Исследования в области естественно – научной и гуманитарной науках.




Естествознание.

История, методы, тенденции развития.

Естествознание – это совокупность наук о природных явлениях, их связях и закономерностях.

Первоначально все знания о природе сводились к Физике, но сейчас эти знания включают в себя: разум, Вселенную, жизнь, психологические проблемы, человека.

В процессе познания в естественные науки стали включат новые науки такие как биология, химия, география, астрономия, физика. Естественные науки помогают нам понять явления природы.

Физика – изучает наиболее общие свойства материи и формы ее движения (механическое, тепловое, электромагнитное, ядерное). Разделы физики: общая, теоретическая, экспериментальная, ядерная, молекулярная, статистическая.

Химия – наука о веществах, их свойствах, строениях и взаимопревращениях этих веществ. Изучает химическую форму движения материи. Разделы: органическая, неорганическая, радиационная, общая.

Астрономия - наука о вселенной, изучает движение и происхождение небесных тел, движения природы.

· Космология – наука о вселенной в целом.

· Космогония – наука о происхождении, развитии планет, галактик, небесных тел.

Биология – наука о живой природе; изучает жизнь как особую форму движения материи. Самая широкая наука т. к. включает в себя: зоологию, анатомию, физиологию, генетику, вирусологию, ботанику.

Исследования в области естественно – научной и гуманитарной науках.

Произошел разрыв между этими культурами. Появились позитивная и непозитивная теории.

· Позитивисты считали, что естественная наука должна быть образцом для гуманитарной, т.к. идеальная наука – это математическая физика и гуманитарная наука должна быть представлена с точки зрения математической физики.

Метод - дедукция

· Антипозитивисты – не признавали связь между естественными науками и гуманитарными. Противоречия между этими культурами, т.к. объекты их изучения разные.

Естественная наука – изучает закономерности окружаещего нас мира. Цель – изучать природу и покорить ее. Методы - рациональный, разумный.

Гуманитарная наука – проявление аспектов жизни человеческого духа (музыка, поэзия, культура).Эта наука считает, что ничего не осуществляется без целей и мотиваций. Цель – изучение человека и его мира. Методы – эмоциональный, институциотивный.

 

Периоды:

Античность: происходит разделение, отдельно гуманетарные науки - поэзия, музыка, литература(появились именно в этот период) и отдельно естественные науки - матаматика, астрономия, география.

В 15 веке – человек был поставлен на 1 место и больше развивались гуманитарные науки.

17 – 18 вв. – капитальный способ производства и в этот период происходит расцвет естественных наук.

20 в. – разделение- кто лучше физики или лирики?В итоге произошло объединение этих двух культур на почве осознания человеком, что природа, разум, жизнь, человек – это эволюционирующие ситемы и на первый план выходит физика выходит на первый план с новыми системами представлений о мире. В 70-е г. появилась новая наука – энергетика – наука о процессах самоорганизующихся в сложных открытых системах (вселенная, человек, мировой океан, цунами).

 

Методы и история естественных наук:

Научный метод – это процедура научного знания, позволяющая его воспроизвести, проверить и передать другим.

Рациональный метод в естествознании:

· Природа упорядочена, в ней есть причинно-следственная связь

· Главное средство обоснованности связей – дедуктивный метод – от общего к частному.

· Истинность обязана подтверждаться экспериментом – принцип верификации – все теории проявляютя опытом.

· Принцип фальсификации – возможность опровержения теории.

· Знания, подходы – принцип относительности.

 

Методы: имперический, теоритический, экспериментальный.

 

Экспериментальный – наблюдение(целенаправленное восприятие), описание(систематизировать факты), измерение(сопоставление с другими), сам эксперимент(попытка воздействовать самим).

Теоритический – формализация(строятся абстрактные модели на основе описания аксиом, постулатов).

1. Наблюдение – гипотеза

2. Эксперимент – проверка гипотезы

3. Теория – если гипотеза подтверждается

4. Проверка следствий, вытекающих из теории

 

История:

1. натурфилослфский(умозрительный) – 6 в. до н.э. умозрительное толкование природы. Все в мире происходит от какого – либо начала; Фалес – вода, Гераклит – огонь, Пифагор – число(1-всеобщее начало, 3 – природа, 4 – гармония)

4 в. до н.э. – Демокрит - понятие атома(неделимый, различны по форме), Эпикур – атомы имеют вес, в непрерывном движении, Аристотель – понятие материи – 4 стихии(земля, огонь, вода, воздух), вещества могут соединяться – переходить друг в друга, создал логику – о формах и законах правельного мышления.

 

2. 1 в. до н.э. – 4 в. до н.э. – греко – римский период, происходит борьба с язычеством, появляется христианская культура, господство схоластики и теологии связанных с богословом (астрология, алхимия, магия); Птолимей – мир - геоцентрическая система(центр – Земля, небесный свод твердый, вращается вокруг Земли).

3. Механический и метофизический (неизменность и независимость вещей и явлений) – 16-18 вв. Наука развивается, начинается совершенствование естествознания. Галилей – разработал телескоп, закон энерции(тело не может изменить строение без действия силы), обнаружил структкру Луны.; Каперник –гелеоцентрическое строение Вселенной – солнце в центре; Кеплер- рассчитал траекторию движения планет вокруг Солнца; Ньютон – создал 3 закона механики и тяготения; Декарт – развитие математики.

4. Стихийно-диалектический – конец 18 – начало 19 вв. – диалектика – все развивается – физика и химия, палеонтология, эмбриология, клеточная теория, превращения разных видов энергии, дарвинизм (Бутлеров и Менделеев(термодинамика), Гиббс, Сеченов(свет= электромагнитные волны), Максвелл, Дарвин(теория эволюции живого, физиология).

5. Новейшая революция в естествознании в 20 в.:

1 этап –(атомная энергия, радиолокация, радиоэлектроника, кибернетика) Рентген (открыл излучение), Беккерель (радиоактивные лучи(написать символы), Энштейн(теория относительности – 1905 г.), Нереднигер? - квантавая механика 1926 г.(движение частиц в микромире), уравнение движения атомов, электронов;1939 г. модель атома, нейтроны открыты, потом атомные бомбы(1945 г. Хиросима и Нагасаки), Лебедев, Планк, Томпсон, Герц.

2 этап – атомная энергия – разработка оружия, водородные бомбы,появление ЭВМ, молекулярная генетика(раскрыли структуру ДНК-1953 г. – США) и биология, макрохимия, наука о космосе. 1954 г. – первые лазеры(СССР), кибернетика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: