Анализ программы по образовательной области «Речевое развитие»




  2-3 3-4 4-5 5-6 6-7
Развитие речи Развивающая речевая среда Способствовать развитию речи. Давать детям поручения (Посмотри, кто пришел, и расскажи мне). Предлагать самостоятельно рассматривать картинки, книжки, игрушки. Помогать общаться со сверстниками и взрослыми. Подсказывать детям образцы обращения. Предоставлять для самостоятельного рассматривания картинки, книги, предметы и т.д. Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя. В уголок «интересных вещей» вносить наборы картинок, фотографии, открытки, иллюстрированные книги. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, помогать логично выстраивать рассуждение. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления об окружающем мире. Предлагать рассматривать изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек), иллюстрированные книги, открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин. Поощрять попытки делиться впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, побуждать к использованию в речи фольклора. Показать значение родного языка в формировании основ нравственности. Совершенствовать речь как средство общения. Уточнять высказывания, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Приучать к самостоятельности суждений. Продолжать совершенствовать все стороны речи. Учить пользоваться краткой и распространенной формой ответа. Помогать осваивать формы речевого этикета.
Формирование словаря Учить по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру, имитировать действия людей и животных. Обогащать словарь детей: -существительными (названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей), -глаголами (обозначающими трудовые действия, действия, противоположные по значению, действия, характеризующие взаимоотношения людей, эмоциональные состояния), -прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов, -наречиями. Способствовать употреблению усвоенных слов. К концу года словарный запас 1000-1200 слов. Продолжать расширять и активизировать словарь детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение. Обращать внимание на некоторые сходные по назначению предметы. Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.д.). Учить называть части суток (утро, день, вечер, ночь), называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Пополнять и активизировать словарь. Расширять представления предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте. Активизировать употребление в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, видимых и скрытых свойств материалов (бьется, мнется, ломается, крошится). Учить использовать прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь сущ., обозначающие профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия, движение. Продолжать учить определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать употреблять слова-антонимы. Учить употреблять обобщающие слова. Обогащать речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением. Помогать употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря. Побуждать интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).  
Звуковая культура речи Упражнять в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих, и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания и слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса. Продолжать учить внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б, т-д, к-г, ф-в, т-с, з-ц). Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание. Уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова, короткие фразы. Говорить спокойно с естественными интонациями. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р,л) звуков. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, з-ж, л-р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи. Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи Учить согласовывать сущ. и местоимения с глаголами. Употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам. Использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз. Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Употреблять сущ. с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена сущ. в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Форму множественного числа сущ. в родит. падеже (ленточек, матрешек). Относится к словотворчеству как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать правильную форму слова. Учить получать распространенные предложения. Поощрять словотворчество. Тактично подсказывать общепринятый образец слова. Продолжать согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму множественного числа сущ., обозначающих детенышей животных, употреблять эти сущ. в именит.и винит. падежах (лисята - лисят), правильно употреблять форму множ. числа родит. падежа сущ. (вилок, яблок, туфель). Учить правильно употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (ляг, лежи, беги), несклоняемые сущ.(пальто, пианино, кофе, какао). Побуждать активно употреблять простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок - медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал – выбежал - перебежал). Помогать правильно употреблять существительные множ.числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что если, если бы и т.д.).
Связная речь Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы, отвечать на вопросы. Приобщать к рассматриванию рисунков в книгах, называть знакомые предметы, показывать по просьбе взрослого, приучать задавать вопросы. Пересказывать детям содержание картинок. Предлагать воспроизвести действия персонажа. Поощрять попытки детей рассказывать по картинке, об игрушке, о событии из личного опыта. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать в разговор во время рассматривания картинок, предметов, наблюдения за живыми объектами. Обучать умению вести диалог с педагогом и сверстниками. Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Учить интересно рассказывать, делиться своими впечатлениями. Побуждать участвовать в драматизации сказок. Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картинку, упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком. Упражнять в умении пересказывать отрывки из сказок. Обсуждать информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы, сказки. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
  Подготовка к обучению грамоте ------- ------ ------- ------- Дать представление о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (наша Маша, малина, береза) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Художественная литература Читать детям произведения. Приучать слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей театра. Учить слушать без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы. Поощрять попытки прочесть стихотворение. Помогать драматизировать отрывки знакомых сказок. Обращать внимание на ребенка, рассматривающего книжки самостоятельно. Развивать интерес к книгам, формировать потребность в чтении: рассматривать картинки, выразительно рассказывать, заслушивать детей, читать. Воспитывать умение слушать, следить за развитием действия, сопереживать. Обсуждать поступки героев. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать сказки. Учить читать наизусть потешки и небольшие стихи. Продолжать приучать внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать небольшие считалки. Помогать правильно воспринимать содержание и сопереживать героям. Зачитывать понравившийся ребенку отрывок. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать иллюстрированные книги. Познакомить с книжками, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Рачевым, Е.Чарушиным. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихи., запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать понять скрытые мотивы поведения героев. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Воспитывать чуткость к художественному слову. Помогать выразительно с интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей. Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: