Для начала производственного процесса ООО "Ростов-Хлеб" потребуются материальные средства в размере 3000000 рублей.
Рентабельность продаж в первый год составит = Чистая прибыль / Объём реализованной продукции = 201364976,59/327100000*100% = 61,56%
Рентабельность продаж в остальные года составит = Чистая прибыль / Объём реализованной продукции = 21989824,88 /367200000*100% = 76,32%
Анализ приведённых ниже таблиц показывает, что:
Предприятие окупит себя в первый месяц работы.
Чистая прибыль за первый год работы составит-201364976,59руб.
Чистая прибыль в остальные года - 21989824,88руб.
Таблица 1. Прогноз планируемой выручки.
Показатель | Месяцы | |||||||||||
Объем продаж: | ||||||||||||
~ Хлеб 1-го сорта | ||||||||||||
~ Хлеб высшего сорта | ||||||||||||
~ Хлеб подовый | ||||||||||||
~ Батон особый | ||||||||||||
~ Батон нарезной | ||||||||||||
~ Булочка с маком | ||||||||||||
~ Булочка с корицей | ||||||||||||
~ Плетёнка | ||||||||||||
~ Ромашка | ||||||||||||
~ Булочка бутербродная | ||||||||||||
Цена товара, руб. | ||||||||||||
~ Хлеб 1-го сорта | ||||||||||||
~ Хлеб высшего сорта | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 |
~ Хлеб подовый | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 |
~ Батон особый | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 |
~ Батон нарезной | ||||||||||||
~ Булочка с маком | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
~ Булочка с корицей | ||||||||||||
~ Плетёнка | ||||||||||||
~ Ромашка | ||||||||||||
~ Булочка бутербродная | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Выручка | ≈ 13000000 | ≈ | ≈ | ≈ | ≈ | ≈ | ≈ | ≈ | ≈ | ≈ | ≈ | ≈ |
|
Таблица 2. План доходов и расходов.
Доходы и расходы | Месяцы | ||||||||||||
1. Выручка | |||||||||||||
2. Затраты | |||||||||||||
~ Расходы на сырьё | |||||||||||||
~ Заработная плата | |||||||||||||
~ЕСН | |||||||||||||
~ Оборудование | |||||||||||||
~ Амортизация | |||||||||||||
~ Плата за телефон | |||||||||||||
~ Расходы на электроэнергию | |||||||||||||
~ Расходы на воду | |||||||||||||
~ Непредвиден. расходы | |||||||||||||
~ Прочие расходы | |||||||||||||
~ Единовременные выплаты | |||||||||||||
3. Прибыль | |||||||||||||
4. Налог на прибыль | 2543524,8 | 4175524,8 | 6767524,8 | 6767524,8 | 6767524,8 | 6767524,8 | 6767524,8 | 6767524,8 | 6767524,8 | 6767524,8 | 6767524,8 | 6767524,8 | |
5.Ц.С. | |||||||||||||
6. Налог на имущество | |||||||||||||
7. НДС | 805449,52 | 1321693,42 | 2142493,42 | 2142493,42 | 2142493,42 | 2142493,42 | 2142493,42 | 2142493,42 | 2142493,42 | 2142493,42 | 2142493,42 | 2142493,42 | |
8. Чистая прибыль | -2621270 | 7243484,68 | 11895240,78 | 19282440,78 | 19282440,78 | 19282440,78 | 19282440,78 | 19282440,78 | 19282440,78 | 19282440,78 | 19282440,78 | 19282440,78 | 19282440,78 |
Таблица 3. План движения денежных средств.
|
Поступления и расходы. | Месяцы | ||||||||||||
1. Начальный кассовый баланс | 7260040,45 | 19155281,23 | 37473599,97 | 55791918,71 | 74110237,45 | 92428556, 19 | 110746874,93 | 129065193,67 | 147383512,41 | 165701831,15 | 184020149,89 | ||
2. Кассовый приход | |||||||||||||
3. Общая располагаемая наличность (1+2) | 27060040,45 | 49755281,23 | 68073599,97 | 86391918,71 | 104710237,45 | 123028556, 19 | 141346874,93 | 159665193,67 | 177983512,41 | 196301831,15 | 214620149,89 | ||
4. Расход наличных средств: | 6118689,55 | 7904759,22 | 12281681,26 | 12281681,26 | 12281681,26 | 12281681,26 | 12281681,26 | 12281681,26 | 12281681,26 | 12281681,26 | 12281681,26 | 12281681,26 | |
~ Расходы на сырьё | |||||||||||||
~ Заработная плата | |||||||||||||
~ЕСН | |||||||||||||
~ Оборудование | |||||||||||||
~ Амортизация | |||||||||||||
~ Плата за телефон | |||||||||||||
~ Расходы на электроэнергию | |||||||||||||
~ Расходы на воду | |||||||||||||
~Непредвиден. расходы | |||||||||||||
~Прочие расходы | |||||||||||||
~ Единовременные выплаты | |||||||||||||
~ Налоги | 3716709,55 | 5502779,22 | 9879701,26 | 9879701,26 | 9879701,26 | 9879701,26 | 9879701,26 | 9879701,26 | 9879701,26 | 9879701,26 | 9879701,26 | 9879701,26 | |
5. Баланс наличности в конце месяца | 7260040,45 | 19155281,23 | 37473599,97 | 55791918,71 | 74110237,45 | 92428556, 19 | 110746874,93 | 129065193,67 | 147383512,41 | 165701831,15 | 184020149,89 | 202338468,63 |
|
3. Проблемы реформирования финансового планирования в России и пути их решения
Наряду с осознанной необходимостью широкого применения совершенного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях. Основные из них:
высокая степень неопределённости на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);
незначительная доля предприятий, располагающая финансовыми возможностями для осуществления серьёзных финансовых разработок;
отсутствие нормативно - правовой базы отечественного бизнеса.
Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.
На небольших предприятиях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Малые фирмы чаще нуждаются в привлечении заёмных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время, как внешняя среда у таких предприятий менее поддаётся контролю и более агрессивна. И как следствие - будущее небольшого предприятия более неопределённо и непредсказуемо.
Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования:
1. Вновь созданные частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала привел к увеличению и осложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству. Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, - недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес - это умение "крутиться", правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных фирм начали создавать подразделения планирования, или, по крайней мере, ввели должность финансиста-плановика.
2. Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованной экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть собственные цели развития.
Поэтому, как организациям первого типа, так и государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.
Вообще в российском планировании всегда присутствовал элемент неоправданного обобщения частного опыта. Присутствует он и сейчас: единые принципы и форматы планирования, включая критерии эффективности, методы контроля, использовались практически без изменений во всех регионах, отраслях, для всех предприятий холдингов и групп, почти без учета особенностей организационных структур, систем управления, систем распределения, делегирования полномочий, взаимосвязей между текущими и стратегическими задачами, региональными и отраслевыми особенностями предприятий. Другая характерная особенность - неумение выделять приоритеты.
Анализ причин недостаточной эффективности функционирования целого ряда предприятий позволил выявить основные проблемы и сформулировать следующие принципы постановки системы планирования:
процесс изменения системы планирования должен успевать за процессами слияния, поглощения, соответствующими изменениями в структурах, системах управления предприятий и холдингов;
планирование (корректировка и уточнение) должно осуществляться "сверху вниз" по принципу "дерева целей" то есть системно, тогда планы будут комплексными и самодостаточными;
должно осуществляться сценарное планирование с учетом изменений внешней среды, внешних и внутренних рисков;
нужно планировать защитные действия и контрдействия для компенсации реальных угроз конкурентов, их лоббистских действий и т.д.;
следует оптимизировать планы и производственные программы с учетом стратегических интересов собственника, по экономическим и инвестиционным критериям;
система планирования должна быть привязана к имеющейся на предприятии системе центров ответственности, полномочий, системе контроллинга, иначе реализация даже самых лучших планов будет неэффективной;
обязательное требование - система планирования должна включать в себя систему мотивации для топ-менеджеров, "ключевых" руководителей и специалистов.
Реализация этих принципов построения системы планирования позволяет (разумеется, в комплексе с другими компонентами менеджмента) выстроить и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.
По мнению Евгения Емельянова, ведущего специалиста консультационной фирмы в области финансов, процесс планирования должен идти "сверху вниз".
При этом "сверху" - это не от главного управляющего, а от учредителей, владельцев, инвесторов, тех людей, кому принадлежит данный бизнес. Если это правило не соблюдается, то планирование превращается в абсолютно бессмысленную акцию.
Есть две основные линии, по которым надо все правильно построить: стратегическое планирование и, соответственно, стратегическое управление бизнесом и оперативное (тактическое) планирование.
Если говорить о стратегическом планировании, то это прежде всего поиск тех точек, направлений и способов ведения бизнеса, которые дадут максимальный результат в определенной временной перспективе. Она может быть краткосрочной (до одного года), среднесрочной (до трех лет) или долгосрочной.
Но самое главное в стратегическом планировании - ответить на вопрос: "Куда бить будем, ребята?" И когда стратегические приоритеты и цели созданы, начинается построение плана: "Что мы должны сделать, чтобы этого достичь?"
Теперь об оперативном управлении. Подразумевается, что каждый день, неделю, месяц в любом бизнесе что-то происходит или должно происходить. Поэтому планерки, совещания и иные мероприятия помогают оперативно управлять процессом.
Основная трудность при планировании - внедрение. План написать не так сложно, но как сделать чтобы он заработал?
Планы, конечно, должны быть "работоспособными", и необходимо, чтобы в них присутствовали реальные желания высших руководителей компании. Часто планы, составленные другими людьми, не работают как раз по причине своей чужеродности.
Также план должен быть реалистичен с точки зрения рынка. То есть нужен маркетинговый анализ: есть ли рынок, есть ли определенное число потребителей, готовы ли они заплатить деньги? Часто компании этого не учитывают. В стратегическом планировании как части стратегического управления ключевым моментом, конечно, является рынок, и главное - попасть в точку, не просчитаться.
Следующий аспект планирования - возможности организации. Необходимо просчитать, достаточно ли ресурсов под хороший рынок.
И еще очень тонкий момент, возникающий при внедрении. Планы должны быть усвоены менеджерами, они должны захотеть это сделать. Проблемная область - это именно стратегическое планирование. Тактическое планирование пытаются так или иначе реализовывать: строить текущие планы, графики, планировать встречи и так далее. Хотя зачастую графики строят, а ответственных забывают назначить.
Но это уже вопрос научения, а со стратегическим планированием все намного сложнее. На "стратегический" уровень выходят только сильные, крупные компании. Перед ними встает задача выхода на новый уровень бизнеса, и появляется потребность в планировании совсем другого рода.
Чтобы такую потребность удовлетворить, надо иметь серьезную информацию о том, как развивается подобный бизнес в других странах, как может развиваться такой бизнес в России с учетом политических и экономических условий через пять лет, - то есть информацию, которую нужно специально собирать.
Самая распространенная проблема - это реструктуризация. То есть компания "выросла", необходимы комплексные организационные изменения. А за этим уже идет системная работа по стратегии, маркетингу, формированию персонала, корпоративной культуре.
Но потребность в серьезном планировании ограничивается только этими организациями. Хорошие планы сейчас встречаются в одной компании из десяти, а полное их отсутствие - в четырех из десяти.
Но, с другой стороны, большая часть компаний их уже делает. Если сравнивать с концом 90-х годов, то прогресс очень значительный.
И развитие будет происходить в положительном направлении, тем более что степень неопределенности ситуации в стране, регионе, будет уменьшаться. Появляется также цивилизованная маркетинговая информация.
Заключение
В заключении можно сделать некоторые выводы. Финансовое планирование необходимо для любого предприятия: крупного - так как ему трудно перестраиваться, нужно рассчитывать стратегию на годы; малого - так как оно менее защищено от внешних факторов: инфляции, экономических и политических колебаний.
Разработка финансовых планов является одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.
При создание любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.
Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:
делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
проясняет возникающие проблемы;
стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
улучшает координацию действий в организации;
создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
способствует более рациональному распределению ресурсов;
улучшает контроль в организации.
Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.
В данной ситуации огромное значение имеет опыт работы в области финансового планирования. Собирая данные к работе, я заметил, что информация на тему финансового планирования разрознена, часто не последовательна.
Переход к рыночной экономике отнюдь не отменяет необходимость прогнозирования и планирования в экономике, а выводит задачи экономического планирования и прогнозирования на более высокий уровень, требуя большей ответственности при проведении мероприятий по планированию и прогнозированию на предприятии, так как от этого зависит, в самом прямом смысле, выживаемость этого предприятия в жестких рамках реального рыночного хозяйства. Процессы формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов стали исключительной прерогативой самих предприятий. Новая методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений.
Так как западный опыт зачастую не приемлем в России из-за кризисной ситуации и специфики российского народа, а также отсутствии четкой экономической программы в данной области, следует особое внимание обращать на образование финансовых менеджеров, предоставлять, по возможности, посещение семинаров за рубежом, а также развивать предоставлять менеджерам возможности разработки качественно новых стратегий.
Финансовое планирование по-прежнему остается относительно новым видом деятельности. Однако его значение не стоит недооценивать. С его помощью предприятие не только сможет контролировать все денежные и материальные потоки, но оценивать пути выхода из возможных кризисных ситуаций.
Список использованной литературы
1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит. М.: Юриспруденция, 2007 - 448 с.
2. Валевич Р.П., Скриба Н.Н. Бизнес - планирование в торговле. Минск, 20080. - 454с.
3. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 2007.
4. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник - М., 2007 г.
5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2007.
6. Ковалева А.М., Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А. и д. Финансы и кредит. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 512 с.
7. Лембден В.А., Таргет Д. Финансы в малом бизнесе. - М.: Финансы и статистика, Аудит, 2007.
8. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб пособие - М.: ООО "ТК Велби",
9. Родионова В. М Финансы: Учебник. - М., 2006 г.
10. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 479 с.
11. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа М: ИНФРА, 2008.
12. Хорн Дж.К. Основы управления финансами - М.: “Финансы и статистика”, 2007.
13. Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит. М: Юрайт-М. 2007 - 275с.
14. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2007.
15. www.finansy.ru/ Экономика и финансы: экономическая теория, публикации, аналитика, книги, статьи.