, установленная на валу с помощью шпонки и т.д.).
· механизм – это подвижно связанные между собой узлы и детали, совершающие под действием приложенных к ним сил определённые заранее заданные движения, например: кривошипно-шатунный механизм, в котором поршень совершает возвратно- поступательное движение, а коленчатый вал – вращательное.
· агрегат – совокупность нескольких механизмов, узлов и деталей, объединённых различными соединениями в одно целое с базовой деталью, работающих в едином комплексе и выполняющих определённую функцию (например: двигатель).
· система (в автомобилестроении) – это комплекс соединённых между собой механическими, гидравлическими или электрическими связями узлов и механизмов, выполняющих определённую самостоятельную функцию, например: система пуска, питания и т.д.
· работоспособность – состояние, при котором техническое изделие, например: автомобиль или его составные части, способно выполнять заданные функции с показателями, отвечающими техническим требованиям и гарантиям выданными заводом – изготовителем.
· неисправность – отклонение технического состояния ТС и его составных частей от установленных заводом – изготовителем норм (увеличение свободного хода тормозной педали, рулевого колеса и т.д.).
· отказ – нарушение работоспособности ТС, приводящее к временному прекращению его нормальной эксплуатации, т.е. вынужденная остановка в пути по техническим причинам (обрыв тормозного шланга, ремня привода вентилятора, прокол шины и т.д.).
· диагностика – это часть технологического процесса технического обслуживания и ремонта ТС, дающая возможность прогнозировать безотказность его работы в пределах остаточного ресурса и выполняющая задачу поддержания на высоком уровне безопасность движения ТС, его надёжность и долговечность, а также снижение затрат на обслуживание и ремонт.
· техническое обслуживание ТО – это профилактическое мероприятие, задачей которого является поддержание автомобиля в работоспособном состоянии, выявление и устранение неисправностей, предупреждение отказов.
· текущий ремонт Р, ТР – комплекс работ, предусматривающий устранение возникших отказов и неисправностей, и способствующий поддерживанию в работоспособном состоянии ТС при минимальных простоях.
· капитальный ремонт КР – это регламентированное восстановление работоспособности ТС или его агрегатов с обеспечением послеремонтного пробега не менее 80% от нормы пробега установленного заводом - изготовителем для новых ТС и их узлов, агрегатов, систем.
Современный автомобиль является сложной машиной состоящей из более 10 тысяч различных деталей собранных в узлы, механизмы, агрегаты и системы. И, тем не менее, автомобиль условно можно подразделить на пять основных частей: двигатель, электрооборудование, трансмиссия, несущая система, системы управления автомобиля.
· двигатель – представляет собой совокупность механизмов и систем, служащих для преобразования тепловой энергии сгорающего топлива в механическую. На абсолютном большинстве современных автомобилей установлены поршневые (тепловые) четырёхтактные двигатели внутреннего сгорания (ДВС), которые являются источником энергии приводящей автомобиль в движение.
· электрооборудование современных автомобилей представляет собой комплекс приборов, механизмов и систем, обеспечивающих: электропуск двигателя, воспламенение рабочей смеси в ДВС с внешним смесеобразованием, освещение дороги и пространства внутри кузова, сигнализацию об изменении направления движении и торможения, приведение в действие контрольно- измерительных приборов и различной дополнительной аппаратуры. Наряду с этим, в последнее время получают распространение электронные системы с микропроцессорами или микро ЭВМ для управления системами впрыска топлива, системами электронного зажигания, антиблокировочными тормозными системами, усилителями рулевого управления, системами управления переключения передач и т.д.
· трансмиссия – это система взаимосвязанных механизмов и агрегатов, передающих крутящий момент от двигателя к движителям (ведущим колёсам), изменяя его как по величине, так и по направлению.
· несущая система является основой автомобиля, и представляет собой устройство, на котором монтируются все части автомобиля: двигатель, агрегаты
трансмиссии, системы управления, некоторые приборы электрооборудования. В грузовых и некоторых легковых автомобилях несущая система представляет собой раму с подвесками и мостами, а у большинства легковых – «несущий» кузов с подвесками.
· система управления автомобиля служит для уменьшения скорости движения, вплоть до полной остановки и удержания автомобиля на месте, изменения выбранного водителем направления движения и управления работой двигателя.
Каждый автомобильный завод выпускает обычно одну, две модели автомобиля с её модификациями, которые отличаются от базовой незначительными показателями и конструкцией. Например: базовая модель ВАЗ – 2105 и её модификации: ВАЗ – 21051, ВАЗ – 21050, ВАЗ – 21053, ВАЗ – 21054; базовая модель ГАЗ – 3110 и её модификации: ГАЗ – 310221, ГАЗ – 310231 и т.д.
Раньше обозначение моделей состояло из букв, показывающих завод – изготовитель и ничего не говорящих цифр, например: ГАЗ – 21, ГАЗ – 24, ЗИЛ – 111 и др. Но, начиная с 1966 г, в связи с увеличением числа заводов и по ряду других причин, эта система была заменена на более совершенную. Она, как и прежняя, включала буквы, отражающие название завода – изготовителя и четыре или пять цифр. В этом случае первая цифра обозначает класс автомобиля, вторая – вид, третья и четвёртая – номер модели, пятая (если она имеется) – порядковый номер модификации, например: ВАЗ – 21099 – легковой автомобиль Волжского завода, малого класса, 09 модели, 9-й модификации или ГАЗ – 3110 – легковой автомобиль Горьковского автозавода, среднего класса, 10-й модели и т.д.
В настоящее время, у нас в стране, внедряется новая «международная» классификация автотранспортных средств (АТС).
Категории АТС по новой классификации приведены в таблице:
Категория | Разреш. макс. масса, т | Характеристика АТС | ||||
М 1 | – | Для перевозки пассажиров (АТС, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме водителя) | ||||
М 2 | до 5 | то же (АТС, имеющие боле сидения, кроме места водителя) | е 8 мест | для | ||
М 3 | св. 5 | |||||
N 1 | до 3,5 | для перевозки грузов | ||||
N 2 | св. 3,5 до 12 | |||||
N 3 | св. 12 | |||||
до 0,75 | буксируемые АТС – прицепы | |||||
св. 0,75 до 3,5 | буксируемые полуприцепы | АТС | – | прицепы | и | |
от 3,5 до | буксируемые полуприцепы | АТС | – | прицепы | и | |
бо лее 10 |
В зависимости от того, на какие колёса передаётся крутящий момент от двигателя, т.е. от схемы системы «Двигатель-трансмиссия-движитель» легковые автомобили делятся на заднеприводные (классическая схема), переднеприводные и полноприводные.
· заднеприводные - это автомобили с колёсной формулой 4х2, у которых ведущие являются задние колёса, например: «Жигули» от ВАЗ – 2101 до ВАЗ – 2107 и их модификации; ГАЗ – 3102, ГАЗ – 3110 и их модификации и др.
· переднеприводные – это автомобили с колёсной формулой 4х2, у которых ведущими являются передние колёса, например: ВАЗ – 2108, ВАЗ – 2109, ВАЗ – 2110, ВАЗ – 2111, ВАЗ – 2112, ВАЗ – 2115, ЛАДА – 1118 и их модификации и др.
· полноприводные – это автомобили с колёсной формулой 4х4, у которых ведущими являются все колёса, например: ВАЗ – 2121 «НИВА», ВАЗ – 2113
«ТАЙГА», ВАЗ – 2131 и их модификации, УАЗ – 3151 и его модификации и др.
Автомобиль каждой модели обладает вполне определёнными отличительными от других эксплуатационными свойствами, определяющими его качество: проходимостью, тягово-скоростными и тормозными свойствами, управляемостью, манёвренностью и устойчивостью в движении по различным дорогам, плавностью хода, топливной экономностью и др. Однако, важнейшим качеством легкового автомобиля является предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и снижение их тяжести (если они всё таки произошли). Это качество оценивается комплексом эксплуатационных свойств, как конструктивная безопасность автомобиля, включающая в себя активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность.
· активная безопасность ТС - это его способность обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость, высокие тягово-скоростные и тормозные качества, плавность хода, комфортабельность, внешнюю информативность и т.д. Активная безопасность проявляется в период, когда в опасной дорожной обстановке водитель ещё может изменить характер движения автомобиля и предотвратить ДТП или хотя бы уменьшить его тяжесть.
· пассивная безопасность ТС - это его свойство уменьшить тяжесть ДТП. Она обеспечивается: конструктивно предусмотренной высокой прочностью кабины, пассажирского салона кузова, конструкцией сидений и элементов интерьера, ремнями и подушками безопасности, постановкой травмо-безопасного рулевого управления, безопасных стёкол и конструкций их закрепления, безопасность внешней формы кузова без выступающих элементов и т.д. Пассивная безопасность проявляется в период, когда водитель уже не в состоянии управлять автомобилем и изменить характер его движения, т.е. непосредственно при столкновении, наезде, опрокидывании и т.д.
· послеаварийная безопасность ТС – это свойство автомобиля обеспечить быстрейшую эвакуацию людей из автомобиля после ДТП, его противопожарная безопасность и др.
· экологическая безопасность ТС – это свойство автомобиля уменьшить вред, наносимый им в процессе эксплуатации: водителю, пассажирам, другим участникам движения, пешеходам и окружающей среде.
Все работники, участвующие в ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации автомобиля должны принимать меры к сохранению конструктивной безопасности автомобиля в течение всего срока его службы. Иными словами, автомобиль должен быть безопасным всегда и в любых условиях, а это в первую очередь зависит от его хозяина – водителя, который должен знать устройство автомобиля, порядок выполнения работ по его техническому обслуживанию и уметь устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации своего любимого средства роскоши и передвижения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ№1 (Транспорт)
1. это масса снаряженного ТС с грузом, водителем и
пассажирами, установленная предприятием – изготовителем в качестве максимально допустимой.
1) Фактическая масса;
2) Разрешённая максимальная масса;
3) Полная масса;
4) Масса перевозимого груза.
2. это подвижно связанные между собой узлы и детали,
совершающие под действием приложенных к ним сил определённые заранее заданные движения.
1) Узел;
2) Агрегат;
3) Механизм;
4) Базовая деталь.
3. это нарушение работоспособности, приводящее к
временному прекращению его нормальной эксплуатации.
1) Отказ;
2) Неисправность;
3) Текущий ремонт;
4) Диагностика.
4. это отклонение технического состояния ТС и его составных частей от установленных заводом – изготовителем норм.
1) Работоспособность;
2) Отказ;
3) Капитальный ремонт;
4) Неисправность.
5. это система взаимосвязанных механизмов и агрегатов,
передающих крутящий момент от двигателя к движителям (колёсам).
1) Несущая система;
2) Трансмиссия;
3) Система управления;
4) Электродвигатель.
6. К какой категории по классификации ЕЭК ООН относится автомобиль ВАЗ – 2109? 1) 01;
2) N 1;
3) М 1;
4) М 2.
7. Какой из перечисленных автомобилей является заднеприводным? 1) ВАЗ – 2108;
2) ГАЗ – 3110;
3) ВАЗ – 2121 «Нива»;
4) Лада – 1118.
8. Какой из перечисленных автомобилей является переднеприводным?
1) ГАЗ – 3102 «Волга»; 2) ВАЗ – 2106;
3) ВАЗ – 2109;
4) УАЗ – 3151.
9. безопасность проявляется в период, когда в опасной
дорожной обстановке водитель ещё может изменить характер движения автомобиля и предотвратить ДТП или хотя бы уменьшить его тяжесть.
1) Пассивная;
2) Активная;
3) Послеаварийная;
4) Экологическая.
10. безопасность проявляется в период, когда водитель уже не в состоянии управлять автомобилем и изменить характер его движения.
1) Послеаварийная;
2) Экологическая;
3) Пассивная;
4) Активная.