Вопросы к зачету по дисциплине
«Основы современного естествознания»
Для студентов специальностей «Управление информационными ресурсами»,
«Менеджмент»
ст. преподавателя Деликатной И.О.
1. Естественнонаучное знание в системе общечеловеческой культуры. Представления о глобальном единстве материального мира.
2. Особенности научного познания и его отличия от других форм познания мира.
3. Идеалы и нормы научного познания. Специфические черты науки и отличия науки от других отраслей культуры.
4. Революционные изменения в науке как смена научной парадигмы. Механизмы принятия новых концепций научным сообществом и условия их включения в систему сложившегося научного знания.
5. Глобальные проблемы современности как реальная цена научных инноваций. Появление новых областей науки (экоэтика, социобиология, этология, биогерменевтика, биоправо, биополитика и т.д.).
6. Проблема двух культур – естественнонаучной и гуманитарной. Гуманитарная экспертиза естественнонаучных проектов. Применение единой эволюционно-синергетической парадигмы, способной объединить оба компонента культуры.
7. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания. Идеальные образы объектов реальности. Четыре физические исследовательские программы.
8. Представления о пространстве и времени, их диапазоны. Эталоны и методы измерения расстояний и времени.
9. Недостаточность ньютоновских представлений об абсолютном времени и «плоском» пространстве. Законы И.Ньютона.
10. Принцип относительности. Инерциальные системы отчета. Предпосылки создания специальной теории относительности. Относительность понятий одновременности и расстояния для различных наблюдателей.
|
11. Электромагнитные волны как материальная реализация движения с предельной скоростью. Два взгляда на природу света. Преобразования Лоренца.
12. Макроскопические характеристики термодинамических систем. Законы сохранения, как следствия симметрии. Энергия – единая мера различных форм движения материи. Законы термодинамики.
13. Статистическая модель тепловых явлений. Обратимые и необратимые процессы. Энтропия — мера необратимости или хаоса.
14. Сильно неравновесные системы. Флуктуации. Возникновение диссипативных структур.
15. Излучение и поглощение света атомами и молекулами. Соотношение неопределенностей. Гипотеза М.Планка. Фотоны. Фотоэффект. Эффект Комптона. Опыты по дифракции электронов и фотонов.
16. Элементарные частицы. Бозоны и фермионы. Кварки и лептоны. Виртуальные частицы: квантовый вакуум. Процессы рождения и аннигиляции релятивистских частиц-полей. Виды взаимодействий фундаментальных частиц.
17. Физическая Вселенная: современная космология. Космические объекты и методы их исследования. Экспериментальное открытие реликтового (космического микроволнового, фонового) излучения.
18. Модель Большого Взрыва. Эволюция Вселенной. Образование легчайших атомов и отделение света от вещества.
19. Возникновение и эволюция звезд. Классификация звезд. Черные дыры. «Темная материя».
20. Галактика Млечный путь и ее соседи. Современное представление о Солнечной системе.
21. Современные научные представления о Земле. Литосфера, атмосфера Земли. Теория дрейфа континентов.
|
22. Система современного химического знания. Эволюция химических знаний и современная химическая картина мира.
23. Структурные уровни организации материи, изучаемые в химии. Химические реакции, валентность, молекулярные формулы, химические уравнения.
24. Периодический закон и его значение для современной науки. Современные представления о химическом соединении.
25. Эволюционная концепция в химии. Взаимосвязь химических и биологических процессов. Органогены. Саморазвитие элементарных открытых систем.
26. Сложные системы в химии. Неравновесные системы. Разветвленные цепные и колебательные реакции.
27. Масштабы химического производства. Перспективные химические процессы и материалы.
28. Роль химии в современном обществе. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации.
29. Особенности современного биологического знания и его эволюция. Предмет биологии и ее взаимоотношение с другими отраслями естествознания.
30. Биология, кибернетика, синергетика: особенности взаимодействия.
31. Эволюционные и революционные стадии развития биологического знания. Метатеоретические основания биологического познания.
32. Этические параметры современной биологии. Генетика.
33. Биоэтика как новое междисциплинарное направление о нравственных пределах познания живого.
34. Современные концепции происхождения и сущности жизни. Концептуальные подходы к исследованию феномена жизни, ее происхождения и возможных путей эволюции. Сущность и определение жизни.
35. Принципы внешней и внутренней организации живой системы. Сложности в определении жизни, отличия живых систем от неживых.
|
36. Сущность концепции структурных уровней организации живой материи. Живой организм как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система.
37. Появление жизни на Земле. Условность «границ» биоса: вирусы (вирионы), преоны, нанобактерии.
38. Основные концепции происхождения жизни.
39. Человек как единство биологического, социального и духовного. Проблема генезиса человека.
40. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии. Современная наука о факторах, закономерностях и этапах антропосоциогенеза.
41. Эволюция биосферы и пределы ее устойчивости. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм.
42. Социальный аспект биологического познания. Человек и биосфера: проблемы коэволюции и неоднозначность футурологических «сценариев будущего».
43. Социальное измерение современного естествознания. Научное знание: аберрация общественного сознания. Популяризация науки и научное просвещение.
44. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности.
45. Естествознание и технологии. Поиск общих механизмов развития природного и социального мира.