Сущностные и содержательные особенности категорий «государственная безопасность» и «национальная безопасность»




В XIX в. в русской научной литературе появился термин «государственная безопасность», который употреблялся как синоним категории «безопасность». Связано это с тем, в отечественной практике сфера безопасности всегда была монополией государства. И это правильно, еще Т. Гоббс писал, что «Безопасность народа - занятие государства». Притом не только в политическом и практическом плане, но и в теоретическом отношении. Считается, что в Россию понятие «государственная безопасность» пришло из наполеоновской Франции и встречается уже в записках М.М. Сперанского, который, как известно, по своим государственно-правовым взглядам был галломаном. Это понятие эволюционно развивалось в течение всего XIX в. Юридически оформленным термин «государственная безопасность» стал в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г., где он был употреблен как однопорядковый с термином «общественная безопасность».

Во времена СССР термин «государственная безопасность» был введен в оборот в 1934 г. при образовании в составе НКВД Главного управления государственной безопасности, которому были переданы функции ОГПУ при ликвидации последнего. При этом следует отметить, что термин «государственная безопасность» в известной мере отражал официальную точку зрения военно-политического руководства страны о приоритете интересов государства диктатуры пролетариата перед интересами общества в целом и интересами личности («общество для государства»). В 1936 г. термин «государственная безопасность» уже был официально включен в текст Конституции СССР (пункт «и» статьи 14 главы 2) и начал употребляться в документах и актах органов советского государства, в советской правовой литературе. Главным объектом политики государственной безопасности выступала безопасность государства, под которой на практике, в конечном счете, подразумевалась безопасность политического режима и господствующего положения высшей партгосноменклатуры.

Если проследить генезис методологических подходов к сущности и содержанию понятия «государственная безопасность» в научных и государственных документах за период с начала 50-х до конца 80-х гг. ХХ века, то можно сделать вывод о существовании в СССР нескольких подходов к определению этого понятия.

Во-первых, государственная безопасность - состояние прочности и незыблемости государственного и общественного строя государства, нерушимости его территориальной целостности и независимости в определении внешней и внутренней политики.

Во-вторых, государственная безопасность - состояние защищенности от подрывной деятельности противника. При этом государственная безопасность СССР есть защищенность основ общественного и государственного строя советского государства от посягательств со стороны враждебных социалистическому строю сил, осуществляющих подрывную деятельность.

В-третьих, государственная безопасность - система общественных отношений, обеспечивающих независимость государственного и общественного строя.

В-четвертых, государственная безопасность – способность советского государства противостоять враждебным силам и защищать интересы народа.

В-пятых, государственная безопасность - совокупность мер по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны. Государственная безопасность – система мероприятий, направленных на охрану политической и экономической основ Советского социалистического государства и его государственных границ.

В научной и общественно-публицистической литературе сегодня имеются три характерные трактовки понятия «государственная безопасность».

Во-первых, под государственной безопасностью понимается система объектов, подлежащих особой защите. Сюда относятся такие объекты, как: территориальная неприкосновенность государства, государственная граница, важные промышленные объекты, правительственные здания и т.д.

Во-вторых, под государственной безопасностью понимается система государственных учреждений и органов, осуществляющих защиту названных объектов от враждебной деятельности разведывательных и иных специальных служб иностранных государств, а также от противников существующего строя внутри страны. К этой системе относятся МГБ, РГСО и другие специальные ДНР.

В-третьих, под государственной безопасностью понимают защиту соответствующих объектов, т.е. совокупность определенных мер и методов по выявлению, предупреждению разведывательной и иной враждебной деятельности специальных служб иностранных государств, а также организаций и отдельных лиц внутри страны, направленной на нанесение ущерба государственной безопасности государства.

Категория «национальная безопасность» была изобретена в США, и американцы впервые наполнили ее каким-то осмысленным содержанием. Впервые этот термин употребил в 1904 г. в своем послании конгрессу США президент США Т. Рузвельт. В 1947 г. в США был принят закон «О национальной безопасности». Это действие привело к появлению в науке новой категории «национальная безопасность». Американская модель национальной безопасности базировалась на методологических разработках середины ХХ века американского политолога Г. Моргентау, в которой национальная безопасность понимается как безопасность граждан, общества и государства.

Следует отметить, что до появления категории «национальная безопасность» в науке и законодательстве для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, применяли разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление национальной безопасности.

Доктор юридических наук Р.А. Александров выделяет ряд особенностей, характеризующих категорию «национальная безопасность».

1. Прежде всего, национальная безопасность - это специфическое состояние которое при определенных условиях может рассматриваться как целевая установка.

2. Национальная безопасность - состояние нормального функционирования и развития национальной политико-правовой системы определяемое объективными и субъективными факторами. Исходя из этимологии слова «безопасность», состояние национальной безопасности определяется а) объективным, не зависящим от человеческого волеизъявления отсутствием угроз национальным интересам (объективный фактор) б) целенаправленной защищенностью национальных интересов от угроз (субъективный фактор).

3. Общим объектом национальной безопасности выступают национальные интересы, как совокупность гармонично сочетаемых интересов личности, общества и государства.

4. Характеристика национальной безопасности предполагает дифференциацию качественного и количественного аспектов.

Качественный аспект - представляет состояние «среды жизнедеятельности» системы, в которой отсутствуют (либо минимизируются) внутренние и внешние угрозы способные оказывать негативное воздействие на функционирование как системы в целом, так и ее отдельных структурных элементов.

Количественный аспект - складывается из двух составляющих: перечня потенциальных и реальных угроз, представляющих для системы реальную либо перспективную опасность, а также совокупности средств и методов противодействия этим угрозам.

В современной науке, считает П. Гречко, утвердились два подхода к национальной безопасности, исходя из ее объектов и оценки эффективности.

Первый подход заключается в том, что национальная безопасность обеспечена в том случае, когда обеспечена безопасность личности. Это подход западного толка, еще он называется либеральным (причем отметим, что именно личность, а не человек).

Второй подход выдвигает на первый план в национальной безопасности - безопасность государства и общества. Этот подход ближе отечественному национальному характеру, чем первый, но стоит отметить, что отдельные ученые и политики категорически с этим не согласны.

В научном мире сущность понятия «национальная безопасность также имеет многовекторность.

1. Рассмотрение данной категории через защищенность национальных (жизненно важных) интересов и обеспечение устойчивого развития объектов безопасности. Этот подход нами уже рассматривался при рассмотрении категории «безопасность».

2. Определение данной категории через функциональную деятельность, обеспечивающую не только жизнедеятельность общества и государства, но и их дальнейшее развитие. Данный подход также нами уже встречался при рассмотрении категории «безопасность».

3. Раскрытие сущности категории через аксиологический (ценностный) подход.

3а. Рассмотрение национальной безопасности через защищенность, ценности и уровень ущерба. Профессор А.И. Поздняков под национальной безопасностью понимает защищенность национального достояния (национальных ценностей, ресурсов) от любых видов значимого для страны и ее народа ущерба.

4. Понимание под национальной безопасностью совокупности факторов, обеспечивающих жизнедеятельность государства в системе международных отношений, его способность отражать возникающие внешние угрозы и действовать в соответствии со своими национальными интересами.

5. Обоснование национальной безопасности как сложной социальной системы, которая сохраняет свою целостность, устойчивость и способность к эффективному функционированию и развитию, а на их основе – возможность надежной защиты всех реальных и потенциальных объектов безопасности страны от любых деструктивных внутренних и внешних воздействий-угроз.

Можно встретить и другие подходы. Вывод из их анализа однозначный в современном научном мире пока не сложился единый подход к сущности категории «национальная безопасность». На практике это приводит к неадекватности понимания содержания тех или иных положений, выводов и рекомендаций, касающихся сферы национальной безопасности и имеющих прикладное значение. В зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятие «национальная безопасность» могут по-разному решаться многие вопросы практического содержания в сферах ее обеспечения.

Сформулируем сущность и содержание категории «национальная безопасность» через следующие постулаты:

Во-первых, национальная безопасность - это состояние потенциальной жертвы, объекта опасности или угрозы и его способность сохранить свою сущность и основную характеристику в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в самом объекте.

Во-вторых, национальная безопасность – это системная категория, свойство системы, построенной на принципах устойчивости, целенаправленности, саморегуляции, целостности. Она призвана защитить каждое из этих свойств системы, так как разрушительное воздействие на любое из них приведет к гибели системы в целом.

В-третьих, национальная безопасность – это решающее условие жизнедеятельности человека, общества, государства, что позволяет им сохранять и умножать их материальные и духовные ценности.

В-четвертых, национальная безопасность в абсолютном своем выражении – это отсутствие опасностей и угроз материальной и духовной сферам жизнедеятельности общества.

В-пятых, несущим элементом всех понятий выступает угроза как реальный персонифицированный признак опасности. Из анализа всех подходов и раскрытия содержания категории «национальная безопасность» явствует, что угроза и борьба с ней является сущностью национальной безопасности.

В-шестых, содержательная сторона национальной безопасности включает следующие основные термины: «нация», «национальный интерес», который выражается через жизненно важные интересы, «безопасность личности (человека)», «безопасность общества», «безопасность государства», виды безопасности в различных сферах: «экономическая безопасность», «информационная безопасность», «военная безопасность» и др.

В-седьмых, национальная безопасность - трансформирующее сложное, полиаспектное, многоуровневое явление. Она может рассматриваться как общественное явление, как теория и процесс, как показатель состояния России в мировом сообществе и др.

Совет Безопасности ДНР

Закон ДНР «О безопасности» № 04-IHC от 12.12.2014 отображает положения, касающиеся Совета Безопасности Республики.

Совет Безопасности является совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Главы Донецкой Народной Республики по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Донецкой Народной Республики с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Донецкой Народной Республики, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Совет Безопасности формируется и возглавляется Главой Донецкой Народной Республики.

В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Главой Донецкой Народной Республики могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Совета Безопасности.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

1) обеспечение условий для осуществления Главой Донецкой Народной Республики полномочий в области обеспечения безопасности;

2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;

3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

4) подготовка предложений Главе Донецкой Народной Республики:

а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

5) координация деятельности органов государственной исполнительной власти по реализации принятых Главой Донецкой Народной Республики решений в области обеспечения безопасности;

6) оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

2. Основными функциями Совета Безопасности являются:

1) рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Донецкой Народной Республики с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Донецкой Народной Республики, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;

3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Донецкой Народной Республики, иных нормативных правовых актов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;

5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативно- правовых актов Донецкой Народной Республики по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;

6) подготовка проектов нормативных правовых актов Главы Донецкой Народной Республики по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

7) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.

Глава Донецкой Народной Республики может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности Донецкой Народной Республики, которым по должности является Глава Донецкой Народной Республики; Секретарь Совета Безопасности Донецкой Народной Республики (далее – Секретарь Совета Безопасности); постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Главой Донецкой Народной Республики. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.

Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Главой Донецкой Народной Республики. Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.

Решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Главой Донецкой Народной Республики.

Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

В целях реализации решений Совета Безопасности Главой Донецкой Народной Республики могут издаваться указы и распоряжения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: