СТРОИТЕЛЬСТВО, АРХИТЕКТУРА, ИНТЕРЬЕР.




ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ МАКАРОВО РОСТОВСКОГО УЕЗДА

ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ

 

Исследовательская работа

Учащейся 11 класса Моу Семибратовской СОШ

Потеминой Анастасии

 

Научный руководитель:

Моторова Марина Станиславовна,

Учитель истории Семибратовской средней

общеобразовательной школы

 

Ростов 2011

 

ПЛАН

 

 

1. Введение

 

2. Церковь в селе Макарово: строительство, архитектура, интерьер.

 

3. Жизнь церковной общины.

 

4.Заключение.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Наша древняя Ростовская земля удивительно богата архитектурными памятниками. Но, оказывается, еще больше их не сохранилось до наших дней. К числу таких, исчезнувших с лица Земли, относится церковь в селе Макарово.

В нашей семье много лет храниться фотография, являющаяся копией со снимка начала 20 века. На ней изображен красивый пятиглавый храм, находившийся в Макарове. От моих родственников, предки которых жили в Макарове (семья Потёминых: Мария Семеновна, Елена Семёновна, Иван Семёнович), я узнала, что в 1939 году эта церковь была разрушена. Судьба этого памятника схожа с судьбами многих других, исчезнувших по разным причинам и в разное время. Их история связана с историей нашей страны и в той или иной мере отражает её, добавляя детали к картине прошлого. Вот почему я решила попытаться выяснить историю разрушенной макаровской церкви.

Основными источниками в моей работе послужили воспоминания макаровских старожилов. Моя тетя, Потёмина Светлана Георгиевна, учительница нашей школы, собирала воспоминания своих родственников об истории села.

В Ростовском филиале Государственного архива Ярославской области (РФ ГАЯО) мне удалось обнаружить документы, касающиеся закрытия и разрушения Макаровской церкви в 1939 году.

В краеведческой литературе есть некоторые сведения о происхождении села, его истории, о строительстве, внешнем виде и внутреннем убранстве храма. Это работы А.А.Титова, И.Критского, М.Н. Тюниной, М.Б. Сударушкина.

Целью моей работы было выяснить историю строительства Макаровской церкви, ее роль в жизни села, причины ее разрушения.

 

ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ МАКАРОВО:

СТРОИТЕЛЬСТВО, АРХИТЕКТУРА, ИНТЕРЬЕР.

 

Известно, что в конце 14 – начале 15 века на месте современного села у родника поселился старец Макарий, родом из Ростова Великого. Он был учеником святого Дионисия Глушицкого и захотел «сам подражать пустынному жителю и наставнику своему». Макарий поставил у родника часовенку, сам жил отшельником, но рядом с ним стали селиться люди, приходившие к старцу за советом или с просьбой помолиться о них. Так возникло село Макарово. Старец, «соскучив прошедшей по нем славой и служением многих приходящих к нему», ушел к своему духовному наставнику на Кубенское озеро. Построенная им часовня, была деревянной, за много лет она пришла в негодность, и ее разобрали. Жители были приписаны к приходу ближайшего села Гвоздево.

Макарово быстро росло и развивалось. Жители занимались торговлей, откормом каплунов (особым образом выращенных петухов), извозом. Здесь было несколько картофелетерочных, ткацкое и сапожно-валяноые предприятия. Ежегодно проводились ярмарки, на которые съезжались люди не только из соседних деревень, но и из других районов страны.

Село находилось на оживленной дороге, здесь работали несколько трактиров, где останавливались проезжающие. Неслучайно в 1771 году в Макарово было занесена страшная болезнь – чума. Спаслись от нее только те, кто выехал в поле. Они дали обещание построить храм. В городе Ростове была куплена деревянная церковь Иоанна Милостивого, там разобрана, привезена в Макарово и вновь собрана. В 1773 году храм был освящен. В 1823 году это здание из-за ветхости было разобрано.

К этому времени князь Александр Борисович Куракин, которому принадлежало тогда село Макарово, построил в 1818 году новую пятиглавую церковь с колокольней.

Здание было длиной 25 м, шириной 8 м, высотой 8 м, толщина стен от 0,8 до 1,5 м (в среднем до 1 м). Крыша железная. С правой части от входа на паперть стояла небольшая часовня длиной 2 м, шириной 2 м, высотой 2 м, кирпичная, двери и окна которой были из железных решеток. Иконы, написанные мастером Петром Юровым из Ростова и выполненные в строгой византийской традиции находились в резном деревянном позолоченном иконостасе. Стены и своды храма были покрыты живописью. Купол церкви освещался шестнадцатью окнами, а внизу стены были глухие, поэтому создавалось впечатление «горнего света». Алтарь, освещенный двумя рядами окон, украшала живопись на сводах. В церковь вело крыльцо в восемь ступеней из белого камня. Здание окружала каменная ограда с железными решетками. На отделку храма деньги давали все, кто мог. Больше всех дал крестьянин, церковный староста, Василий Андреевич Осорин.

По воспоминаниям Марии Семеновны Потёминой, церковь стояла на месте, под которым находилось глубокое подземелье с ходом, типа крипты. Надземная часть была очень просторной, имела три престола: первый – святого Ильи Пророка (летняя церковь), престольный праздник – 20 июля (2 августа по новому стилю). Ее украшало большое многоярусное паникадило, освещавшее помещение.

Второй – придел летней церкви Алексия Митрополита Московского, престольный праздник 12 (25) февраля.

Третий – зимняя церковь Собора Иоанна Предтечи, престольный праздник 7 (20) января. Этот храм освещался тремя маленькими паникадилами.

В течение года проводилось четыре местных крестных хода – 23 июня (с 1848 года), 27 июля (с 1853 года), 5 августа (с 1871 года) – в память об избавлении от эпидемий холеры и 20 июля в честь храмового праздника Ильи Пророка.

По данным А.А.Титова «чудотворных или особо чтимых икон, равно старинных облачений и старопечатных книг» в церкви не было, из старинной утвари хранился только датированный 1661 г. серебряный «вызолоченный ковчег» под мощи Святого Иоанна Предтечи.

«На колокольне был большой колокол и «трезвон». На большие праздники к заутрене и всенощной звонили звонари. Но на Пасху, когда звон стоял две недели, звонили все жители по очереди. Постный звон заканчивали перед Пасхальной заутреней и ждали Сысоя – самого большого колокола Ростовской звонницы. В ночной тиши его звук долетал от Ростова тихим гулом. Ему тут же откликались макаровские звонари. «Было очень волнительно его ждать и радостно звонить», - вспоминала Мария Сёменовна Потемина.

По данным Российской Федерации Государственного архива Ярославской области (РФ ГАЯО), в конце двадцатых годов 20 века священником в этой церкви служил Протоиерей Воскресенский Александр Александрович (1881 года рождения), до него – Протоиерей Александр Хмельницкий, регентом-псаломщиком – Богданов Владимир Александрович (1882 года рождения) (3). В 1926 году в Макаровской церковной общине было зарегистрировано 3496 человек (4).

После Октябрьской революции 1917 года большевистские власти начали гонения на церковь: арестовывали священников, закрывали храмы, изымали ценности. Так, в 1922 году в пользу голодающих из Макаровской церкви было изъято серебра 17 фунтов 81 золотник, бриллиантов 1\4 карата, алмазов 1\4 карата, 79 камней розочек (5).

В 1936 году церковь в селе Макарово постигла судьба многих других православных храмов: она была закрыта и передана сельсовету для переоборудования под культурные цели. Но из-за нехватки средств сельсовет передал здание райфинотделу для сноса на строительные материалы.

По воспоминаниям старожилов, руководил разрушением храма комсомолец Федор Еличев. В результате, по договору райфинотдела с ремстройуправлением, было получено стройматериалов (кирпич, щебень, кровельное железо, решетки, камень и т.д.) на сумму 10 тысяч рублей. (6)

Иконы и покровы верующие разнесли и спрятали по домам, некоторые до сих пор их хранят. Маленький колокол был в Макаровской школе до 1983 года, им давали звонки, потом он пропал. Другой колокол повесили на пожарное депо, позже он был перенесен в село Ново-Никольское.

Примечательно то, что вместе с гибелью церкви постепенно начало умирать и село. Храм был духовным, образовательным, культурным и хозяйственным центром. К тому же почти все семьи так или иначе были связаны с общиной и церковью (помогали в строительстве и ремонте, пели в хоре, работали на общинных полях, принимали участие в организации праздников, крестных ходов, паломнических поездок, приёмах гостей и т.д.). После того, как в Семибратове началось строительство завода, макаровцы потянулись туда. Старожилы говорят, что кирпич разобранного храма пошел на возведение одного из заводских корпусов. Люди стали получать жилье в поселке, уезжать из Макарова.

Сначала закрыли больницу, в 1992 году закрыли школу, учащиеся и педколлектив переехали в Вахрушево. Потом прекратил существование детский сад. Сейчас в селе живут, в основном, старики, переселенцы и дачники. Закрыты почта, аптека, универмаг, зато есть три придорожных кафе и два магазина автозапчастей. Таковы приметы времени…

Нет в селе церкви – нет и духовного центра. Единственное, что осталось от некогда прекрасного здания – это старая фотография и памятник на одной из могил на местном кладбище, сделанный в виде храма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: