Лекция 12. Партия и партийные системы




План

1.Природа и отличительные признаки партий.

2. Типологизации партий.

3. Функции партий.

4. Партийные системы.

 

 

1.Природа и отличительные признаки партий. Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются партии. В смысле представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии составляют главный элемент гражданского общества. Трудно себе представить общество, его политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок. Институт партий - результат социально-экономической и социокультурной эволюции общества.

То, что организованное действие более эффективно, чем индивидуальное, было замечено давно. Уже во времена Аристотеля стихийно образовывались политические группы, которые и назывались партиями (в переводе с латинского «pars/partis» означает «часть чего-либо»). Партии представляли собой временные объединения для поддержки какой-либо личности. Группируясь вокруг политического деятеля, его сторонники и последователи обеспечивали координацию действий, что позволяло им достигать поставленных целей. Однако политическая борьба оставалась соперничеством отдельных индивидов, опирающихся на клиентелы (объединение сторонников вокруг лидера).

Партии современного типа возникают вместе с развитием парламентаризма в XVII начале XVIII века. Этот период характеризуется процессом становления политических систем раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки. С эволюцией парламентаризма развиваются и партии. В Великобритании появление партий тори и вигов (прообраз консерваторов и либералов) относится к 70-ым годам XVII века.

В XVIII веке во Франции появляются якобинцы и жирондисты, а в США федералисты и республиканцы, а с середины ХIХ века республиканцы и демократы. Это три первые страны, где появляются политические партии современного типа. В Европе этот процесс связан с буржуазной революцией 1843 года, тогда же партии возникают и в Латинской Америке. В Восточной Европе становление политических партий происходит в конце XIX начале ХХ века, в Африке в XX веке.

Первоначально партии представляли собой не сплоченные объединения, нацеленные на завоевание политической власти, а различного рода клубы (якобинцы), создававшиеся вокруг литературных редакций, дружеских салонов; клиентелы (объединения вокруг лидера), оспаривавшие свои позиции при дворе или продолжение парламентской фракции (тори, виги). Они были малочисленны, элитарны, имели рыхлую организацию без постоянного членства. Появление таких партий отражало раннюю стадию борьбы между сторонниками различных направлений, формирующейся новой государственности: аристократами и буржуа, якобинцами и жирондистами, католиками и протестантами.

Война в США за независимость, Великая французская революция и последовавшие за ней политические события в Европе сделали партии непременным компонентом общественной жизни. Они возникли как результат ограничения абсолютной монархии, включения в политическую жизнь третьего сословия, введения всеобщего избирательного права, послуживших значительному развитию представительной системы. Они постепенно приобретали более четкие организационные очертания, связывая себя с тем или иным идейным и политическим направлением.

Наблюдается определенная хронологическая последовательность в возникновении партий в зависимости от идейной ориентации. Либеральные партии, возникшие в борьбе против феодальных режимов в середине XIX века, первыми создали свои фракции в парламентах Европы. Консервативные партии возникают во второй половине XIX начале ХХ века, как реакция на возникновение либеральных партий, в противовес последним.

На начальных этапах отношение к партиям было негативным. Защищая интересы определенных групп общества, они раскалывали его, служили источниками конфликтов. По замечанию А. Токвиля (фр. полит. деятель, лидер консервативной Партии порядка), «партия есть неизбежное зло свободных правительств». Но еще до появления первых политических партий в Великобритании - тори и вигов - с конца ХVII в. английские мыслители начали готовить общественное мнение к положительному восприятию партий.

Первоначально им было предписано выражать национальные интересы. Нараставшая дифференциация интересов различных групп общества обусловила изменение первоначальной функции представительства общенациональных интересов и превратила партии в механизм выражения групповых предпочтений. Появление партий как новой политической реальности превратило политическую борьбу из противостояния индивидов во взаимодействие заинтересованных групп, находящихся в сложных отношениях соперничества и союза.

Партии современного типа возникли в США. При стойком отвращении к ним со стороны 'отцов-основателей', создавших Американскую конституцию, партия 'федералистов' во время президентских выборов 1800 г. уже имела широкую опору в массах.

Многие консервативные и либеральные партии начинали свою жизнь в качестве фракций законодательных собраний и лишь позже, вынужденные апеллировать к постоянно расширяющемусяэлекторату, превратились во внепарламентские структуры со своими местными отделениями и местными деятелями.

Социалистические партии и партийные объединения, выражавшие интересы религиозных, этнических и языковых сообществ, формировались в рамках социальных движений или групп интересов, действовавших вне парламента: в дальнейшем, стремясь завоевать свою часть электората и расширить свое влияние на политику, они тоже превратились во вполне развитые парламентские партии.

К началу XX в. партии и партийные системы превратились по сути в зеркало социального и любого иногорасслоенияобщества. Результатом стало великое разнообразие их типов и форм.

Массовые политические партии в Европе начали формироваться во второй половине XIX века. От политических клубов они отличались тем, что были ориентированы на массовость своих рядов, оперировали большим арсеналом политического воздействия (агитация, пропаганда, воспитание).

Большой вклад в развитие организационных форм партии внесло рабочее движение. Именно оно создало классический тип партии с массовым членством, с разветвленной сетью местных организаций, периодическими съездами, четким уставом и фиксированными размерами членских взносов. Эти черты в той или иной мере были позаимствованы многими партиями. Возникают аграрные партии как реакция против индустриального развития, христианские партии - в борьбе против антиклерикальных движений, коммунистические - против существующей системы угнетения капитализма, фашистские - против демократии.

К концу ХIХ века массовые партии, в основном социал-демократические, формируются в большинстве стран Западной Европы. Этому способствовали: утверждение парламентаризма, существенно расширившее сферу участия в политике в связи с распространением всеобщего избирательного права, и рабочее движение, вызвавшее к жизни появление рабочих партий.

Итак, не всякую группу организованных интересов можно назвать партией. Признаки, отличающие партии от других политических сил, сформулировали Дж. Лапаломбара и М. Вебер в работе «Политические партии и политическое развитие».

Первым признаком политической партии является то, что это организация, т. е. достаточно устойчивое во времени объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее от клиентелы, фракции, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами.

Второй признак - наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.

Третий признак - существование конкретной цели завоевания и осуществления власти. Стремление к власти позволяет отличить партии от групп давления. Последние не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на нее, оставаясь в тени.

Четвертый признак - обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности.

Набор признаков партии можно дополнить пятым, идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия.

Между тем выделение признаков партии не привело к однозначному определению партии в современной политической науке.

В современной политике партиям принадлежит столь видное место, что, никто не задумывается над вопросом, зачем они нужны. Мало кто осознает и то, что исторически партии возникли совсем недавно. Ныне куда ни посмотри - везде партии.

Итак, партии стали главным организационным механизмом современной политики. Независимо от того, чем они являются в действительности - 'великим инструментом демократии ' или ' источникомтирании и репресси й', - они суть важнейшее связующее звено между государством и гражданским обществом, между правительственными учреждениями и социальными группами. Но сегодня партии и партийные системы все чаще подвергаются критике. Говорят, что они не способны реагировать на возникающие в современных обществах новые тенденции и не желают решать многих серьезных проблем или обращать внимание на них.

Политическаяпартия - это группа людей, специально организованная с целью прийти к власти, одержав победу на выборах либо иным путем. Партии не следует смешивать с группами интересов и общественными движениями.

От других общественных групп партии отличаются наличием цели завоевания и осуществления власти, (хотя некоторые участвуют в выборах просто чтобы заявить о себе), четкой структурой с партийными билетами, наличием программ, народной поддержкой и идеологией.

Политические партии мы встречаем почти во всех политических системах. Это могут быть авторитарные или демократические партии, они могут приходить к власти в результате выборов или революций, опираться на левую, правую, центристскую идеологию или, наконец, вообще не иметь никакой идеологии, но в той или иной форме они существуют на всем пространстве от Бразилии до Бурунди и от Норвегии до Новой Зеландии.

К концу 1950-х годов партии осуществляли государственное управление примерно в 80% стран мира. Но вот с начала 1960 годов появилось нечто новое - в развивающихся странах началось распространение военныхрежимов; о партиях стали говорить, что они раскалывают общество и неспособны положить конец бедности, этническим, расовым и племенным противоречиям; как к 'пятому колесу в телеге' к ним стали относиться и элиты - экономические и военные. Процесс демократизации 1980 -1990-х годов вдохнул в партии новую жизнь. Они вновь появились в Азии, Африке и Латинской Америке по мере того, как здесь шло ослабление военного правления или имел место полный развал военных диктатур, в бывших же коммунистических государствах на смену однопартийной пришла многопартийная система.

2. Типологизация партий. Мир политических партий многообразен и изменчив. Никакая типология не может исчерпать данного явления. В политической науке существуют различные системы классификации партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы - функции, идеологии, социальная база, методы деятельности и т. д.

Общепризнанной и наиболее продуктивной является классификация М.Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни. Среди структурных характеристик М. Дюверже выделил общее организационное строение,систему членства,органы руководства. На основе этих переменных он различал кадровые и массовые партии.

 

Кадровые партии восходят к периоду зарождения демократии, когда избирательное право было еще ограничено. В том замкнутом политическом пространстве кадровые партии служили средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Их деятельность была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей.

Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости, и не стремится к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Проведение и организацияпредвыборных кампаний составляет их основное назначение. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ.

Деятельность комитетов обычно имеет, как говорят, «сезонный» характер: она резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после ее окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Это дало основание М. Дюверже назвать такие партии кадровыми. Европейскиелиберальные и консервативные партии в большинстве своем являются именно кадровыми партиями.

Однако, если в свое время под 'кадровой партией ' понималась 'партия знати ', предводителям которой не было никакой нужды создавать какую-либо массовую организацию, то сегодня термин 'кадры' чаще всего используется (как было принято в коммунистических партиях) в отношении специально подготовленных профессиональных членов партии, от которых ожидается высокий уровень политической активности и сознательности. В этом смысле кадровыми партиями были Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), нацистская партия Германии и фашистская партия Италии; из современных партий этот тип полнее всего представлен Коммунистической партией Китая (КПК) и в некоторой степени Индийским Национальным Конгрессом. Отличительной чертой кадровых партий является их опора на политически активную элиту (обычно подчиняющуюся чуть ли не военной дисциплине), которой отдана роль ' идейного авангарда общества '.

Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа. Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что партия существует за счет членских взносов.

Увеличение числа членов партии, необходимость заниматься финансовыми вопросами привели к формированию в структуре массовых партий соответствующих органов, стремящихся к распространению своего влияния и ведущих учет и контроль расходования финансовых средств. Возникает сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления.Партийная дисциплина, призванная укреплять единство партии, распространяется не только на рядовых членов, но и на парламентариев. М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический и фашистский.

Для массовой партии самое главное - расширение своего состава и создание широкой электоральной базы. Первыми массовыми партиями были европейские социалисты - Социал-демократическая партия Германии и Лейбористская партия Великобритании. Главной чертой многих массовых партий является стремление пополнить свои ряды, а не идеологическая 'чистота' принципов. Хотя многие такие партии организованы на вполне демократических началах, по крайней мере формально, от их членов, за исключением небольшого числа активистов, обычно требуется неактивное участие в работе, а лишь общее согласие с принципами и целями организации.

Разделение на кадровые и массовые партии соответствует делению партий на правые и левые. Правые партии - «буржуазные», а левые - «пролетарские». Исключение, составляют фашистские партии, являющиеся массовыми, но имеющие правый уклон.

Кроме этого, деление партий на массовые и кадровые совпадает с их делением на партии с сильной и слабой организацией. Кадровые партии имеют децентрализованный характер и слабую организацию. В них высока степень автономности местных комитетов (первичных организаций), а центральные органы партии, как правило, не служат для них авторитетом.

В массовых партиях преобладают «вертикальные связи» между руководством и первичными организациями. Централизованный характер и наличие сильной организации, неукоснительное соблюдение партийной дисциплины обусловлены необходимостью демонстрировать свою эффективность в отстаивании интересов трудящихся, успешно осуществлять политическое воспитание масс.

Но большинство современных партий принадлежат к категории 'всеядных' и 'разношерстных'. Главное для них — это привлечь к себе максимальное число сторонников. Например, германский Христианско-демократический союз (ХДС), но еще более характерными примерами 'разношерстных' партий являются американские республиканцы и демократы, а также весьма деидеологизированные социалистические партии - немецкие социал-демократы и британские лейбористы. Все они отличаются от массовых партий классического типа тем, что делают ставку на политические задачи и единство и не придают большого значения низовому составу, лишь бы обеспечить себе как можно более широкую социальную базу из представителей самых разных социальных классов и групп общества.

Левые Правые
Свобода Власть
Равенство Иерархия
Братство Порядок
Права Обязанности
Прогресс Традиция
Реформы Реакция
Интернационализм Национализм

Массовые партии всех типов отличает групповая сплоченность и высокая результативность, которые достигаются благодаря принципам организации первичных звеньев. Партия превращается в своеобразный государственный аппарат с разделением властей.

Коммунистические партии создают свои первичные организации (ячейки) по месту работы. Они более однородны и ограничены по размеру. Это позволяет партиям контролировать свой социальный состав, регулировать численность и устанавливать жесткую партийную дисциплину. Организационным принципом партий является «демократический централизм» пытающийся совместить свободу и принуждение (подчинение меньшинства большинству). На практике иерархическая и централизованная организация существенно ограничивает демократию. Выборы руководителей превращаются в формальность, поскольку их подбор, как и принятие решений, осуществляет центральное руководство партии.

Фашистские партии имеют много сходных черт с коммунистическими: вертикальные связи, централизация власти, жесткая структура. Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине, философии. Возникая из полувоенных формирований, они культивировали жестокость и насилие. Первичной организацией фашистских партий является штурмовой отряд численностью от 4 до 12 человек; Входя в более многочисленную группу, штурмовые отряды создают партийную пирамиду по типу кадровой армии.

Структурные изменения в экономике западных стран подорвали социальную базу массовых партий и обусловили их упадок. Работники индустриальных производств, бывшие прежде клиентурой массовых партий, теряли работу и перемещались из добывающего и обрабатывающего секторов экономики в сектор услуг. Заметно улучшались условия труда, повышалась зарплата квалифицированных рабочих, что изменяло их политические взгляды. Вследствие этого значение классового сознания и политической идеологии в формировании партийных предпочтений заметно упало.

Более того, в постиндустриальных обществах существенно трансформировался механизм выработки политических предпочтений. Согласно классической модели американских политологов С. Липсета и Д. Роккана, на политический выбор граждан влияет сочетание пяти переменных величин: общественного положения, уровня доходов, качества образования, места жительства и религиозной принадлежности. По традиционной модели Липсета-Роккана считалось, что граждане со скромным материальным достатком, невысоким уровнем образования, со статусом рабочего или мелкого служащего тяготеют к партиям левого спектра. Например, они выбирают социал-демократию за ее приверженность материальным ценностям. Напротив, граждане с престижным образованием и высоким социальным статусом, материально обеспеченные образуют массовую базу к онсервативных партий. Религиозная часть населения отдает свои предпочтения соответствующим религиозным партиям.

Переход к постиндустриальным технологиям в развитых странах приводит к вытеснению в общественном сознании традиционных (материальных) ценностей. Их заменяют такие нематериальные ценности, как образ жизни, возможности самореализации личности, солидарность, качество среды обитания и т. д., носителями которых являются высокообразованные и приспособленные к жизни в условиях информационной революции социальные группы.

Экономический рост сглаживает социальные различия, устраняет существенные классовые антагонизмы. Общество переходит от конфликта как способа развития к согласию.

Следует учитывать, что упадок партий отчасти вызван и разочарованием определенной части населения развитых стран в партиях, как механизмах представительства интересов. Поэтому многие граждане стремятся быть независимыми, идеологически неангажированными.

3. Функции партий. Конституционные партии, строго соблюдающие правила политической игры, часто изображаются бастионами демократии: если в обществе есть такие партии, это считается показателем его политического здоровья. В партиях, что монополизировали за собой право на политическую власть, напротив, видят инструмент манипулирования и политического контроля. Как бы то ни было, можно следующим образом определить главные функции партий: представительство, формирование и пополнение элиты, определение целей государственного развития, артикуляция интересов и их агрегирование (укрупнение) политических интересов, социализация и мобилизация граждан, формирование правительств.

1. Партии создаются для того, чтобы выражать интересы как своих членов, так и избирателей, главной их функцией является представительство. Понятно, что лучше всего эта функция выполняется в открытой и состязательной системе. Партии вынуждены реагировать на общественные предпочтения. У подобляя рынок политический рынку экономическому, можно сказать, чтополитики в поиске голосов избирателей действуют по сути как предприниматели.

2. Одна из важнейших функций всех партий — поставлять государству политических лидеров. Это правило, исключением из которого, может быть, стал лишь генерал де Голль, когда в 1944 г. он предложил Франции свои услуги, поставив себя над партиями, но создав, что примечательно, собственную партию — Союз в защиту Республики. Ведущим партийным фигурам достаются кабинетные и иные министерские посты. Словом, партии суть трамплин для политиков: здесь они приобретают навыки, знания и опыт.

Но у этой медали есть и оборотная сторона, про которую можно сказать так: обступив государство со всех сторон, партии больше никому не дают пробиться даже к подножью власти; резерв, из которого пополняется руководство государства, — это, в сущности, лишь два-три десятка политиков из нескольких партий. Может быть, лишь в США картина несколько иная: процесс первичных выборов здесь столь широк, что партии попросту не в состоянии контролировать процесс первоначального отбора и выдвижения кандидатов.

3. Важнейшей функцией партии является агрегирование (укрупнение) политических интересов. Интерес - это устремленность общества к определенной цели, состоянию. В обществе существует множество интересов, но политическим является тот, для реализации которого обязательно применение власти. Агрегирование политических интересов означает для партии важнейшую задачу. Партии укрупняют частные интересы, находят их общий знаменатель, в результате чего составляется политическая программа, курс партии, ее идеология.

4. Следующей функцией партии является мобилизация и организацияучастия. Она заключается в том, чтобы мобилизовать граждан на участие в политических акциях (митингах, демонстрациях). Партии находят формы такого участия и институлизируют их, вводят в законные нормы, заменяют стихийные формы общественно-политической активности населения формализованными, которые дают возможность гражданам участвовать в политической жизни.

5. Партии признаны ориентировать население, включать личность в мир политики, влиять на формирование ее ценностных ориентаций, социальных и политических установок. Это создает процесс политической социализации - формирования политических навыков, идей. Последнее время роль партии как агента политической социализации снижается в связи с усилением значения средств массовой информации.

6. Одна из функций партии непосредственно связана с властью. Целью каждой партии является реализация своей программы, а это возможно в случае прихода к власти. Исследователи отличают две формы выполнения этой функции: проникновение и реакция. Партии не обязательно захватывать власть (проникать), иногда достаточно оказывать влияние на власть, «давить » на нее и добиваться ответных действий. Если партия долго не может реализовать власть или ее часть, то она теряет свое влияние в обществе.

В политической науке, однако, не существует единства мнений по вопросу о функциях партий. Различные авторы рассматривают функции партии, используя разные теоретические подходы.

7. Классический подход (М. Дюверже) акцентирует внимание на такой функции партий в развитых странах, как формирование общественного мнения. Обеспечивая население информацией о программах и возможностях кандидатов, партии не только стимулируют свободный выбор каждым гражданином того или иного кандидата, но и сплачивают избирателей и кандидатов на определенной идеологической основе. Некоторые авторы называют эту функцию партий электоральной и считают ее наиболее важной.

8. Отбирая кандидатов на выборы и предлагая их избирателям, партии выполняют функцию политического рекрутирования. Кадровые партии проводят рекрутирование закрыто, на заседаниях руководящих органов. Массовые партии отбирают кандидатов посредством прямого или косвенного участия рядовых членов партии. И в первом, и во втором случаях заметны олигархические тенденции.

9. Представляя интересы и требования социальных групп власти, партии выполняют функцию коммуникации, т. е. взаимосвязи властных структур и общества, обеспечивая их устойчивый диалог, способствуя сближению их позиций.

Функции партий могут варьироваться в зависимости от политического режима. Для тоталитарных партий (коммунистического и фашистского толка) одной из наиболее важных функций является функция политической мобилизации. Высокий уровень участия масс в политике осуществляется с помощью идеологической обработки населения, манипулирования общественным сознанием, выдвижения лозунгов, соответствующих ожиданиям масс, контроля за информацией, наконец, применения насилия к инакомыслящим.

В тоталитарных системах партия непосредственно выполняет функциюреализации власти. Поскольку представительная система отсутствует либо имеет декоративный характер, постольку именно партия концентрирует в своих руках весь объем властных функций, вмешиваясь во все сферы жизнедеятельности человека. Властвующая партия, и в этом ее особенность, не отделена от государства, она сращивается с ним и является его несущей конструкцией. Негативные последствия всеохватности функций партий, их сращивания с государством показала политическая практика СССР в 20 - 40-х годах и Германии в 30 - 40-х годах, где сложились тоталитарные системы. Также выделяют такие функции политической партии

1. Теоретическая функция:

· анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества;

· выявление интересов разных социальных групп общества;

· разработка стратегии и тактики борьбы за обновление общества;

2. Идеологическая функция:

· распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;

· пропаганда своих целей и политики;

· привлечение граждан на сторону и в ряды партии;

3. Политическая функция:

· борьба за власть;

· участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь);

· выполнение предвыборных программ

4. Организаторская функция:

· реализация программных установок и решений;

· проведение избирательных кампаний;

· подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.

Партийные системы

Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организации политической власти, где-либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие имеет сугубо декларативный характер (как это было, например, в СССР, Албании, а сегодня также на Кубе, в Северной Корее).

К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование партийных систем, относятся: характер социальной структуры общества, действующее законодательство и социокультурные традиции. Например, в странах, где сложились значительные крестьянские слои, как правило, возникают аграрные партии. Если социальная структура общества пронизана полярными противоречиями между теми или иными социальными слоями, то и партийная система будет иметь конфликтный характер, лишь подогревая напряженность общественных отношений. Но если социальные группы ориентируются на единую систему ценностей и идеалов, то и партийная система будет характеризоваться более мягкими формами межпартийных и партийно-государственных отношений.

Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий радикальной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа (определяя одного победителя по большинству полученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательныесистемы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.

В обществах с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными каналами и институтами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.

По числу действующих в стране партий выделяют следующие партийные системы:

- однопартийные, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности; Однопартийные системы характерны для китайского, православного и мусульманского мира: Китай, Северная Корея (КНДР), Вьетнам, Лаос, Куба, Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Алжир. Однопартийные режимы часто перерождаются в диктатуру. Однопартийный (но не диктаторский) режим сохраняется в Малайзии и изгнанном ею в свое время из федерации Сингапуре (редкий случай в нашем антисепаратистском мире).

- полуторапартийные, в которых действует коалиция, состоящая из доминирующей партии и близкой ей по взглядам, но менее популярной организации;

- двухпартийные с двумя относительно равноценными по популярности конкурирующими партиями;

- двух с половиной партийные системы, в которых наличие двух авторитетных партий сочетается с деятельностью посреднической, но одновременно альтернативной организации, играющей роль «третьей» силы, которая позволяет примирять этих двух противников;

- многопартийной, с числом партий более трех. (Христианские демократы возглавляли все правительства Италии с 1948 по 1992 год. Для современной Италии характерна развитая многопартийная система (активно действует около 50 политических партий).

У каждой из перечисленных типов партийных систем есть свои преимущества и недостатки. Так, опыт Японии, Испании и ряда других стран свидетельствует в пользу преимуществ многопартийной системы с монопольно правящей партией. А политически стабильное развитие Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии и некоторых других государств говорит в пользу многопартийности без доминантной партии.

Двухпартийная модель, установившаяся в США, Англии, Ирландии, Канаде, Австралии и некоторых других странах, предоставляет гражданам возможность выбора, правительствам — смены курса, обществу — стабильности, но одновременно затрудняет появление на политическом рынке новых партий. Если же она действует в обществах с разделенными базовыми ценностями, то практически доводит социокультурные противоречия до острейшего политического противостояния. Там, где «третья партия все же может вносить существенные коррективы в установившийся политический порядок (т.е. отбирать значительную часть голосов у партий, которым отдают предпочтение 70—80% избирателей), в обществе склад



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: