Специфика послеоперационной работы. Перечислить разделы. Объяснить, чем отличается послеоперационный этап от дооперационного.




Логопедические занятия в дооперационный период предотвращают возникновение серьезных патологических изменений в функционировании органов речи. Одновременно подготавливается активность мягкого нёба; нормализуется положение корня языка; усиливается мышечная деятельность губ; вырабатывается направленный ротовой выдох. Тем самым создаются условия для более эффективных результатов операции и последующей коррекции. Рано начатое логопедическое воздействие уменьшает дегенеративные изменения мышц глотки (И. И. Ермакова, 1984). На дооперационном и послеоперационном этапе упражнения не меняются, но до устранения дефекта большее внимание уделяется дыханию и голосу, а после – именно звукопроизношению, хотя остальные направления работы также присутствуют.

После операции (через 15—20 дней) многие специальные упражнения повторяются. Основная их цель в этом периоде — развитие эластичности и подвижности смыкания. В значительном числе случаев возникает необходимость «растягивания» мягкого нёба, так как оно может в послеоперационный период уменьшиться в длину за счет рубцевания.

Для растяжения свежих рубцов применяется прием, имитирующий проглатывание. Одновременно проводится и массаж.

В послеоперационный период необходимо развить подвижность мягкого нёба, устранить неправильный уклад органов артикуляции и подготовить произношение всех звуков без назального оттенка.

Дооперационный период основные направления: развитие речевого дыхания и артикуляционная моторика.

1 этап – выработка ротового выдоха во время речи, это позволяет устранить носовой оттенок, сделать речь более разборчивой и четкой. Постановка и автоматизация: Х,В, Ф, Й

2 этап – постановка Д-Т, К-Г, П-Б, Л

3 этап – С,З,Р, твердый Л, Ш,Ж,Ц,Ч,Щ

Послеоперационный период длится недолго – 2-3 недели, но важность его велика. Именно на этом этапе обеспечивается анатомо-физиологическая база нормальной речи. Главной целью логопедических занятий является развитие полноценного небно-глоточного смыкания. Только в первые недели после операции может быть растянута небная занавеска и развита ее максимальная подвижность. Включение же только что сформированного неба в фонацию значительно облегчает и убыстряет введение навыка ротового резонанса гласных в спонтанную речь. Происходит как бы «осознание» ребенком функции небной занавески, и новый орган обретает свое целевое предназначение.

Этапы:

1) Активация небно-глоточного смыкания. Развитие гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса.

2) Развитие фонационного дыхания

3) Коррекция нарушений звукопроизношения

4) Развитие просодической стороны речи

5) Развитие эмоционально-волевой сферы

На первом этапе: активизация небно-глоточного смыкания, растормаживание мягкого неба, коррекция дыхания голоса, гласных звуков.

В этот период из-за длительного молчания и охранительного торможения речь ухудшается. Мягкое небо отечное, малоподвижное, чувствительность может отсутствовать, а движения причиняют боль. Усиливается назализация, поэтому важно развивать подвижность неба. Через полгода процесс рубцевания заканчивается, что уменьшает эффективность упражнений для подвижности мягкого неба. Поэтому после операции занятия с логопедом проводятся 3 раза в неделю и ежедневно дома с родителями.

Упражнения:

1)вокальные упражнения

2)Сухие проглатывания

3)массаж мягкого неба

4)произнесение гласных а,э

В послеоперационный период продолжается работа над дифференциацией ротового и носового дыхания. Повторяются упражнения по различению вдоха и выдоха через нос и рот. В системе работы по формированию речевого дыхания используются упражнения по формированию умений распределять воздух в процессе речи, добирать новую порцию воздуха в потоке речи.

Есть определённая последовательность в работе по формированию умения распределять воздух в процессе речи:

1.Произношение слогов на одном выдохе. Используется приём наращивания слогов: слоги с одним согласным звуком, во-первых, с одинаковыми гласными, во-вторых, с разными гласными (с постепенным увеличением количества слогов). Например, предложить сделать полный вдох, на выдохе произносить словосочетания: па, папа, папапа, папапапа...

2.Произношение на одном выдохе слов, словосочетаний и предложений. Каждое увеличение цепочки на одно слово отрабатывается постепенно (например, в течение недели). Примеры используемых упражнений: сделав полный вдох, посчитать на выдохе (счёт может быть прямым, обратным): один, два; один, два, три; один, два, три, четыре...;

3.Наращивание слов в предложении и отработка в спокойном плавном темпе длительного и равномерного распределения выдоха: Падает снег. Тихо падает снег. Тихо падает белый снег. Тихо падает белый пушистый снег.

 

Коррекция нарушений звукопроизношения

В послеоперационный период повторяются и закрепляются артикуляции гласных и согласных звуков при диафрагмальном дыхании. При постановке и автоматизации звуков обращается внимание на нарушение артикуляции звуков и степень назализации при их произнесении. Особое внимание обращается на закрепление произношения звуков в словах разной структуры (со стечением согласных, многосложных) т, е. на работу по формированию ритмико-слоговой структуры слова. Большое внимание уделяется дифференциации носовых и ротовых звуков (м-п, мъ-пь, м-б, мъ-бъ, н д, нь дъ,н-т, нь ть). Вся работа по коррекции нарушенного звукопроизношения строится на основе развития фонематического слуха. Предусматривается слуховой контроль за собственной речью, введение буквенного обозначения звуков и элементов обучения грамоте (с 5 лет), автоматизация и дифференциация звуков в различных ситуациях, формирование произносительных навыков (не только артикуляционных, но и просодических) в различных ситуациях. Для закрепления звуков в речи традиционно используются тексты, стихотворения, чистоговорки. Речевой материал сначала проговаривается медленно, чётко, с паузами после каждой строки. Затем темп речи ускоряется до нормального.

Для развития просодической стороны речи (особенно улучшения акустических характеристик голоса) на занятиях используются фонопедические упражнения, например: пение гласных [а], [о], потом остальных изолированно и в сочетаниях гласных (имитация укачивания ребенка, куклы); пение сочетаний согласных с гласными типа ммма мммо ммму ммму мммы ммамма ммоммо и т. д. Также используются: счёт с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса; инсценировка доступных сказок, стихотворений («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т. п.);

Очень важна также и эмоциональная поддержка детей, так как данное нарушение значительно ограничивает возможности общения с окружающими, особенно на ранних этапах коррекции. Восстановление речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба является сложной задачей. Необходимо научить говорить ребенка так, чтобы его речь не отличалась от речи здоровых детей, и огромная роль отводится грамотному общению родителей с ребёнком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: