К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №21




ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

ФФМО (педиатрия)

Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №21

 

 

Тема: «Органы кроветворения и иммунологической защиты: тимус, красный костный мозг, лимфатические узлы и селезенка. Эффекторные клетки и клетки памяти в гуморальном и клеточном иммунитете. Морфофункциональная характеристика органов кроветворения и иммунологической защиты. Возрастные особенности».

 

 

Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола …………..
«___» _____________2007 г.
  Зав.кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
  д.м.н., Н.Н. Медведева……………………….
  Составитель: ст. преп. Э.Д. Кривенко

 

 

Красноярск

1. Тема занятия:

«Органы кроветворения и иммунологической защиты: тимус, красный костный мозг, лимфатические узлы и селезенка. Эффекторные клетки и клетки памяти в гуморальном и клеточном иммунитете. Морфофункциональная характеристика органов кроветворения и иммунологической защиты. Возрастные особенности».

2. Форма организации учебного процесса: Практическое занятие

3. Значение темы:

Кровь, лимфа и органы, где они образуются, а также клетки крови «выселившиеся» в соединительные и эпителиальные ткани, составляют систему крови, которая участвует в поддержании внутренней среды организма и охране генетической целостности. Практически любой патологический процесс отражается на состоянии системы крови, что широко используют в медицине для диагностики заболеваний. Знание нормального кроветворения, строения и функций гемопоэтических органов, участие их в защитных реакциях организма необходимы врачу любого профиля.

4. Учебные цели:

4.1. Общая цель:

Изучить строение и функцию органов, кроветворение и иммунологической защиты.

4.2. Учебные цели:

1. Студент должен знать гистологические препараты органов кроветворения и иммунологической защиты: тимуса, красного костного мозга, лимфатических узлов, селезенки, роль органов кроветворения в формировании гуморального и клеточного иммунитета.

2. Студент должен уметь объяснить межклеточные взаимодействия в защитных реакциях организма, идентифицировать на микроскопическом уровне органы кроветворения, определять их тканевые элементы.

3. Студент должен иметь представление о принципах взаимоотношения структуры и функции.

4.3. Психолого - педагогическая цель:

Достижение каждым студентом реально возможной для него в данный период успеваемости, воспитанности, развитости. Занятие построено так, чтобы сочетались фронтальный опрос, групповой опрос с индивидуальной работой с препаратами. Материал предлагается учить от простого (повторение данных предыдущих тем, связанных с данной темой) с дальнейшим разбором текущей тем и выделением главного, существенного в данной теме. На кафедре созданы благоприятные условия для обучения студентов.

5. Место проведения практического занятия: Учебная комната

6. Оснащение занятий:

Таблицы, схемы, препараты (№ 69, № 71, № 143), компьютер с компьютерной версией атласов, ООД по теме занятия


7. Структура содержания темы (хронокарта):

 

Продолжительность занятия 180минут

№ п/п Описание этапа Время, мин. Цель этапа Оснащенность Ответственный
  Организационный этап   1. Отметить отсутствующих; 2. Значение темы. 1. Учебная комната Преподаватель, дежурный группы
  Определение исходного уровня знаний   1. Устный опрос по результатам самоподготовки студентов (с оценкой журнал). 2. Объяснение преподавателем особенностей препаратов. 1. Таблицы 2. Схемы 3. Микроскопы 4. Препараты 5. Компьютер 6. Методические разработки Преподаватель
  Самостоятельная работа студентов   1. Микрокопирование гистологических препаратов и зарисовка их в альбом. 2. Изучение контрольно- диагностических препаратов. 1. Микроскопы 2. Препараты 3. Таблицы 4. Атлас 5. Компьютер 6. Альбом и цветные карандаши 7. Карта ООД (приложение № 4) Преподаватель, дежурный группы
  Определение конечного уровня знаний   1. Ответы на контрольные вопросы 2. Решение контрольных задач 3. Тестовый контроль 1. Вопросы для самоподготовки (приложение № 1) 2. Тестовые задания (приложение № 2) 3. Ситуационные задачи (приложение № 3) Преподаватель
  Подведение итогов   1. Обобщение темы 2. Коррекция и подписание рисунков 3. Выставление оценок в журнал   Преподаватель
  Домашнее задание   Тема: «Пищеварительная система. Общий план строения стенки полостных органов пищеварительной системы, их тканевой состав и источники развития. Строение крупных слюнных желез» 1. Лекции профессора, доцента 2. Учебник 3.Методическая разработка для самоподготовки Преподаватель

 

Аннотация

Преподаватель должен вести занятие так, чтобы добиться понимания студентами наиболее важных моментов структуры кроветворных клеток; их связи с закономерностями кроветворного процесса.

Начать занятие следует с проверки «выживаемости знаний» основных характеристик крови. Следует добиться понимания крови, как настоящей внутренней среды организма, компоненты которой поддерживаются на строго определенном уровне. Это достигается уравновешиванием процессов кроветворения и кроверазрушения. Это «тонко отлаженная» взаимосвязь органов и процессов кроветворения и кроверазрушения дает возможность широко пользоваться понятием «система крови». Студенты должны четко усвоить, что в состав этой «функциональной системы» включаются органы кроветворения и кроверазрушения, циркулирующая кровь, нейроэндокринные регуляторные механизмы.

Необходимо, чтобы студенты уяснили, что две полярные функции кроветворения и кроверазрушения осуществляются одними и тем же органами. Причем, у человека наиболее активным органом кроверазрушения является костный мозг.

При изучении структуры кроветворных органов целесообразно добиться, чтобы студенты умели выделять черты, характерные для всех кроветворных органов и черты специфики конкретного органа. Необходимо подчеркнуть, что самый важный кроветворный орган - красный костный мозг - представляет собой экономно построенную структуру, отражающую общие черты кроветворных органов:

1) Расположение органов по ходу сосудистого русла (кровеносного, лимфатического);

2) Кроветворный орган является как бы частью этого русла, притом расширенная;

3) Широкое русло вместе с другими приспособлениями обеспечивает застойный тип кровотока, что является необходимым условием нормального хода кроветворного процесса.

Основу большинства кроветворных органов составляет ретикулярная ткань (в тимусе ретикулоэндотелий), составляющая основу микроокружения, определяющее во многом процесс дифференцировки кроветворных клеток. Характерной чертой активно функционирующего органа является: наличие в нем стволовых клеток и полустволовых (коммитированных) клеток, морфологически не дифференцируемых бластных клеток, активно пролиферирующих клеток - предшественников, значительного резерва зрелых клеток.

На препарате №71 селезенки надо обратить особое внимание на характерное строение ее внутренних сосудов, на наличие гладкомышечных элементов в составе капсулы и трабекул, обеспечивающих регулирование кровотока, депонирование и быструю эвакуацию крови.

При рассмотрении препарата №69 лимфоузла обратить внимание на обилие в них кровеносных сосудов и подчеркнуть значение этих сосудов в развитии гистофизиологии лимфоузлов.

Рассматривая структуры вил очковой железы № 143, необходимо подчеркнуть, что основным компонентом стромы в этом органе является не ретикулярная, а псевдоретикулярная ткань, принимающая сходную с ней форму (особенно в мозговом веществе) эпителиальная ткань (ретикулоэндотелий). Он и образует своеобразное микроокружение.

Необходимо добиться усвоения студентами понятия о лимфоидном комплексе организма, его центральных и периферических органов, представлению об иммунитете, о Т - и В-лимфоцитах, тимус- зависимых и тимус - независимых зонах, о взаимодействии клеток в основных реакциях иммунитета, объяснить студентам роль органов кроветворения в формировании гуморального и клеточного иммунитета.

Антигеннезависимая пролиферация и дифференцировка генетически запрограммирована на образование клеток, способных давать специфический тип иммунного ответа, благодаря появлению на плазмолемме особых «рецепторов». Она совершается в тимусе под влиянием факторов микроокружения, индуктирующих кроветворение.

Антигензависимая пролиферация и дифференцировка Т- и В-лимфоцитов происходит при встрече с антигеном в переферических лимфоидных органах, при этом образуются эффекторные клетки и клетки памяти (сохранившие память о действующем антигене).

Антигены - сложные органические вещества, способные при поступлении в организм человека вызывать специфический иммунный ответ.

Антитела - сложные белки, которые находятся в иммуноглобулиновой фракции плазмы крови человека, синтезируемые плазматическими клетками под воздействием антигенов.

Различают клеточный и гуморальный иммунитет. При клеточном иммунитете эффекторными клетками являются цитотоксические клетки- Т-лимфоциты или лимфоциты киллеры, которые уничтожают чужеродные клетки или патологические собственные клетки (клетки опухолей). Эти клетки выделяют литические вещества. При гуморальном иммунитете эффекторными клетками являются плазматические клетки, которые синтезируют и выделяют в кровь антитела.

Для студентов педиатрического факультета необходимо знать возрастные особенности органов кроветворения: начало кроветворной функции красного костного мозга приходится на 12 неделю эмбрионального развития. Начиная с 6-го месяца эмбрионального развития костный мозг становится центром кроветворения. К моменту рождения весь эритропоэз и гранулопоэз в красном костном мозге. К 14-15 годам красный костный мозг остается в плоских костях. В красном костном мозге новорожденного, в отличие от взрослого, значительный лимфоидный росток, исчезающий к периоду полового созревания. Гистогенез селезенки к моменту рождения не завершен. Окончательная структура фолликулов формируется в постнатальном периоде.

Формирование капсулы заканчивается к 13-14 годам, рост и формирование трабекул продолжается до 20 лет. В постнатальный период развитие лимфоидной ткани селезенки активизируется и обнаруживаются значительные индивидуальные колебания от 0 до 10-12 лет идет постепенное увеличение белой пульпы до 18-20 лет. Максимальное количество красной пульпы приходится на 7-10 лет. Красная пульпа к моменту рождения составляет 88 % всей селезенки, затем ее количество уменьшается и снова увеличивается с 5 лет, и к 20 годами ее становится 80-85 %. Наибольшее количество белой пульпы приходится на возраст от 1 года до 10 лет. Резкое падение содержания белой пульпы отмечается в 21 год. Образование моноцитов в селезенке происходит в течение всей жизни, но после 7 лет ослабевает.

Лимфоидные органы развиваются позже других кроветворных органов. У новорожденного вилочковая железа хорошо развита, четко видно деление стромы на корковое и мозговое вещество, с преобладанием коркового вещества. В дальнейшем зона коркового вещества уменьшается, а зона мозгового увеличивается. Количество телец Гассаля увеличивается с 3 лет. Признаки возрастной инволюции можно обнаружить уже в 10 лет. При полной возможной инволюции (25 лет) вил очковой железы, она представляет собой «остаточное жировое тело».

Лимфотические узлы новорожденного полиморфны. В течение 1-го года жизни идет оформление фолликулярного аппарата, в фолликулах появляются центры размножения. В возрасте 4-8 лет идет энергичное развитие лимфоидной ткани, идет образование новых фолликулов.

Небные миндалины новорожденного небольших размеров. К концу года жизни миндалины имеют относительно большие размеры. Максимальное развитие миндалин к 16 годам.

 

9. Вопросы для самоподготовки (приложение №1)

10. Тестовые задания по теме (приложение №2)

11. Ситуационные задачи по теме (приложение №3)

Рекомендации по УИРС

А. Темы рефератов:

1. Роль Т- и В- лимфоцитов в иммунологических реакциях организма.

2. Метод селезеночных колоний и его значение для изучения стволовых клеток.

3. Функция стромальных клеток красного костного мозга в процессах кроветворения.

4. Иммунная система и клеточные взаимодействия в иммунных реакциях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: