Творчество ЛОМОНОСОВА Михаила Васильевича
(1711 - 1765) 54 г.
П Л А Н:
1. Роль М.Ломоносова в литературе.
2. Общая характеристика личности и творчества Ломоносова.
3. Специфика худож. метода и стиля М.Ломоносова.
4. Поэзия Ломоносова.
5. Драматургия Ломоносова.
6. Ломоносова – теоретик литературы, историк и педагог.
1. Роль М.В. Ломоносова в литературе.
Виссарион Григ. Белинский писал: «Ломоносов – Петр Великий в литературе », В его лице, писал Белинский, литература впервые поняла, что она «не увечная вдова», а «красавица российска поэз и я».
А.С.Пушкин о Ломоносове: «Жизнь его прекрасна, дела бессмертны, гений восхитителен. Отец русской культуры, наш первый университет!»
Академик Чижевский (1877 - 1952): «Тредиаковский и Ломоносов – это уже не столько классики, а поэты барокко».
Ломоносов – ученый во многих науках (язык, литература, история, философия, физика, профессор химии, минералогии; астроном, металлургия)
По происхождению он – крестьянский сын (вольного помора-рыбака).
Ломоносов – теоретик языка и литературы. Педагог-просветитель. У него труды по педагогике. Он – основатель Петербургского университета и гимназии.
Он теоретически и практически создал среднее и высшее образование в России.
Он – крупнейший представитель демократического течения в классицизме и в то же время не только классицист, но и реалист общечеловеческого характера.
Он – ученый-физик. Первый доказал, что теплота – особый род движения молекул. Обосновал закон сохранения вещества и энергии.
Профессор химии. Основатель первой научео-химической лаборатории. Создал первы в мире прибор для измерения электричества.
Как астроном и астрофизик – развил учение Джордано Бруно о «множестве населенных миров». Доказал и писал: «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне - дна».
Внес много нового в горное дело, металлургию, в стекольное дело. Первым сделал 40 Мозаических картин (из цветных стекол), первая картина - «Полтавская баталия» (с Петром 1-м на первом плане).
Много нового внес в производство фарфора, селитры, постройку станков, насосов, под'ёмников.
Изобрел первый летательный прибор – геликоптер. Первое водяное колесо. И т.д., и т.д.
В географии – создал Атлас географических карт России, маршрут экспедиции на корабле по Северному ледовитому океану, указал места наличия в земле большого колич. полезных ископаемых. Учил определять их местонахождение.
2. Общая характеристика личности и творчества Ломоносова.
(об этом – есть на отдельных 8 листах. См.)
3. Специфика худож. метода и стиля М.Ломоносова.
А) Принадлежит к зачинателям классицизма (вослед Феофану Прокоповичу, Тредиаковскому, Кантемиру). Одновременно все они – просветители.
1. Вера в просвещенную монархию, в силу просвещения, в силу разума.
2. Защищал естественное равенство людей. Все учиться должны. Оценка – по уму.
3. Темы Родины, науки.
4. Поучения царям в поэзии, в одах.
5. Многие образы – это схемы и символы.
6. Жанры высокие и низкие: оды, поэмы, трагедия, сатиры, эпиграммы. Есть и проза.
7. Поэзия лишена личного элемента, личность автора – в тени. Преимущество – фактам, эпической стихотворной поэзии.
4. ПОЭЗИЯ ЛОМОНОСОВА.
1. Реформа стихосложения. Продолжил начатое Кантемиром и Тредиаковским.
В 1736 г. взял трактат Тредиаковского (1735 г.) «Новый и краткий способ сложения российских стихов», уехал с ним в Европу учиться горному делу.
Вернувшись в Россию в 1741, привез свой трактат «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739 г.). В этом трактате –
1) распространил силлабо-тонический способ на ВСЁ рос. стихотворство, не только двусложные стопы, но и трехсложные, включая и анапест.
2) Позаказ сочетание стоп: ямб и анапест; хорей и дактил.
3) Вместо 2-х видов стиха дал примеры 30 видов силлабо-тонич. стиха.
4) Рифмы ввел не только женские, но и мужские, и дактилические.
5) Утвердил окончательно цезуру (опираясь на Кантемира и Тредиак.).
6) Дал примеры стихов с разным колич. слогов в строке.
7) Сделал разные способы рифмовки – парные, перекрестные, опоясывающие:
О вы, которых ожидает
Отечество из недр своих (тут перекрестная рифма)
И видеть таковых желает,
Каких зовет из стран чужих.
О, ваши дни благословенны! (парная рифма)
Дерзайте, ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов (тут опоясывающая рифма)
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
8) Соединил ритм ическую единицу с лексик ой и новым синтаксис ом.
Результатом стала ясность и чистота стихотв. речи:
Раньше: Горы ведет на верх высокой.
Стало: Ведет на верх горы высокой.
9) В синтаксис ввел: сравнения, повторы, перечислениы, вопросит., восклицат. Предложения, выражения.
10) В результате, если сравнить стих Тредиак. и Ломоносова, видна разница в стиле гладом и четком у Ломоносова:
Тредиаковский: Воспевай же, лира, песнь сладку,
Анну то есть благополучну.
К вящному всех врагов упадку,
К несчастью в веки и тем скучну.
(т.е. Много силлабики и старославянских слов и словосочетаний).
А вот Ломоносов: Шумит с ручьями бор и дол:
Победа, росская победа!
Но враг, что от меча ушел,
Боится собственного следа!
(видно складность, ритмику четкую, четкий ямб, разговорный стиль и т.д.)
ЭВОЛЮЦИЯ О Д ЫЛОМОНОСОВА:
Взгляды на поэзию – в стихе Ломоносова «Разговор с Анакреонтом».
1) У Тредиак. и Сумарокова – оды чаще всего хвалебные.
У Ломоносова – преимущественно поучительные оды.
2) Адресат в одах у Тредиак. и Сумарокова - императрицы, реже знатные особы.
У Ломон. – больше персонажей и событий из рус. истории (Петр, Екатерина 1-я, Иван Грозный, Дмитрий Донской, народ, Родина, Елизавета) и Бог как Природа.
3) У Тредиак. и Сумарокова – оды с несмелым образом автора или поэта-Я.
(дерзаю, где я найду краски, не стою, не смею и т.д.)
Ломосов утвердил право поэта СМЕЛО говорить от своего имени:
Мой стих, Я, Мне…… Я лиру ныне повергаю К стопам её….
Я духом зрю минувшее время….
4) У Ломоносова – расширение охвата событий, времени, и пространства (Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна),.
5) У Ломоносова – больше в одах тематики о Петре, о народе, о Родине.
а) «Разговор с Анакреоном » - тема гражданственности: