Изобрел первый летательный прибор – геликоптер. Первое водяное колесо. И т.д., и т.д.




Творчество ЛОМОНОСОВА Михаила Васильевича

(1711 - 1765) 54 г.

 

П Л А Н:

1. Роль М.Ломоносова в литературе.

2. Общая характеристика личности и творчества Ломоносова.

3. Специфика худож. метода и стиля М.Ломоносова.

4. Поэзия Ломоносова.

5. Драматургия Ломоносова.

6. Ломоносова – теоретик литературы, историк и педагог.

 

1. Роль М.В. Ломоносова в литературе.

 

Виссарион Григ. Белинский писал: «Ломоносов – Петр Великий в литературе », В его лице, писал Белинский, литература впервые поняла, что она «не увечная вдова», а «красавица российска поэз и я».

А.С.Пушкин о Ломоносове: «Жизнь его прекрасна, дела бессмертны, гений восхитителен. Отец русской культуры, наш первый университет

Академик Чижевский (1877 - 1952): «Тредиаковский и Ломоносов – это уже не столько классики, а поэты барокко».

 

Ломоносов – ученый во многих науках (язык, литература, история, философия, физика, профессор химии, минералогии; астроном, металлургия)

По происхождению он – крестьянский сын (вольного помора-рыбака).

Ломоносов – теоретик языка и литературы. Педагог-просветитель. У него труды по педагогике. Он – основатель Петербургского университета и гимназии.

Он теоретически и практически создал среднее и высшее образование в России.

Он – крупнейший представитель демократического течения в классицизме и в то же время не только классицист, но и реалист общечеловеческого характера.

Он – ученый-физик. Первый доказал, что теплота – особый род движения молекул. Обосновал закон сохранения вещества и энергии.

Профессор химии. Основатель первой научео-химической лаборатории. Создал первы в мире прибор для измерения электричества.

Как астроном и астрофизик – развил учение Джордано Бруно о «множестве населенных миров». Доказал и писал: «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне - дна».

Внес много нового в горное дело, металлургию, в стекольное дело. Первым сделал 40 Мозаических картин (из цветных стекол), первая картина - «Полтавская баталия» (с Петром 1-м на первом плане).

Много нового внес в производство фарфора, селитры, постройку станков, насосов, под'ёмников.

Изобрел первый летательный прибор – геликоптер. Первое водяное колесо. И т.д., и т.д.

В географии – создал Атлас географических карт России, маршрут экспедиции на корабле по Северному ледовитому океану, указал места наличия в земле большого колич. полезных ископаемых. Учил определять их местонахождение.

 

2. Общая характеристика личности и творчества Ломоносова.

(об этом – есть на отдельных 8 листах. См.)

3. Специфика худож. метода и стиля М.Ломоносова.

А) Принадлежит к зачинателям классицизма (вослед Феофану Прокоповичу, Тредиаковскому, Кантемиру). Одновременно все они – просветители.

1. Вера в просвещенную монархию, в силу просвещения, в силу разума.

2. Защищал естественное равенство людей. Все учиться должны. Оценка – по уму.

3. Темы Родины, науки.

4. Поучения царям в поэзии, в одах.

5. Многие образы – это схемы и символы.

6. Жанры высокие и низкие: оды, поэмы, трагедия, сатиры, эпиграммы. Есть и проза.

7. Поэзия лишена личного элемента, личность автора – в тени. Преимущество – фактам, эпической стихотворной поэзии.

 

4. ПОЭЗИЯ ЛОМОНОСОВА.

 

1. Реформа стихосложения. Продолжил начатое Кантемиром и Тредиаковским.

В 1736 г. взял трактат Тредиаковского (1735 г.) «Новый и краткий способ сложения российских стихов», уехал с ним в Европу учиться горному делу.

Вернувшись в Россию в 1741, привез свой трактат «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739 г.). В этом трактате –

1) распространил силлабо-тонический способ на ВСЁ рос. стихотворство, не только двусложные стопы, но и трехсложные, включая и анапест.

2) Позаказ сочетание стоп: ямб и анапест; хорей и дактил.

3) Вместо 2-х видов стиха дал примеры 30 видов силлабо-тонич. стиха.

4) Рифмы ввел не только женские, но и мужские, и дактилические.

5) Утвердил окончательно цезуру (опираясь на Кантемира и Тредиак.).

6) Дал примеры стихов с разным колич. слогов в строке.

7) Сделал разные способы рифмовки – парные, перекрестные, опоясывающие:

О вы, которых ожидает

Отечество из недр своих (тут перекрестная рифма)

И видеть таковых желает,

Каких зовет из стран чужих.

О, ваши дни благословенны! (парная рифма)

Дерзайте, ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов (тут опоясывающая рифма)

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать!

8) Соединил ритм ическую единицу с лексик ой и новым синтаксис ом.

Результатом стала ясность и чистота стихотв. речи:

Раньше: Горы ведет на верх высокой.

Стало: Ведет на верх горы высокой.

9) В синтаксис ввел: сравнения, повторы, перечислениы, вопросит., восклицат. Предложения, выражения.

 

10) В результате, если сравнить стих Тредиак. и Ломоносова, видна разница в стиле гладом и четком у Ломоносова:

 

Тредиаковский: Воспевай же, лира, песнь сладку,

Анну то есть благополучну.

К вящному всех врагов упадку,

К несчастью в веки и тем скучну.

(т.е. Много силлабики и старославянских слов и словосочетаний).

 

А вот Ломоносов: Шумит с ручьями бор и дол:

Победа, росская победа!

Но враг, что от меча ушел,

Боится собственного следа!

(видно складность, ритмику четкую, четкий ямб, разговорный стиль и т.д.)

 

ЭВОЛЮЦИЯ О Д ЫЛОМОНОСОВА:

 

Взгляды на поэзию – в стихе Ломоносова «Разговор с Анакреонтом».

 

1) У Тредиак. и Сумарокова – оды чаще всего хвалебные.

У Ломоносова – преимущественно поучительные оды.

2) Адресат в одах у Тредиак. и Сумарокова - императрицы, реже знатные особы.

У Ломон. – больше персонажей и событий из рус. истории (Петр, Екатерина 1-я, Иван Грозный, Дмитрий Донской, народ, Родина, Елизавета) и Бог как Природа.

3) У Тредиак. и Сумарокова – оды с несмелым образом автора или поэта-Я.

(дерзаю, где я найду краски, не стою, не смею и т.д.)

Ломосов утвердил право поэта СМЕЛО говорить от своего имени:

Мой стих, Я, Мне…… Я лиру ныне повергаю К стопам её….

Я духом зрю минувшее время….

4) У Ломоносова – расширение охвата событий, времени, и пространства (Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна),.

5) У Ломоносова – больше в одах тематики о Петре, о народе, о Родине.

а) «Разговор с Анакреоном » - тема гражданственности:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: