Композиция информации на экране.




 

Восприятие информации с дисплея зависит от формы ее представления. Внешний вид экрана зависит от того, какие поля сообщений отображаются, в каком месте и с какими атрибутами.

Данные должны располагаться так, чтобы пользователь мог:

• просматривать экран в логической последовательности и легко находить нужную информацию

• идентифицировать связанные группы информации

• воспринимать предупреждения и сообщения об ошибках

• определять какое действие требуется и требуется ли вообще для выполнения задачи.

Плотность расположения данных - понятие субъективное. Оно зависит от конкретного пользователя и задачи. Например, данные на экране, предназначенные для работы опытного оператора располагаются плотнее, чем данные, предназначенные для неопытного пользователя.

Если данные выводятся на несколько экранов, то нужно четко обозначить границу раздела, причем надо стараться, чтобы логическая граница совпадала с физической. Ключевая информация должна выводиться на всех экранах последовательности.

Все данные, необходимые для принятия конкретного решения, необходимо располагать на одном экране. Логически связанные данные должны представляться отдельной группой. Этого можно достичь, оставляя по несколько пробелов с каждой стороны группы, либо проводя вертикальные или горизонтальные линии, либо используя различные атрибуты для полей групп.

Меню, содержащее относительно небольшой объем информации, должно смещаться в левую верхнюю часть экрана. Чтобы подчеркнуть структуру, содержимое и наименование полей, относящихся к одной группе, лучше выравнивать их по вертикали. По возможности надо выравнивать все логически связанные группы данных.

При компоновке экрана нужно определить точку начала отсчета. Фрагменты текста должны располагаться на экране так, чтобы уменьшить время селективного поиска и количество сканирований экрана, тем самым снизив нагрузку на глаза. Информацию лучше располагать в направлении естественного движения глазами или группами, как было сказано выше. Естественнее начать из левого верхнего угла и перемещаться слева направо и сверху вниз. Один и тот же вид информации должен появляться всегда в одном и том же месте экрана. Заголовки и содержимое полей следует не прижимать к краю экрана или поля, а располагать с некоторым отступом от границы (около 5 мм), чтобы у пользователя не возникало ощущение «сползания» к краю поверхности. Изображение на экране надо стремиться центрировать, чтобы не возникало иллюзии смещения центра вправо/влево (соответственно с другой стороны будет пустота, появится ощущение неустойчивости картины) или всплывания/опускания изображения по вертикали. Объект, расположенный в центре, предполагает большую важность, чем предметы, находящиеся по бокам. Все элементы экрана должны быть соразмерены и уравновешены между собой.

При использовании текстовой информации стиль букв «все заглавные» ассоциируется с привлечением внимания, повышенной громкостью голоса, криком. Аналогичный эффект наблюдается в заголовках с длинным текстом.

Опознание изолированных букв и слов ("ОШИБКА!") лучше когда они заглавные. Скорость чтения эффективнее, когда текст состоит из строчных букв. Это объясняется большей плотностью текста из строчных букв, что позволяет воспринимать большее число букв за время фиксации взгляда и тем самым повысить скорость сканирования текста. Строка или слово, набранные одними строчными буквами, производят впечатление вырванных из контекста, подвешенных в воздухе. Это может быть уместным для ссылок на другие объекты.

На различимость буквенно-цифровых знаков влияет форма их начертания. В русском языке это называется гарнитурой шрифта, в английском языке этому термину соответствует font family или font. Основная масса шрифтов делится на группы шрифтов с засечками и без засечек – рубленые. Отдельно стоят моноширинные (fixed width) шрифты, у которых ширина начертания всех букв и знаков одинакова (как у печатной машинки). Все остальные шрифты попадают в категорию декоративных. Это различные стилизации (готика, древнерусский), рукописные шрифты (небрежно-рукописный, каллиграфически рукописный и т.д.), шрифты с различными эффектами и спецсимволами. Внутри одной гарнитуры используют прямое и курсивное начертание. Также варьируется начертание шрифта по насыщенности (bold) – полужирный, жирный, сверхжирный – и, как следствие, меняется ширина буквы. Еще один параметр шрифта – кегль, то есть его размер (font size). Кегль измеряется в пунктах (0.35 мм). Кегль шрифта измеряется по высоте заглавных букв.

При выборе шрифтов следует руководствоваться теми же принципами, что и при выборе цветов: композиция должна содержать минимальное количество резко различных, контрастирующих шрифтов. Из всех типов шрифтов лучше всего для совместной работы подходят шрифт рубленный и шрифт с засечками. Шрифты с засечками удобнее подходят для длительного чтения и больших объемов текста, так как засечки «удерживают» взгляд на строке. Шрифты с засечками выглядят наряднее. Рубленные шрифты лучше всего подходят для беглого чтения и используются в заголовках, логотипах, коротких надписях. Хорошо смотрятся в жирном и сверхжирном начертаниях. Шрифты рубленые и с засечками гармонично дополняют друг друга.

В тех случаях, когда необходимо выбрать два рубленных шрифта или два шрифта с засечками, нельзя выбирать два слишком близких друг другу шрифта (как и два близких цвета)

Если есть необходимость использовать декоративный шрифт, то лучше, чтобы это был единственный шрифт на странице. Данное требование не всегда выполнимо, поэтому, если и добавлять какой-либо шрифт, то лучше рубленный, который позволит создать контраст шрифтов. В большинстве случаев декоративные шрифты следует избегать, к тому же они быстро устаревают.

Скорость и точность восприятия текста зависят от характеристик букв, расстояний между ними и словами, от длины строк и интервалов между строками. Для длинных текстов лучше использовать одновременно прописные и строчные буквы, для коротких - прописные. Шрифт должен быть простым, экономичным и понятным. Чем меньше кегль шрифта, тем дальше друг от друга должны стоять буквы и наоборот – чем крупнее шрифт, тем плотнее должны стоять буквы. Регулировка плотности набора называется трекингом (tracking). Трекинг сдвигает или раздвигает все буквы на одну и ту же величину, исправляя кажущееся изменение плотности при изменении кегля. Тем не менее, отдельные пары букв все равно оказываются стоящими либо слишком тесно, либо слишком свободно (например, Где). В крупном кегле это становится очень заметно и расстояния между парами букв приходится исправлять вручную. Такая регулировка называется кернингом (kerning).

Для каждого шрифта существует определенная оптимальная длина строки. Слишком длинную строку трудно держать в поле зрения и порой нелегко найти начало следующей строки; при чтении коротких строк иногда трудно уловить смысл текста. Удобнее для чтения такая длина строки, когда фиксация ее центра позволяет периферическим зрением охватить всю строку, Как показывает опыт, оптимальная длина строки составляет 40 символов. Пробелы между буквами следует устанавливать (если это возможно) с учетом формы соседних знаков, размера, плотности и насыщенности шрифта. Стандартизация пробелов между буквами и словами дает возможность сохранять определенный ритм чтения; с увеличением межстрочных интервалов облегчается чтение формул.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: