В. Реставрация и изготовление препаратов, схем, таблиц.




Перечень практических умений

Студент должен уметь:

1. Микроскопировать гистологические препараты.

2. Дифференцировать микропрепараты тканей позвоночных.

3. Дифференцировать микропрепараты систем органов.

4. Зарисовать гистологические препараты.

Стандарты ответов 1-4

Препарат №69 Лимфатический узел кошки. (Окраска: Г.+Э).

Препарат №171 Селезенка кошки. (Окраска: Г.+Э).

Препарат №143 Зобная железа щенка. (Окраска: Г.+Э).

В умении диагностировать и анализировать препараты проявляется способность студента использовать теоретические знания на практике. При работе с препаратами в качестве ориентированной основы целесообразно использовать их описание, приведенное в картах заданий и ориентировочных основ действия в теме каждого занятия. Следует помнить, что при диагностике препаратов достоверным признаком является микроструктура самого объекта и далеко не всегда его форма и размеры.

На кафедре имеются микроскопы биологической серии "Биолам"- студенческие типа Р-12.

Эти микроскопы имеют увеличение (56-1350 раз), апертура конденсора КОН-3-1,2.

Диапазон фокусировки микроскопа мм не менее: механизмом грубой фокусировки 40, механизм точной фокусировки 2. Предметный столик:

Пределы перемещения при центровке мм от 0 до 8 Пределы поворота от 0 до 360

Основные приборы, которыми пользуются студенты на занятии - световой микроскоп. В нем различают оптическую и механическую части.

1. Микроскопия гистологического препарата начинают с установки правильного освещения, вогнутой поверхностью зеркала.

2. Препарат помещают на предметный столик, покровным стеклом вверх.

3. Изучают препарат при малом увеличении, при этом расстояние между фронтальной линзой объектива малого увеличения и покровным стеклом должно быть около 1 см. Установку резкости проводят с помощью макровинта. Перемещая препарат на предметном столике, рассматривают его детали по всей площади, устанавливают в центре поля зрения участок препарата, который следует изучить при большом увеличении. Для этого с помощью револьверного устройства ставят объектив с более сильным увеличением. (х40). Установку резкости проводят с помощью микровинта.

4. Для изучения очень мелких гистологических структур используется иммерсионный объектив (90). При этом на покровное стекло наносят каплю иммерсионного масла (кедровое масло), после чего осторожно опускают

тубус до прикосновения фронтальной линзы объектива к маслу. Используя микровинт достигают четкого изображения. После окончания работы кедровое масло удаляют с объектива и покровного стекла марлей. Для изучения гистологических препаратов применяют световые микроскопы различных марок, когда в качестве источника освещения используют естественный или искусственный свет. При световой микроскопии гистологических препаратов необходимо выполнять следующее:

1. Объектив малого увеличения (х8) микроскопа довести до щелчка и с помощью зеркала, глядя в окуляр (х7 или х10), навести свет.

2. Взять гистологический препарат и положить его на столик микроскопа так, чтобы покровное стекло на препарате было обращено в сторону объектива.

3. Глядя в окуляр, работать макровинтом микроскопа до появления изображения гистологического препарата.

4. С помощью микровинта настраиваем резкость. Уже на малом увеличении необходимо понять, какая ткань или какой орган в препарате.

5. Тот участок гистологического препарата, который надо тщательно изучить, переводим на большое увеличение (объектив х20 или х40). Настраивая резкость микровинтом разобрать структуры гистологического препарата.

Правила зарисовки препаратов

1. На альбоме должна быть написана фамилия и инициалы студента, № группы, факультет

2. Первый лист альбома должен быть разграфлен по схеме, предложенной преподавателем.

3. К ведению альбома предъявляются следующие требования:

а) аккуратность;

б) каждое занятие начинать с нового листа;

в) на листе размещать не более четырех рисунков;

г) делать зарисовки препаратов только на одной стороне листа;

д) указывать все обозначения, перечисленные в методической разработке;

е) обозначения писать без сокращения и только горизонтально, подписи
карандашом не разрешаются;

4. При зарисовке препарата:

а) указать номер препарата, название, окраску;

б) обратить внимание на форму и размер различных клеток, их ядер,
волокон.

5. Запрещаются грубые приемы зарисовки препаратов (условные
изображения, штриховка)

 

Список литературы

Основная литература:

1. Данилов Р.К. Гистология человека в мультимедиа:Учебник/Р.К. Даниелов, А.А. Климов, Т.Г. Боровая. – 2-изд. – СПб: Элби-СПб, 2004. - 361с.

 

Дополнительная литература:

1. Атлас по гистологии: Учебное пособие/Ред. А.С. Пуликов, Т.Г. Брюховец; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2004. – 128с.

2. Курс возрастной гистологии:Учебное пособие/Ред. А.С. Пуликов; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: ИПЦ «Версо», 2006. – 130с.

 

Методические пособия, рекомендации:

1. Гистология: Комплексные тесты: ответы и пояснения: Учебное пособие/Ред. С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев. – Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 312с.

2. Пуликов А.С. Толковый словарь гистологических терминов/А.С. Пуликов, Л.Е. Сухова; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2004. – 37с.

3. Ситуационные задачи для студентов/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 86с.

4. Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “педиатрия”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с.

5. Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “педиатрия”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухов, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с.


Приложение №1

Вопросы для самоподготовки

 

1. Какие органы относятся к кроветворным и как они подразделяются?

2. Источник развития кроветворных органов и общий план строения.

3. Назовите функции красного костного мозга.

4. Что такое миэлоидная ткань?

5. Назовите органные структуры лимфатического узла.

6. Назовите синусы лимфатического узла и клеточные элементы, находящиеся в них.

7. Назовите органные структуры селезенки.

8. Чем представлена белая пульпа селезенки?

9. Чем представлена красная пульпа селезенки?

10.Назовите последовательно артериальные сосуды селезенки.

11.Перечислите функции тимуса (вилочковой железы)

12.Строение дольки тимуса.

13.Перечислите элементы образующие гематотимический барьер.

Эталоны ответов на вопросы для самоподготовки

1. К органам кроветворения относятся красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка, тимус (зобная железа) и лимфоидные образования ЖКТ. Эти органы подразделяются на центральные и периферические.

2. Красный костный мозг, селезенка и лимфатические узлы развиваются из мезенхимы и нейроэктодермы, тимус развивается из эпителия глоточной кишки, мезенхимы и нейроэктодермы. Все кроветворные органы имеют ретикулярную (псевдоретикулярную тимус), синусоидные капилляры и содержат малодифференцированные (стволовые) клетки.

3. Красный костный мозг является источником стволовых клеток и универсальным органом гемопоэза. Кроветворение в красном костном мозге включает эритропоэз, гранулоцитопоэз, тромбоцитопоэз, моноцитопоэз, кроме того здесь формируются В-лимфоциты.

4. Кроветворные элементы красного костного мозга и ретикулярная ткань в совокупности образуют миэлоидную ткань.

5. Лимфатические узлы имеют капсулу, трабекулы, корковое вещество, мозговое вещество, ворота лимфатического узла, сосуды и нервы.

6. Краевой синус, промежуточный синус, мозговой синус, воротный синус. В синусах расположена ретикулярная ткань, в петлях которой находятся свободные клеточные элементы: лимфоциты, плазмоциты, макрофаги.

7. Селезенка имеет соединительно-тканную капсулу, снуружи покрыта мезотелием, от капсулы в глубь селезенки отходят трабекулы, между трабекулами располагается ретикулярная ткань, которая подразделяется на белую и красную пульпу, сосуды и нервы.

8. Белая пульпа селезенки - это совокупность лимфоидных фолликулов, расположенных в ретикулярной ткани. Каждый лимфоидный фолликул имеет 4 зоны:

 

1) периартериальная зона является Т- зоной (вокруг центральных артерий);

2) центр размножения фолликула - В- зона;

3) мантийная зона;

4) маргинальная зона содержит В-и Т-лимфоциты.

9. Красная пульпа располагается между лимфидными фолликулами и
состоит из ретикулярной ткани, в петлях которой находятся эритроциты,
макрофаги, лимфоциты, плазмоциты и другие клетки крови. В состав
красной пульпы входят синусоидные капилляры.

10. Селезеночная артерия → трабекулярные артерии → пульпарные

артерии → центральные артерии → кисточковые артериолы → →синусоидные капилляры.

11. Тимус (вилочковая железа) является центральным органом лимфоцитопоэза и иммуноцитопоэза. В нем из костно- мозговых предшественников Т- лимфоцитов происходит дифференцировка Т-лимфоцитов. Затем Т- лимфоциты заселяют Т- зоны периферических лимфоидных органов кроветворения, где в ответ на воздействие антигена они размножаются и дифференцируются в Т- эффекторные клетки,

обеспечивающие реакции клеточного иммунитета и участвующие в регуляции гуморального иммунитета. Кроме этого в тимусе обнаружено более 20 биологически активных веществ.

12. Основу паренхимы тимуса составляет псевдоретикулярная ткань,
состоящая из отросчатых клеток эпителиоретикулоцитов. Железа
дольчатая покрыта соединительно- тканной капсулой. Соединительная
ткань делит железу на дольки. Долька состоит из коркового и мозгового
вещества. В корковом веществе больше лимфоцитов, они под действием
выделяемых эпителиальными клетками гормонов (тимозина,
тимопоэтина и др.) а также микрофагов превращаются в антиген
реактивные Т- лимфоциты. Другие Т- лимфоциты превращаются в
аутоиммунокомпетентные клетки, реактивные к аутоантигенам. Они
подвергаются разрушению (примерно 95 % клеток) и фагодитируются
макрофагами. Мозговое вещество дольки светлее, здесь меньше
лимфоцитов. В средней части мозгового вещества встречаются слоистые
эпитериальные тельца Гассаля. В строение тимуса можно встретить
макрофаги, денуритные клетки костно-мозгового происхождения,
нейроэндокринные клетки, а также миоидные клетки.

13. Гематотимический барьер состоит из эндотелия гемакапилляров с
непрерывной базальной мембраной, перикапиллярного пространства с
межклеточным веществом и микрофагами, а также из
эпителиоретикулоцитов с их базальной мембраной.

 


Приложение №2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: