Вопрос 12. Фонетика. Звук и фонема. Взаимодействие звуков и речи




Вопрос 10. Система и структура языка. Уровни языка. Синтагматические и парадигматические отношения между единицами языка.

Система и структура языка

В языкознании принят системно-структурный подход к изучению языка и его явлений. Под структурой понимается наличие в объекте дискретных, то есть отдельных четко выделяемых элементов, составляющих строение этого объекта. Система обозначает связи и отношения, которыми связаны эти компоненты между собой. Под системой понимается язык в целом, так как он характеризуется упорядоченной совокупностью своих единиц, в то время как структура – это строение системы. Другими словами, системность – это свойство языка, а структурность – это свойство системы языка. Таким образом, язык это системно-структурное образование. В самом деле, он состоит из элементов (единиц), которые однозначно выделяются как относительно самостоятельные единицы, обладающие своими собственными свойствами и функциями.

Уровни языка

Уровни языка-ярусы общей языковой системы.

Виды языковых уровней:

· Фонемный уровень изучают следующие дисциплины:

- фонетика (звуки речи во всем их многообразии, описание их артикуляционных и акустических характеристик и правил употребления в языке

- фонология (звуковой строй языка с функциональной и системной точек зрения)

- морфонология (фонема как часть морфемы)

· Лексический уровень представлен следующими науками:

- лексикология (раздел языкознания, который изучает словарный состав языка и слово как основную его единицу, структура лексического состава языка, способы его пополнения и развития, характер отношений внутри разных групп лексики и между ними

- семасиология (исследует лексическую семантику, соотнесенность слова с обозначаемым предметом действительности и выражаемым им понятием

- ономасиология (вопросы, связанные с техникой называния в языке, с членением мира в ходе познания его человеком)

· Морфологический уровень

- морфология (изучает структуру слова, его морфемный состав и формы словоизменения)

- словообразование (строение слова, средства и способы образования новых слов)

· Синтаксический уровень изучается синтаксисом. Это раздел языкознания,описывающий механизмы языка, которые способствуют формированию речи

-способы соединения слов и словоформ в словосочетании и предложении

-типы синтаксических связей слов и предложений

Синтагматические и парадигматические отношения между единицами языка.

Синтагматические отношения между элементами языка - это отношения единиц в линейной последовательности. Иначе эти отношения называют комбинаторные. Связи между единицами называют горизонтальными.

Парадигматические – группировки единиц в классы на основании общности или сходства их некоторых существенных свойств. То есть парадигматические отношения никогда не характеризуются отношением реального взаимодействия. Это отношения вертикального характера

 

Вопрос 11. Фонетика. Единицы фонетического уровня. Классификация звуков

Фонетика

- раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка (звуковые единицы; их акустические и артикуляционные свойства; законы, по которым они образуются; правила функционирования

Единицы фонетического уровня


Единицы фонетического уровня – фонема, ударение, интонация

1) выполняют смыслоразличительную функцию;

2) выполняют строительную функцию – служат строительным материалом для единиц других уровней языка.

Но основной единицей фонетического уровня является звук(акустическое явление, которое используется в качестве строительного материала для человеческого языка).

Классификация звуков

Существует международная классификация фонем

Все фонемы делятся

*по отсутствию или наличию преграды в языковой полости на гласные и согласные

*гласные по количеству составляющих элементов делятся на монофтонги и дифтонги

*гласные по месту образования их образования в ротовой полости и по степени подъема делятся на гласные переднего,заднего,среднего ряда

*согласные по участию голоса подразделяются на звонкие и глухие

* согласные по активному органу речи делятся на губные, губно0зубные, переднеязычные, средне/заднеязычные

Таким образом,каждый звук получает свое место в классификационной таблице в соответствии со способом его произнесения и вытекающими отсюда качественными характеристиками.

Вопрос 12. Фонетика. Звук и фонема. Взаимодействие звуков и речи

Фоне́тика — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Предмет фонтики. К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческихдисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов ипредложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику ифонологию.

Звук и фонема

Лингвистическая сущность звука прежде всего рассматривается в лингвистике, которая заключается в способности звука различать слова. По сути, в лингвистике рассматривается не звук, а тип, модель звука, которая называется фонемой.

Фонема – наименьшая звуковая единица фонетического уровня.

Звук речи – речевая единица языка, в которой реализуется фонема.
Фонема в речи представлена конкретным звуком речи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: