В харьковской фирме «Радмир» совместно с ООО «Лаборатория рентгеновской медицинской техники» создан опытных образец КРМЦ «Мадис». Высокая диагностическая эффективность прибора подтверждена при испытании его в некоторых харьковских медучреждениях. В КРМЦ «Мадис» достигнуто существенное снижение лучевой нагрузки на пациента в 4-10 раз по сравнению с «плёночными» маммографами ведущих фирм мира. Это существенно уменьшает вероятность индуцированных онкологических заболеваний, что особенно важно для обследования пациентов при сложившемся на Украине радиационном фоне. Все принципиально новые научно-технические решения, используемые при реализации инновационного проекта запатентованы.
КРМЦ «Мадис» представляет собой кардинально новое диагностическое средство, работающее на принципе формирования теневого рентгеновского изображения ф цифровом виде для визуализации на мониторе компьютера или принтере и архивировании в ПЗУ ПЭВМ. Прибор выполнен с использованием источника рентгеновского излучения и штатива уже вошедшего в эксплуатацию маммографа «Электроника». Основные технические характеристики КРМЦ «Мадис» представлены в таблице 1.
Таблица 2.1. – Технические характеристики КРМЦ «Мадис»
Характеристики | Показатели |
Размеры рабочего поля, мм | 230Х205 |
Предел пространственного разрешения, пар лин. /мм | 2,4 – 4 |
Напряжение рентгеновской трубки, кВ | 32 – 40 |
Ток рентгеновской трубки, мкА | не более 200 |
Время экспозиции, с | 0,1 – 0,6 |
Поверхностная экспозиционная доза, мР | 5 – 50 |
Пороговый контраст,% | не более 2 |
Число градаций яркости на экране монитора | |
Система архивации на лазерных дисках | встроенная |
Масса комплекта, кг | |
Потребляемая мощность, Вт |
|
Принципиально новой является часть разработанного прибора: его отличительной особенностью является предельно низкая интенсивность источника рентгеновского излучения, возможная при малом расстоянии «источник–объект».
Технологический процесс изготовления включает:
Входной контроль готовых деталей и узлов;
Тестирование функциональных узлов на стендах;
Монтаж и сборка
Регулировка;
Приёмно-сдаточные испытания;
Упаковка;
Установочные и пуско-наладочные работы у заказчика.
Детали и узлы изготавливаются в ДП «Радмир», по кооперации на производстве АО НИИРИ и других предприятиях.
Для производства КРМЦ «Мадис» необходимо иметь:
Электро-радиоизмерительные приборы;
Дозиметрические аппараты;
Специальное программное обеспечение и интерфейсные карты;
Вычислительная техника;
Биомедицинские фантомы;
Оборудование для изготовления многослойных печатных плат и монтажа электро-радиоэлементов на поверхность.
Таблица 2.2. – Планируемые показатели производства
Показатель | Значение показателя |
Объём производства КРМЦ «Мадис», шт. | |
Срок планирования, лет | |
Производство КРМЦ «Мадис» в год, шт. | |
Производство КРМЦ «Мадис» в месяц, шт. | |
Объём партии КРМЦ «Мадис», шт. |
Калькуляция себестоимости и расчёт цены планируемой для внедрения инновации приведен в таблице 2.3.
Таблица 2.3. – Себестоимость и цена КРМЦ «Мадис»
Статья | Стоимость, USD |
Сырьё, материалы, комплектующие | 17895,00 |
Фонд заработной платы | 1099,00 |
Начисления на ФЗП, 37,5% | 412,13 |
Общепроизводственные расходы | 1100,00 |
Работы сторонних организаций | 8500,00 |
Расходы на продвижение товара | 1600,00 |
Разные расходы | 1500,00 |
Итого себестоимость | 32106,13 |
Прибыль, 25% от себестоимости | 8026,53 |
Итого стоимость | 40132,66 |
|
Реализация инновационного проекта производства КРМЦ «Мадис» идёт в рамках организационной структуры фирмы «Радмир» (см. Приложение А), осуществляющей проведение научно-исследовательской работы, изготовление, маркетинг, сбыт и техническое обслуживание медицинской аппаратуры.
Организационно-техническим руководство, которое определяет порядок работы персонала фирмы в данной области и распределение средств, необходимых для их выполнения является план-график выполнения работ. Этот документ разработан с учётом рекомендаций квалифицированного персонала и утверждён директором фирмы. Ход реализации задач по проекту будет контролироваться на производственных совещаниях под председательством директора ДП «Радмир» при присутствии руководителей всех подключённых к работе подразделений. Месторасположением всего необходимого количества трудовых ресурсов является город Харьков, в основном, это персонал фирмы.
Замечания и предложения по улучшению работы изделия, полученные в ходе его изготовления, а так же в результате эксплуатации, будут обстоятельно проанализированы и учтены при дальнейшем производстве.
Планирование маркетинговых характеристик проекта
Положение, сложившееся в Украине с онкологическими заболеваниями в целом и раком молочной железы в частности, опасно для демографической ситуации. Ввиду этого даже небольшой успех в лечении заболевания может привести к спасению большого количества жизней ежегодно. В связи с этим, совершенствование методов ранней и уточняющей диагностики, которая является залогом успешного лечения, а так же создание медико-технической базы для этого – одна из основных задач клинической онкологии.
|
Следует отметить, что основными маркетинговыми целями фирмы «Радмир» относительно прибора КРМЦ «Мадис» являются: успешное внедрение товара на рынках Украины, стран СНГ и дальнего зарубежья и разработка клиентурной базы, а так же максимизация использования конкурентных возможностей продукта в сложившейся ситуации.
Приборы, позволяющими решать указанную задачу в этом случае:
Маммограф;
Ультразвуковой томограф;
Рентгеновский и ЯМР-томографы.
Каждый из перечисленных приборов имеет множество ограничений и недостатков, а цена их преобретения колеблется в пределах $150 – $400. Медицинское приборостроение, как отрасль украинской промышленности практически отсутствует, а покупка государственными медучреждениями зарубежных экземпляров нереальна из-за чрезвычайно высокой стоимости. Учитывая реально низкую стоимость, КРМЦ «Масдис» становится практически единственным выходом из сложившейся ситуации.
Основными потребителями КРМЦ «Масдис» являются учреждения Министерства Охраны Здоровья Украины, частные и ведомственные клиники. Ориентировочная потребность украинского рынка в товаре 1000 шт.
Неограничен экспорт прибора в страны СНГ и дальнего зарубежья. Согласно исследованиям минимальная ёмкость российского рынка может составить до 200 шт., по одному на онкоцентр. В США потребность идёт из расчёта 4-5 приборов на онкоцентр.
Основные конкурентные преимущества продукции над мировыми аналогами приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3. – Конкурентные преимущества КРМЦ «Мадис»
Название и изготовитель | Назначение | Технология получения изображения | Размер рабочего поля, мм | Разрешающая способность, пар. Лин. /мм, определяется типом плёнки для плёночных приборов | Контрастная чувствительность при повышенной экспозиции, дозе 1 мР 4 | Динамический диапазон, раз, определяется типом плёнки для плёночных приборов | Поверхностная экспозиционная доза на снимок, мР | Установка прибора |
Мадис, «Радмир», Украина | Скрининговые диагностичес-кие исследования | Цифровая - вывод на печать | 230Х205 | 2,5-5 | < 2% | < 40 | Настольная | |
Sophie, Planmed, Финляндия | Диагностические исследования (отдельно, по заказу комплектуется приставкой для стереоскопической биопсии) | Исключительно плёночная | 230Х230 | 5-10 | > 3% | < 20 | > 50 | Напольная |
Seminat HF, BMI, Италия | 230Х230 | 5-10 | > 3% | < 20 | > 50 | Напольная | ||
Mammoace, Toshiba, Япония | 230Х230 | 5-10 | > 2% | < 20 | > 50 | Напольная | ||
Mammo-Diagnost 3000 PHILIPS, Нидерланды | 230Х230 | 5-7 | > 2% | < 20 | > 50 | Напольная | ||
SenographeDMR, General Electric, США | 230Х230 | 5-7 | > 2% | < 20 | > 50 | Напольная |
Предполагаемая цена изделия на украинском рынке составит $ 40132,66. Это более чем на треть дешевле чем итальянский и финский аналоги, почти в четыре раза дешевле японского и голландского аналогов и в четыре с половиной раза – американского.
