Примеры народно- балетов русских и советских композиторов.




Тема урока. Народно-сценический танец из балетов русских и советских композиторов.

История появления, основные термины, примеры балетов.

Народно-сценический танец как особый жанр.

С древних времен танец отражает потребность человека передавать свои переживания посредством движений, пластики своего тела и мимики.

Столетиями движения подвергались художественной обработке. Каждое поколение привносило новое, совершенствуя либо наотрез отвергая достижения предшественников. Танец постепенно приобрел самостоятельное значение. У каждого народа сложились свои характерные танцевальные традиции.

Обратимся к понятию «танец» - (taniec от нем. Tanz) - ряд пластических и ритмических движений определенного темпа и вида, исполняемых под определенную музыку (в определен-ном темпе и ритме в такт музыке);

Сценический танец - один из основных видов танца, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене.

Подразделяют сценический танец на два основных вида: танец в балете и эстрадный танец.

Балет (фр. ballet, итал. balletto, позднелат. ballo – танцую) – вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах; высшая форма хореографии, где танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления.

Эстрадный танец как вид сценического танца, поставленного балетмейстером в форме небольшой хореографической сценки с четкой драматургической основой и средствами хореографической выразительности, предназначенной для эстрадного исполнения в концерте.

2.Благодаря чему и кому возник народно-сценический, или, как говорили раньше, характерный танец, и когда это произошло?

— Возник он в XIX веке благодаря фактически трем танцовщикам. Первым из них был Глушков, который в общем и начал делать для русского театра русские танцы. После Глушкова в период работы в России Мариуса Петипа приехали поляк Кшесинский со своей семьей и венгр Бекефи.

Русский танец в театре стал другим. Народные номера создавались композиторами и балетмейстерами, специально для театральных балетных постановок. Эти танцы есть в России во всех театрах. Примеры: «Неаполитанский танец» в «Лебедином озере», «Сегидилья» в «Дон-Кихоте», «Мазурка» в «Иване Сусанине», «Тарантелла» в «Ромео и Джульетте».

Почему сценический, а не характерный? Почему со временем сменилось название?

—Слово – «сценический» – педагоги московской школы – Симачев, Кузнецов, Мешковский – боролись именно за это название. Ведь характерным может быть любой танец, несущий в себе характер, а «народно-сценический» передает всю оригинальность и широту понимания этого особого вида искусства со своей логикой соединения народных движений и сценической манеры.

— Так же, как существует классический экзерсис, есть экзерсис и народно-сценический, со своими продуманными движениями у станка и на середине зала. Кто его придумал?

— Характерный экзерсис придумал еще до революции 1917-го года петербургский танцовщик и педагог Ширяев.

Но официальной отправной точкой принято считать 1936 год – тогда Бочаровым, Ширяевым и Лопуховым (Андреем, братом известного балетмейстера Федора Лопухова) был написан первый учебник по народно-сценическому танцу.

Виды, жанры и формы сценического танца.

Как уже упоми-налось, сценический танец подразделяется на два основных вида: та-нец в балете и эстрадный танец. Предлагаем разграничить эстрадный танец по видам танцевальной деятельности (см. рисунок): классиче-ский (дуэтно-классический, неоклассический); народный (характер-ный, народно-сценический, народный стилизованный, военная пляс-ка); историко-бытовой (исторический, бытовой, социальный, баль-ный); современный (свободный танец, джаз-танец, танец в мюзиклах, степ-танец, танец в мюзик-холле); модерн-джаз; модерн (постмодерн, contemporary); современный бальный (европейские танцы, латино-американские танцы, секвей).

Появились такие жанры, как героический, героико-патриотический, сатирический, лирико-комедийный, балет-сказка, эпическая повесть, историческая повесть, социально-романтическая повесть, хореогра-фическая поэма, танцсимфония и др.

Примеры народно- балетов русских и советских композиторов.

Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», И. Стравинский «Свадебка», В. А. Оранский «Три толстяка», И. Стравинский «Весна священная», Б. Асафьев «Пламя Парижа», С. С. Прокофьев «Ромео и Джульетта», П. И. Чайковский «Щелкунчик», Ф. Отказов и Г. Фиртич «Клоп», А. И. Хачатурян «Спартак», И. Бельский «Берег надежды», Д. Д. Шостакович «Ленин-градская симфония», «Овод», 2. Аренский Антон (Антоний) Степанович - "Египетские ночи", Глазунов А. К. - «Раймонда», Римский-Корсаков Н. А. балетная сюита "Шехерезада","Золотой петушок", Стравинский И. Ф. "Жар-птица", Щедрин Р. К. - "Конёк-Горбунок", "Кармен-сюита", Эшпай А. Я.ч - "Ангара"и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: