Естествознание.
История, методы, тенденции развития.
Естествознание – это совокупность наук о природных явлениях, их связях и закономерностях.
Первоначально все знания о природе сводились к Физике, но сейчас эти знания включают в себя: разум, Вселенную, жизнь, психологические проблемы, человека.
В процессе познания в естественные науки стали включат новые науки такие как биология, химия, география, астрономия, физика. Естественные науки помогают нам понять явления природы.
Физика – изучает наиболее общие свойства материи и формы ее движения (механическое, тепловое, электромагнитное, ядерное). Разделы физики: общая, теоретическая, экспериментальная, ядерная, молекулярная, статистическая.
Химия – наука о веществах, их свойствах, строениях и взаимопревращениях этих веществ. Изучает химическую форму движения материи. Разделы: органическая, неорганическая, радиационная, общая.
Астрономия - наука о вселенной, изучает движение и происхождение небесных тел, движения природы.
· Космология – наука о вселенной в целом.
· Космогония – наука о происхождении, развитии планет, галактик, небесных тел.
Биология – наука о живой природе; изучает жизнь как особую форму движения материи. Самая широкая наука т. к. включает в себя: зоологию, анатомию, физиологию, генетику, вирусологию, ботанику.
Исследования в области естественно – научной и гуманитарной науках.
Произошел разрыв между этими культурами. Появились позитивная и непозитивная теории.
· Позитивисты считали, что естественная наука должна быть образцом для гуманитарной, т.к. идеальная наука – это математическая физика и гуманитарная наука должна быть представлена с точки зрения математической физики.
|
Метод - дедукция
· Антипозитивисты – не признавали связь между естественными науками и гуманитарными. Противоречия между этими культурами, т.к. объекты их изучения разные.
Естественная наука – изучает закономерности окружаещего нас мира. Цель – изучать природу и покорить ее. Методы - рациональный, разумный.
Гуманитарная наука – проявление аспектов жизни человеческого духа (музыка, поэзия, культура).Эта наука считает, что ничего не осуществляется без целей и мотиваций. Цель – изучение человека и его мира. Методы – эмоциональный, институциотивный.
Периоды:
Античность: происходит разделение, отдельно гуманетарные науки - поэзия, музыка, литература(появились именно в этот период) и отдельно естественные науки - матаматика, астрономия, география.
В 15 веке – человек был поставлен на 1 место и больше развивались гуманитарные науки.
17 – 18 вв. – капитальный способ производства и в этот период происходит расцвет естественных наук.
20 в. – разделение- кто лучше физики или лирики?В итоге произошло объединение этих двух культур на почве осознания человеком, что природа, разум, жизнь, человек – это эволюционирующие ситемы и на первый план выходит физика выходит на первый план с новыми системами представлений о мире. В 70-е г. появилась новая наука – энергетика – наука о процессах самоорганизующихся в сложных открытых системах (вселенная, человек, мировой океан, цунами).
Методы и история естественных наук:
Научный метод – это процедура научного знания, позволяющая его воспроизвести, проверить и передать другим.
|
Рациональный метод в естествознании:
· Природа упорядочена, в ней есть причинно-следственная связь
· Главное средство обоснованности связей – дедуктивный метод – от общего к частному.
· Истинность обязана подтверждаться экспериментом – принцип верификации – все теории проявляютя опытом.
· Принцип фальсификации – возможность опровержения теории.
· Знания, подходы – принцип относительности.
Методы: имперический, теоритический, экспериментальный.
Экспериментальный – наблюдение(целенаправленное восприятие), описание(систематизировать факты), измерение(сопоставление с другими), сам эксперимент(попытка воздействовать самим).
Теоритический – формализация(строятся абстрактные модели на основе описания аксиом, постулатов).
1. Наблюдение – гипотеза
2. Эксперимент – проверка гипотезы
3. Теория – если гипотеза подтверждается
4. Проверка следствий, вытекающих из теории
История:
1. натурфилослфский(умозрительный) – 6 в. до н.э. умозрительное толкование природы. Все в мире происходит от какого – либо начала; Фалес – вода, Гераклит – огонь, Пифагор – число(1-всеобщее начало, 3 – природа, 4 – гармония)
4 в. до н.э. – Демокрит - понятие атома(неделимый, различны по форме), Эпикур – атомы имеют вес, в непрерывном движении, Аристотель – понятие материи – 4 стихии(земля, огонь, вода, воздух), вещества могут соединяться – переходить друг в друга, создал логику – о формах и законах правельного мышления.
2. 1 в. до н.э. – 4 в. до н.э. – греко – римский период, происходит борьба с язычеством, появляется христианская культура, господство схоластики и теологии связанных с богословом (астрология, алхимия, магия); Птолимей – мир - геоцентрическая система(центр – Земля, небесный свод твердый, вращается вокруг Земли).
|
3. Механический и метофизический (неизменность и независимость вещей и явлений) – 16-18 вв. Наука развивается, начинается совершенствование естествознания. Галилей – разработал телескоп, закон энерции(тело не может изменить строение без действия силы), обнаружил структкру Луны.; Каперник –гелеоцентрическое строение Вселенной – солнце в центре; Кеплер- рассчитал траекторию движения планет вокруг Солнца; Ньютон – создал 3 закона механики и тяготения; Декарт – развитие математики.
4. Стихийно-диалектический – конец 18 – начало 19 вв. – диалектика – все развивается – физика и химия, палеонтология, эмбриология, клеточная теория, превращения разных видов энергии, дарвинизм (Бутлеров и Менделеев(термодинамика), Гиббс, Сеченов(свет= электромагнитные волны), Максвелл, Дарвин(теория эволюции живого, физиология).
5. Новейшая революция в естествознании в 20 в.:
1 этап –(атомная энергия, радиолокация, радиоэлектроника, кибернетика) Рентген (открыл излучение), Беккерель (радиоактивные лучи(написать символы), Энштейн(теория относительности – 1905 г.), Нереднигер? - квантавая механика 1926 г.(движение частиц в микромире), уравнение движения атомов, электронов;1939 г. модель атома, нейтроны открыты, потом атомные бомбы(1945 г. Хиросима и Нагасаки), Лебедев, Планк, Томпсон, Герц.
2 этап – атомная энергия – разработка оружия, водородные бомбы,появление ЭВМ, молекулярная генетика(раскрыли структуру ДНК-1953 г. – США) и биология, макрохимия, наука о космосе. 1954 г. – первые лазеры(СССР), кибернетика.