Сбыт КРМЦ «Мадис» осуществляется фирмой «Радмир», при этом используется:
Сбор сведений о потребности в товаре в обл - и госадминистрациях;
Опрос медучреждений;
Рассылка рекламных проспектов;
Участие в выставках медтехники, украинских и международных;
Реклама в СМИ.
Продажа будет осуществляться без посредников с 50% предоплатой, при сроках поставки изделия 20 дней с момента заказа.
Послепродажное обслуживание проводится в следующих направлениях:
Подготовка пользователей в фирме «Радмир» или в Харьковской Академии последипломного обучения врачей.
Ремонт и наладка оборудования (в течение 3 дней по Харькову и области, 10 дней по Украине).
Для пользователей дальнего зарубежья подготовка инженерно-технического персонала для ремонта и установки.
Гарантийное обслуживание в течение 12 месяцев со дня установки.
В рамках рекламнойдеятельности фирмы планируется проведение следующих мероприятий:
Участие фирмы-производителя в выставках и ярмарках, как медико-технического направления, так и общих, региональных, общегосударственных и международных;
Почтовая рассылка предложений потенциальным покупателям;
Размещение рекламы в сети Интернет, а так же в специализированных средствах массовой информации;
Проведение за счёт фирмы семинаров повышения квалификации пользователей КРМЦ «Мадис» с рекламным уклоном.
Для реализации инновационного проекта, помимо собственного капитала предприятия, необходимо привлечь дополнительно финансовые средства на сумму $ 252 000. В таком случае коэффициент соотношения привлечённых и собственных средств составит приблизительно 1,3, что говорит о наличии зависимости от кредиторов. Кредитная линия на указанную сумму будет открыта на 2,5 года с возможностью ежемесячного погашения суммы заёмных средств под не более чем 28% годовых.
Сумма данного кредита предназначена для:
Закупки сырья и материалов;
Обеспечение фонда заработной платы;
Налоговых отчислений и страхового запаса;
Покрытия общепроизводственных расходов;
Оплаты работ сторонних организаций;
Расходы на продвижение товара на рынке;
Разное.
По данным маркетингового плана, составленного на предприятии, планируемая прибыль от реализации проекта в течение пяти лет ежеквартально составляет $ 34812,55. Чистая прибыль составит $ 1 263 685 за пять лет осуществления проекта.
Отрасль, в которой работает фирма «Радмир» достаточно специфична: выпуском подобной продукции в Украине практически не занимаются, равно как и не многие предприятия в стране производят медицинскую технику в целом. До распада СССР поставки рентгенографических установок производились преимущественно из России.
В нынешнее время основными конкурентами фирмы на рынке маммографических аппаратов на международном уровне являются: фирма Planmed, Финляндия, фирма BMI, Италия, фирма Toshiba, Япония, фирма PHILIPS, Нидерланды, корпорация General Electric, США (рис.2.2).
Рисунок 2.2. Доли рынка основных производителей-конкурентов.
Три последние из названных фирм являются наиболее мощными мировыми производителями промышленной, бытовой, организационной и медицинской техники. Доля мирового рынка этих крупнейших в мире производителей значительна (см. рис.2.2), хотя на украинском рынке их присутствие невелико и ограничивается, в основном, частными клиниками – из-за чрезвычайно высокой стоимости продукции при исключительно ценовой конкуренции. Это также частично касается и фирм Planmed и BMI.
выводы и рекомендации по маркетинговому плану инновационного продукта
Первоочередной и основной целью инновационного проекта фирмы «Радмир» ДП АО НИИРИ является постановка на серийное производство КРМЦ «Мадис» – рентгеновского маммографического цифрового комплекса для медучреждений.
КРМЦ «Мадис» предназначен для рентгеновской диагностики молочной железы и может быть использован в городских и районных поликлиниках, маммографических центрах, онкологических диспансерах с целью массовых исследований (скрининга) женщин с целью выявления патологий молочной железы.
Проведя системный и детальный анализ внешней инновационного проекта предприятия по производству цифрового маммографа КРМЦ «Мадис», работы фирмы «Радмир» в целом, её сильных и слабых сторон, возможностей и рыночных угроз, был избран наиболее подходящий план действий фирмы в сложившейся обстановке. Он рассматривается как относительно поставленных целей, так и в аспекте защиты от наиболее вероятных рисков. Успешный выход инновации на рынок – основная первоочередная цель фирмы на данном этапе, реализация которой может обеспечить выполнение всех поставленных задач и получение рассчитанной ранее прибыли. Для защиты от рисков всех видов в проекте предусмотрены следующие меры:
Проект производства КРМЦ «Мадис» реализуется исполнителями, зарекомендовавшими себя, как квалифицированные специалисты, обладающие необходимым опытом, которые разработали и обеспечили возможность серийного производства рентгенографической аппаратуры;
При планировании возврата средств по кредиту в течение двух лет и трёх месяцев, предусмотрена продажа количества комплектов в 2 раза меньшего, чем возможно произвести и продать, что обеспечивает запас производственных мощностей и исключает ситуацию, в которой предприятие не могло бы справиться со спросом;
Сумма займа с начислением процентов по кредиту значительно меньше объёма прибыли, получаемой фирмой «Радмир» при успешной реализации как инновационного проекта КРМЦ «Мадис», так и других проектов, уже реализуемых в данное время;
Исходя из сказанного выше риски, возникающие при реализации проекта можно считать минимальными, и они концентрируются лишь в связи с неопределённостью относительно покупательной способности медучреждений. Для осуществления целей ДП «Радмир» в существующем узкоспециализированном сегменте рынка с учётом того, что длительность осуществления проекта составляет 5 лет, а его жизненный цикл 10 лет, необходимо предусмотреть следующие действия:
Необходимо проводить дальнейшую доработку проекта с целью совершенствования всех стадий производства, самого прибора для дальнейшего снижения себестоимости и цены реализации продукции в сроки, не превышающие длительность осуществления проекта;
При таком развитии ценовой стратегии фирмы ещё в сроках возврата кредита станет возможным создание наиболее привлекательных условий для потребителей с низкой покупательной способностью, что позволит активно работать на рынках рентгенографической продукции Украины и стан СНГ;
Усовершенствование работы всех отделов фирмы, а так же производственных фондов в период получения первой прибыли и на всём протяжении проекта, создаст условия для существенного уменьшения сроков выполнения заказов, уменьшению продолжительности производственного цикла изделия и снижению сроков поставок потребителю.
Проведение эффективно разработанной рекламной кампании перед и во время осуществления проекта, включающей участие в специализированных и общих выставках, распространение рекламной продукции всеми видами связи для всех потенциальных потребителей и размещение рекламы в СМИ с целью популяризации как конкретного прибора КРМЦ «Мадис», так и ДП «Радмир» в целом.
заключение
Тема взаимосвязи между инновационной и маркетинговой деятельностью широко рассматривается в мировой экономической практике как необходимость при производстве новых товаров. Мировой опыт показывает, что наибольший успех при разработке и внедрении инноваций приходит к тем производителям, которые последовательно выполняют все этапы как маркетинговой, так и инновационной деятельности. Как правило, потери в результате сокращения некоторых этапов могут быть довольно значительными. Важным заданием инновационного маркетинга является установление диалога между различными функциональными подразделами предприятия, которые вовлекаются в инновационный процесс.
Маркетинговое планирование инновации на предприятии включает в себя широчайший спектр видов деятельности, непосредственно связанных с производством. Этот процесс включает такие разнообразные по сути, но объединённые одной целью действия, как определение направлений разработки, генерация и отбор идей, разработка и тестирование концепции товара и стратегии маркетинга, экономический анализ, создание опытных образцов, пробный маркетинг, и, наконец, коммерциализация инновации. Весь этот набор инструментов, методов и действий, представляющий собой процесс маркетингового планирования, сводится в один документ – бизнес-план осуществления инновации, в соответствии с которым впоследствии организуется инновационная деятельность предприятия.
Относительно рассмотренного предприятия можно сказать, что инновационный проект, маркетинговое планирование которого представлено в работе, представляется не только общественно полезным, но и экономически эффективным для предприятия.
Удачный выбор стратегии и оптимальное планирование инновационной деятельности предприятия позволяют существенно повысить эффективность инновационного менеджмента, сократить зону экономического риска, который сопровождает выход нововведения на рынок.