Р.5. М для ремонта АД.
![]() |
Дорожные фрезы
Машины этого типа появились на наших автомагистралях лет 10...15 назад и очень быстро доказали свою ценность. До той поры замена старого асфальтового покрытия происходила под оглушающий треск отбойных молотков, сопровождаемый резким фальцетом компрессора... Дорожные фрезы позволили вместо этого профилировать асфальтобетонное покрытие (или делать его холодную планировку).
Холодной планировка стала не сразу. Сначала покрытие размягчали, разогревая специальными передвижными инфракрасными горелками, работавшими на керосине, природном газе или электричестве. Это был достаточно сложный, дорогостоящий и небезопасный для обслуживающего персонала процесс. Тем не менее преимущества фрезерования ремонтируемых покрытий были настолько очевидны, что производители оборудования довольно быстро создали и выпустили на рынок фрезы, способные обрабатывать и холодный асфальтобетон и цементобетон, и даже природный камень.
Сегодня профилирование старого асфальтобетонного покрытия — это автоматически управляемый процесс его холодного фрезерования
целью восстановления заданного поперечного и продольного профиля, удаления бугров, выбоин, зон износа и других дефектов и получения поверхности, допускающей немедленное начало движения или укладку свежего покрытия.
Для записи в конспект (1):
Современные дорожные фрезы позволяют планировать старое покрытие, текстурировать его поверхность, придавая ей утерянные сцепные и шумозащитные свойства, снимать старое покрытие послойно (с точностью до миллиметра) или сразу на всю глубину, аккуратно вскрывать места прокладки подземных трубопроводов и линий связи, освобождать от старого покрытия люки колодцев и выравнивать бетонные полы в производственных помещениях.
При необходимости дорожная фреза может прорезать в покрытии и подстилающих слоях глубокий шов, позволяющий предотвратить повреждение, растрескивание или оползание покрытия, окружающего ремонтируемый участок.
![]() |
А - фрезерование покрытия на всю глубину;
В - выравнивание поверхности;
С - удаление старой разметки;
D - прорезание швов;
Е - пропил покрытия
Обработка люков водосточных колодцев
Еще одно важное достоинство фрезерования - возможность повторного использования материала старого покрытия, который в виде гранулята применяется для нижнего слоя дорожной одежды или при приготовлении свежей асфальтобетонной смеси. При этом экономится щебень, песок и битум, а окружающие ландшафты не уродуются кучами никому не нужного асфальтового или бетонного лома.
Несмотря на привычное разнообразие марок и моделей дорожных фрез, существуют определенные принципы компоновки и конструирования общие для этого типа машин.
Для записи в конспект (2):
В качестве силовых установок на фрезах используются дизельные двигатели. Ходовые трансмиссии, как правило, гидрообъемные, с независимым приводом каждого колеса или гусеничной тележки. Количество движителей (колес или гусеничных тележек) колеблется от 3 до 6, в зависимости от типоразмера машины. Фрезерные барабаны приводятся непосредственно от двигателей машин с помощью механической передачи (на малых типоразмерах может использоваться гидрообъемная передача).
Твердосплавные резцы расположены по многозаходной винтовой линии, их рабочий ход направлен навстречу движению машины. Фрезеруемая зона расположена, как правило, между движителями машины (исключения допускаются при фрезеровании вплотную к препятствиям или использовании узких фрез и дисковых пил большого диаметра). Все машины оборудуются системой увлажнения фрезеруемой зоны, обеспечивающей пылеподавление с одновременным охлаждением режущего инструмента.
Практически все фрезы (за исключением самых малых) оснащаются зачистными отвалами, подборочными устройствами и погрузочными конвейерами, обеспечивающими погрузку разрушенного покрытия в транспортные средства.
Bitelli является одним из ведущих участников европейского рынка машин для работы с дорожными покрытиями. Фирма основана в 1950 г., а в 1998 г. она обеспечила 43% европейского (без Италии), 11% американского и 6% азиатского рынков дорожных машин. Фирма выпускает 11 моделей с шириной фрезерования от 600 до 2 000 мм и максимальной глубиной фрезерования 340 мм. Несколько особняком стоит модель Puma SF202M, созданная для разработки каменных материалов средней прочности непосредственно в карьерах. Уникальность этой машины в том, что она отгружает в транспорт щебень, не требующий дополнительного дробления и сортировки, т.е. практически готовый к использованию.