ПРИМЕЧАНИЯ. ЖИЗНЬ ЦЕРКОВНОЙ ОБЩИНЫ




 

Приход макаровской церкви составляло только само село. Неслучайно поэтому вся жизнь его жителей была тесно связана с храмом: крестины детей, венчания, отпевание усопших, церковные праздники, помощь нуждающимся, и даже увлечения в свободное время, все проходило здесь.

Тогда не было телевидения и клубов, поэтому храм был духовным, культурным, воспитательным центром.

Жители села активно отмечали престольные праздники, исполняли все обряды. Так, на Ильин день после молебна было большое гулянье. Приезжали родственники и друзья из других сел и деревень. Соблюдались особые «правила», к слову сказать, несколько суеверные. Например, нельзя было ничего делать («а то сгорит»). За день до этого жали всей семьей последний сноп («Илье на бороду»). Считалось, что в этот день обязательно бывает гроза. Неделю до Ильи постились, в праздник угощались горохом, носили «под свято» (освящать) баранину и мед, охотники в первый раз после лета выезжали на волков.

В день Святого Алексия Митрополита Московского был большой молебен с приношениями «под свято» воска. Ставили «мирскую свечу» - каждая семья давала воска сколько может, из него катали большую свечу, которую зажигали в храме.

На Крещенье и Собор Иоанна Предтечи ходили на Иордань (прорубь) на реке Синявке и на реке Устье. Праздновали широко, но в семьях. Гулянья не было, зато катались на тройках, дрались «до первой крови», многие купались в Иорданях.

В церкви был очень хороший хор. В музей Семибратовской средней школы в 2003 году была передана фотография на картоне начала 20 века, размером 28х22 см. На ней в правом нижнем углу имеется надпись: «На память уважаемым сотрудникам Макаровского любительского хора от заведующего хором Александра Константиновича Егорычева 1913 года 12 мая». На фото на крыльце церкви изображены 23 участника хора со священником отцом Александром Хмельницким (во втором ряду в центре). Рядом с ним – регент-псаломщик Осорин и руководитель хора А.Егорычев. В третьем ряду вторая справа – Мария Семёновна Потемина (родная сестра моего прадедушки), рядом с ней ее подруги Мария Барышникова и Мария Комиссарова.

Макаровский любительский хор существовал с момента освящения первой макаровской церкви в 1773 г. Это был классический четырехголосый хор. Руководил им регент-псаломщик. Принимали в хор всех желающих, имеющих музыкальный слух, от 7 лет и старше. Их обучали пению по нотам и крюкам. Хор сопровождал все церковные службы и требы. За это участники хора получали жалование от священника.

В репертуаре хора были и светские произведения. Некоторые из них были сочинены макаровскими жителями. Необычайно красивы были песни «Тихо лодочка плывет» и «Волны». В 70-е годы 20 века они были записаны Георгием Ивановичем Потёминым (моим дедушкой) на магнитофон. Хор принимал участие во всех праздниках в Макарове, выезжал с концертами в другие села и города, а также участвовал в ежегодном празднике хоров в Ростове на Соборной площади, проходившем на Красную Горку. Красная Горка народное название Антипасхи – следующего воскресения после праздника Пасхи.

Участники хора были также актерами народного театра. Ставили, в основном, пьесы русского классического репертуара (Островский, Сухово-Кобылин) и водевили.

Существовала традиция ставить спектакли в Святки и на Пасхальной неделе. Специально для этого сооружались подмостки, занавес, декорации. Зрителями были все желающие. Входных билетов не было, но после спектакля организовывался тарелочный сбор – кто сколько может дать. На эти деньги устраивали угощение для артистов, а оставшиеся средства отдавали священнику на подарки нуждающимся и церковные нужды.

Прихожане Макаровского храма активно занимались благотворительностью. При церкви было организовано Общество в честь бракосочетания Николая II и Александры Федоровны 14 ноября 1894 г. Существовало оно на пожертвования жителей села. В него также поступала часть дохода от церковной земли. В Обществе имелись списки нуждающихся, которым по возможности оказывали помощь самого разного рода: от починки забора у дома вдовы до сбора одежды и утвари погорельцам.

Не оставались макаровцы в стороне и от событий общегосударственного масштаба. В нашей семье до сих пор хранится листовка об организации тарелочного сбора во всех храмах для организации ежегодного паломничества на Святую Землю. Такие листовки давали всем прихожанам, внесшим свою лепту в это дело. У нас также хранится памятная медаль за вклад на строительство Храма Христа Спасителя в Москве.

Старожилы села из поколения в поколение передают рассказ о посещении Макаровского храма императором Александром II 12 августа 1858 г. Он с семьей направлялся в Кострому и сделал остановку в Макарове. По этому случаю в церкви был отслужен торжественный молебен, бурмистр Алексей Иванович Сакин преподнес хлеб-соль, а затем были накрыты столы с угощением прямо под открытым небом.

Макаровская церковь вела и хозяйственную деятельность. В 18 веке была осуществлена секуляризация церковных и монастырских земель, но для нужд прихода небольшие участки в пользовании храмов остались. Церкви в Макарове принадлежало 36 десятин. Это и пашня, и луг, и сенокос. Земли обрабатывались прихожанами добровольно по специальному графику, причем, желающих всегда было очень много. Полученные доходы большей частью шли на ремонт храма, остальное поступало в Благотворительное общество в честь бракосочетания императора Николая II и Александры Федоровны.

Большое значение имела также деятельность церкви по развитию народного образования. В 1869 году была открыта церковно-приходская школа. Учительствовала в ней Варвара Потаповна Потехина. Закон Божий преподавал священник отец Александр Хмельницкий. В нашей семье до сих пор хранятся наградные Евангелия с дарственной надписью, которые вручались лучшим ученикам. В школе учились дети не только из Макарова, но и из многих соседних населенных пунктов. Ученики ходили домой пешком, а некоторые жили на квартирах в домах жителей села. Впоследствии, после Октябрьской революции, эта школа была преобразована в Макаровскую сельскую начальную школу, затем она стала восьмилетней, а в 1992 году для нее было построено новое здание в соседнем селе Вахрушева, куда перешел весь учительский и ученический коллектив.

Интересно то, что в Макарове одновременно уживались приверженцы Русской православной церкви и старообрядцы. В 1653 г. патриарх Никон провел церковную реформу, целью которой было возвращение к старым византийским традициям, изменившимся за века, прошедшие после крещения Руси. Но не все люди принимали эти нововведения. Приверженцев старой, дореформенной церкви называли староверами или старообрядцами. Жили они и в Макарове, некоторые пришли с Севера из Олонецкой губернии, но к началу 18 века практически все они, частично добровольно, частично по принуждению (по указу Петра I 1722 г.) перешли в Русскую православную церковь.

Однако в семьях сохранились старые Богослужебные книги, иконы «огненного литья» (медные, отлитые в формах), кацеи (особого вида кадила), трисоставные восьмиконечные кресты, кожаные лестовки (четки). Осталось также убеждение, что «старая вера» была крепче и строже. Многие постились по-старому – хлебом и водой, не признавая разрешения на рыбу, вино и елей. Практически всех вплоть до конца 19 века хоронили не в гробах, а в ладьях (колодах) и до наших дней клали покойников на кладбище головой на восток.

Отсюда молчаливое сочувствие к старообрядцам. Часто принимали странников и странствующих монахов из Выгорецкого монастыря. Разрешали старообрядцам селиться у себя на задворках. Это было выгодно и экономически, так как чем больше народу живет на дворе, тем меньше подати.

С 1772 года по Указу Сената и Синода началось гонение на бродячих священников, и было предписано каждому приходскому священнику записывать всех исповедников. Делалось это для того, чтобы штрафовать неисповедовавшихся и выявить старообрядцев. Также запрещалось выбирать приход и духовника. Долгое время старообрядцы откупались, давая духовенству взятки, но после крупного скандала, когда многих священнослужителей лишили сана и сослали на каторгу, это прекратилось.

Макаровские священники не были замешаны в этом грязном деле, но и не притесняли старообрядцев. Просто, при создавшихся условиях, жить старообрядцам здесь стало очень трудно, и они ушли.

Тайным старообрядцем был купец Сакин, владелец ткацкого предприятия.

В середине 19 века из Нижегородской и Костромской губернии сюда были высланы другие староверы. По воспоминаниям, они отличались от прежних, были сектантами. Так, Сакин с ними не общался. Жили они не только в Макарове, но и в Татищев-Погосте, Гвоздеве, Семеновском. Проживали эти староверы в кирпичном двухэтажном здании за бывшим зданием почты. На втором этаже размещалась молельная комната. Молились ночью, на коленях, отдавали много поклонов. У них были иконы.

Женщины занимались шитьем одежды, стегали одеяла, нанимались на работу в крепкие хозяйства заготавливать сено, жать хлеб. Мужчины работали по найму у Егорычевых на фабрике по изготовлению валенок («Кошмовал»). Одежда у них была темная. Имели свое кладбище, которое находилось за околицей села, с правой стороны. Здесь были памятники серого цвета (типа гробницы), а также черный гранитный с надписью и фигурной резьбой по краям. Есть предположение, что их увезли в середине 20 века на фундамент дома в деревню Кандитово.

Косвенным подтверждением того, что старообрядцы Сакины и эти староверы различались по вере, является то, что у Сакиных был свой склеп на кладбище около церкви, в самом центре. Здесь была выстроена беседка с крышей из оцинкованного железа, внизу находился сам склеп. Во время Великой Отечественной войны его вскрыли, рассчитывая найти золото или драгоценности, но ничего не обнаружили. Памятники остались на месте, но были завалены мусором. Семья Сакиных была очень состоятельной, много сделала для села. Кроме ткацкого предприятия, на котором трудилось около двух тысяч крестьян-надомников из сел Ростовского и соседних уездов, они построили полотняно-белильный завод на берегу реки Устье, перенесенный впоследствии ближе к Ярославлю, в село Кормилицыно (ныне «Красный перевал»). Сакины дружили с московскими фабрикантами Рябушинскими, тоже старообрядцами, часто ездили к ним в Москву в гости.

Вот такой насыщенной была жизнь прихожан церкви в селе Макарово в 19 – начале 20 вв.

Закрытие и разрушение храма лишило жителей духовного и культурного центра. Начинается постепенный упадок и деградация села. Есть такая поговорка «Свято место пусто не бывает», но в случае с Макаровым храм в жизни людей ничто не смогло заменить.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В жизни каждого человека есть своя «дорога к храму», но каждый понимает ее по-своему. Для одних это добросовестный труд, для других – подвиг во имя Родины, для третьих – обретение веры…

Моя работа – попытка вернуть людям память, память о прошлом, забыв которое, мы многого лишимся в будущем. В своей работе я попыталась собрать разрозненные сведения об исчезнувшем памятнике истории и архитектуры – церкви в селе Макарово, показать ее роль в жизни прихожан, связь судьбы храма с судьбой села. Я надеюсь, что времена разрушения святынь прошли, что люди будут бережнее относиться к тому наследию, которое им оставили предшествующие поколения.

В будущем мы планируем продолжить эту работу, оформить в школьном музее стенд, посвященный истории села Макарово и его церкви, разыскать и привести в порядок старинные памятники на сельском кладбище. Я верю, что с возрождения памяти о храме начнется возрождение села Макарово.

 

Примечания.

 

 

1. См. библиографию к данной работе.

2. РФ ГАЯО. Ф.Р- 6.Оп.3.Д.74.Л.26.

3. РФ ГАЯО. Ф.Р- 6. Оп.1.Д.69а.Л.435.

4. РФ ГАЯО. Ф.Р- 6. Оп.1.Д.69а.Л.235.

5. РФ ГАЯО. Ф.Р- 140.Оп.3.Д.32.Л.22об.

6. РФ ГАЯО. Ф.Р-6.Оп.3.Д.74.Л.27.

 

 

Источники.

 

 

Воспоминания жителей села Макарово:

 

Куропаткиной Александры Ивановны,

Потёминой Марии Семёновны,

Черёмухина Александра Николаевича.

 

 

Библиография.

 

Критский П. Наш край. Ярославская губерния – опыт родиноведения. Ярославль, 1907.

 

Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885.

 

Титов А.А. Кураковщина. Историко-этнографический очерк. Ярославль, 1886.

 

Тюнина М.Н. Ростов Ярославский. Путеводитель по городу и окрестностям. Ярославль, 1979.

 

Сударушкин М.Б. О семи братьях-сбродичах, заповедной Кураковщине и несбывшейся мечте. Историко-краеведческий очерк. Ростов Великий, 1998.


Приложение

 

 

Дионисий Глушицкий Покров с Аналоя Святой Евангелист Лука

 

 

Евангелие, выданное Потемину Ивану

 

Выступление.

 

Известно, что в конце 14 – начале 15 века на месте современного села Макарово у родника поселился старец Макарий. Он был учеником святого Дионисия Глушицкого и захотел «сам подражать пустынному жителю и наставнику своему». Макарий поставил у родника часовенку, сам жил отшельником, но рядом с ним стали селиться люди. Так возникло село Макарово.

Построенная им часовня, была деревянной, за много лет она пришла в негодность, и ее разобрали. Жители были приписаны к приходу ближайшего села Гвоздево.

Макарово быстро росло и развивалось.

Село находилось на оживленной дороге, здесь работали несколько трактиров, где останавливались проезжающие. Неслучайно, что в 1771 году в Макарово было занесена страшная болезнь – чума.

Выжившие дали обещание построить храм. В городе Ростове была куплена деревянная церковь Иоанна Милостивого, там разобрана, привезена в Макарово и вновь собрана. В 1773 году храм был освящен. В 1823 году это здание из-за ветхости было разобрано.

К этому времени князь Александр Борисович Куракин, которому принадлежало тогда село Макарово, построил в 1818 году новую пятиглавую церковь с колокольней.

Здание было длиной 25 м, шириной 8 м, высотой 8 м, толщина стен от 0,8 до 1,5 м (в среднем до 1 м). Крыша железная. С правой части от входа на паперть стояла небольшая часовня длиной 2 м, шириной 2 м, высотой 2 м, кирпичная, двери и окна которой были из железных решеток. Иконы, написанные мастером Петром Юровым из Ростова и выполненные в строгой византийской традиции находились в резном деревянном позолоченном иконостасе. Стены и своды храма были покрыты живописью. Купол церкви освещался шестнадцатью окнами, а внизу стены были глухие, поэтому создавалось впечатление «горнего света». Алтарь, освещенный двумя рядами окон, украшала живопись на сводах. В церковь вело крыльцо в восемь ступеней из белого камня. Здание окружала каменная ограда с железными решетками. На отделку храма деньги давали все, кто мог. Больше всех дал крестьянин, церковный староста, Василий Андреевич Осорин.

Надземная часть была очень просторной, имела три престола: первый – святого Ильи Пророка (летняя церковь), престольный праздник – 20 июля (2 августа по новому стилю). Ее украшало большое многоярусное паникадило, освещавшее помещение.

Второй – придел летней церкви Алексия Митрополита Московского, престольный праздник 12 (25) февраля.

Третий – зимняя церковь Собора Иоанна Предтечи, престольный праздник 7 (20) января. Этот храм освещался тремя маленькими паникадилами.

По данным А.А.Титова «чудотворных или особо чтимых икон, равно старинных облачений и старопечатных книг» в церкви не было, из старинной утвари хранился только датированный 1661 г. серебряный «вызолоченный ковчег» под мощи Святого Иоанна Предтечи.

С 1725 года в Макарове проживали мои предки – семья Потёминых. Нам известно о них достаточно много. Дома сохранились документы, письма, фотографии. Мой брат Ваня Потёмин написал в своё время работу «Семья Потёминых в селе Макарово Ростовского уезда Я рославской губернии». Он использовал в ней документы и воспоминания наших родственников, записанные моим дедушкой Георгием Ивановичем Потёминым. В частности, о церкви и жизни церковной общины рассказывали дедушкины тётки, сёстры его отца: Мария Семёновна и Елена Семёновна.

«На колокольне был большой колокол и «трезвон». На большие праздники к заутрене и всенощной звонили звонари. Но на Пасху, когда звон стоял две недели, звонили все жители по очереди. Постный звон заканчивали перед Пасхальной заутреней и ждали Сысоя – самого большого колокола Ростовской звонницы. В ночной тиши его звук долетал от Ростова тихим гулом. Ему тут же откликались макаровские звонари. «Было очень волнительно его ждать и радостно звонить», - вспоминала Мария Сёменовна Потемина.

По данным РФ ГАЯО, в конце двадцатых годов 20 века священником в этой церкви служил Воскресенский Александр Александрович, 1881 года рождения, до него – Александр Хмельницкий, регентом-псаломщиком – Богданов Владимир Александрович, 1882 года рождения (3). В 1926 году в Макаровской церковной общине было зарегистрировано 3496 человек (4).

В церкви был очень хороший хор. В музей Семибратовской средней школы в 2003 году была передана фотография на картоне начала 20 века, размером 28х22 см. На ней в правом нижнем углу имеется надпись: «На память уважаемым сотрудникам Макаровского любительского хора от заведующего хором Александра Константиновича Егорычева 1913 года 12 мая». На фото на крыльце церкви изображены 23 участника хора со священником отцом Александром Хмельницким (во втором ряду в центре). Рядом с ним – регент-псаломщик Осорин руководитель хора А.Егорычев и мой прапрадедушка Семён Михайлович Потёмин. В третьем ряду вторая справа – Мария Семёновна Потемина (родная сестра моего прадедушки), рядом с ней ее подруги Мария Барышникова и Мария Комиссарова.

Макаровский любительский хор существовал с момента освящения первой макаровской церкви в 1773 г. Это был классический четырехголосый хор.

В репертуаре хора были и светские произведения. Некоторые из них были сочинены макаровскими жителями. Необычайно красивы были песни «Тихо лодочка плывет» и «Волны». В 70-е годы 20 века они были записаны Георгием Ивановичем Потёминым (моим дедушкой) на магнитофон.

Прихожане Макаровского храма активно занимались благотворительностью. При церкви было организовано Общество в честь бракосочетания Николая II и Александры Федоровны 14 ноября 1894 г.

Старожилы села из поколения в поколение передают рассказ о посещении Макаровского храма императором Александром II 12 августа 1858 г. Он с семьей направлялся в Кострому и сделал остановку в Макарове. По этому случаю в церкви был отслужен торжественный молебен, бурмистр Алексей Иванович Сакин преподнес хлеб-соль, а затем были накрыты столы с угощением прямо под открытым небом.

Семья Сакиных была очень состоятельной, много сделала для села. Кроме ткацкого предприятия, на котором трудилось около двух тысяч крестьян-надомников из сел Ростовского и соседних уездов, они построили полотняно-белильный завод на берегу реки Устье, перенесенный впоследствии ближе к Ярославлю, в село Кормилицыно.

Большое значение имела также деятельность церкви по развитию народного образования. В 1869 году была открыта церковно-приходская школа. Учительствовала в ней Варвара Потаповна Потехина. Закон Божий преподавал священник отец Александр Хмельницкий. В нашей семье до сих пор хранятся наградные Евангелия с дарственной надписью, которые вручались лучшим ученикам.

После Октябрьской революции 1917 года большевистские власти начали гонения на церковь: арестовывали священников, закрывали храмы, изымали ценности. Так, в 1922 году в пользу голодающих из Макаровской церкви было изъято серебра 17 фунтов 81 золотник, бриллиантов 1\4 карата, алмазов 1\4 карата, 79 камней розочек (5).

В 1936 году церковь в селе Макарово постигла судьба многих других православных храмов: она была закрыта и снесена.

По воспоминаниям старожилов, руководил разрушением храма комсомолец Федор Еличев. В результате, по договору райфинотдела с ремстройуправлением, было получено стройматериалов (кирпич, щебень, кровельное железо, решетки, камень и т.д.) на сумму 10 тысяч рублей. (6)

Иконы и покровы верующие разнесли и спрятали по домам, некоторые до сих пор их хранят. Так у нас дома сохранился покров с аналоя с изображением Святого Евангелиста Луки.

Примечательно то, что вместе с гибелью церкви постепенно начало умирать и село. Храм был духовным, образовательным, культурным и хозяйственным центром. К тому же почти все семьи так или иначе были связаны с общиной и церковью (помогали в строительстве и ремонте, пели в хоре, работали на общинных полях, принимали участие в организации праздников, крестных ходов, паломничкских поездок, приёмах гостей и т.д.).

После того, как в Семибратове началось строительство завода, макаровцы потянулись туда. Старожилы говорят, что кирпич разобранного храма пошел на возведение одного из заводских корпусов. Люди стали получать жилье в поселке, уезжать из Макарова.

Сначала закрыли больницу, в 1992 году закрыли школу, учащиеся и педколлектив переехали в Вахрушево. Потом прекратил существование детский сад. Сейчас в селе живут, в основном, старики, переселенцы и дачники. Закрыты почта, аптека, универмаг, зато есть три придорожных кафе и два магазина автозапчастей. Таковы приметы времени…

Нет в селе церкви – нет и духовного центра. Единственное, что осталось от некогда прекрасного здания – это старая фотография и памятник на одной из могил на местном кладбище, сделанный в виде храма.

Моя работа – попытка вернуть людям память, память о прошлом, забыв которое, мы многого лишимся в будущем. В своей работе я попыталась собрать разрозненные сведения об исчезнувшем памятнике истории и архитектуры – церкви в селе Макарово, показать ее роль в жизни прихожан, связь судьбы храма с судьбой села. Я надеюсь, что времена разрушения святынь прошли, что люди будут бережнее относиться к тому наследию, которое им оставили предшествующие поколения.

В будущем мы планируем продолжить эту работу, оформить в школьном музее стенд, посвященный истории села Макарово и его церкви, разыскать и привести в порядок старинные памятники на сельском кладбище. Я верю, что с возрождения памяти о храме начнется возрождение села Макарово.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: