ЗАДАНИЕ № 1
ТЕМА: Слово как единица лексической системы.
Признаки слова. Функции слова.
1. Изучите литературу, указанную к теме и подготовьте ответы на вопросы:
- Почему слово называют основной единицей языка?
- Как можно определить слово с точки зрения фонетики, морфологии, синтаксиса?
- Какие признаки слова являются важнейшими для его определения как единицы лексической системы?
- Какая функция слова является основной?
- Какие слова не обладают номинативной функцией?
2. Какую роль в тексте выполняют выделенные слова? Что можно сказать о степени абстракции их лексического значения? Соотнесите их словарное и текстовое значение и определите те компоненты смысла, которыми обогащается в процессе употребления семантический потенциал данных слов.
1. «Своеобразность Блока определять его обычными словами. Сказать, что он умён, также неверно, как вопиющеневерно сказать, что он был глуп. Но эрудит- он очень любил книгу и был очень серьёзно образован. Не метафизик, не философ-он очень любил историю, умел её изучать, иногда предавался ей со страстью. Но, повторяю, всё в нем было своеобразно, угловато,- и неожиданно. Вопросы стояли тогда особенно остро. Был ли он вне их? Конечно его считали аполитичным и – готовы были всё простить ему «за поэзию».Но он, находясь вне многих интеллигентских группировок, имел, однако, свои собственные мнения. Неопределённые в общем, резкие в частностях (З.Гиппиус. «Мой лунный друг»).
2. «К Бальмонту у нас особое чувство. Бальмонт был наш поэт, поэт нашего поколения. Он наша эпоха. К нему перешли мы после классиков, со школьной скамьи.Он удивил и восхитил нас своим «перезвоном хрустальных созвучий», которые влились в душу с первым весенним счастьем.
Теперь некоторым начинает казаться, что не так уж велик был вклад бальмонтовского дара в русскую литературу. Но так всегда и бывает. Когда рассеется угар влюблённости, человек с удивлением спрашивает себя: «Ну чего я так бесновался?» А Россия была именно влюблена в Бальмонта. Все -от светских салонов до глухого городка где-нибудь в Могилёвской губернии, знали Бальмонта. Его читали, декламировали и пели с эстрады. Кавалеры нашёптывали его слова своим дамам, гимназистки переписывали в тетради:
Литература:
1. Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика.М.,1977, с.49-54.
2. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология.М.,1990с.9-16.
3. Шанский Н.М.,Иванов В.В. Современный русский язык. Ч.1 Лексика.Фразеология.-М.,1987,с.11-14.
4. Шанский Н.М. Лексикология современного русскогоязыка.М.,1972,с.- 9-32.
ЗАДАНИЕ № 2
Тема: Лексическое значение слова. Структура лексического значения. Семный состав лексического значения. Лексическое значение слова в речи.
1. Составьте краткое устное сообщение по теме, использовав предполагаемую учебную литературу.
Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексикология.М.,1983, с.54-65;
Фомина М.И. Современный русский язык.Лексикология. М.,1983, с. 22-26 (по изд. 1978 г.-с.22-25, по изд. 1990 г. –с. 26-31).
Шанский Н.М. и др. Современный русский литературный язык. Л.,1981,с.9-11.
Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка.М.,1982,с.33-45.
НовиковЛ.А. Семантика русского языка. М.,1982.
2. Определите (с опорой на толкование значений слов в МАС)семный состав лексических значений приведённых слов. Какие семы в каждой группе являются интегральными, а какие дифференцированными?
Воспоминания, мемуары, записки, писать, строчить, катать,черкать, царапать; биорафия,жизнеописание; брести, плестись,тащиться, ползти.
3. Выпишите из толкового словаря 4 слова, в структуре значения которых содержится коннотативный компонент (эмоциональные и оценочные компоненты значения).
4. Проанализируйте значения выделенных слов. Какие значения выделенных слов здесь реализуются? Какими дополнительными семантическими компонентами они осложняются в тексте?
1. «Спал я на террассе. Набитое звёздами, громадное- всюду -небо вытянуло меня наружу и поместило в пространстве. Оно было таким же, как в детстве, когда я спал в яблоневом сухотинском саду или под стогом в ночном, во всю сферу, не приглашенное никаким светом с земли, оно переливалось, мерцало, ворошилось, мигало,пульсировало, ЖИЛО, и лишь МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ оставался недвижим» (Ю. Нагибин).
2. «Солнце било прямо в глаза, немного пригревало и РАДОВАЛО. На передовой его не жаловали и ясную погоду недолюбливали- из-за самолётов.При пасмурном, облачном небе было спокойней». (В.Кондратьев).
3. «–Хороший вы человек,- ответил Башилов.- Вы могли бы быть ХУДОЖНИКОМ, дорогой майор.
- Я топограф,- ответил КузьминЮ- а топографы по натуре – те же ХУДОЖНИКИ.
- Почему?
- Бродяги,- неопределённо ответил Кузьмин».
4. «Как почти все профессионалы, Иннокентьев РЕПЕТИЦИИ любил больше, чем спектакли с их аплодисментами и раздражающим шуршанием газетной фольги, с торопливо убегающей, не дожидаясь последней реплики … публикой. РЕПЕТИЦИЯ - это и есть театр, его истинная, открытая только посвящённым жизнь, искания, промахи, истерики и счастливые редкие обретения».(Ю.Эдпис).
5. «ПАРИЖ.ПАРИЖ. Есть в этом слове что-то шелковое, нарядное, что-то праздное, для танца созданнон, что-то блестящее, шумящее, похожее на шампанское; всё там красиво, весело и немного пьяно, какое-то кружево намотано; какая-то юбка шуршит при каждом шаге; что-то звенит в ушах и мелькает в глазах при этом имени» (Н. Берберова).
6. «Вершины искусства, часто чуждые нам, преобразились в творениях японцев.
И мы ВСЁ-ТАКИ далеки от этой волшебной ткани- жизни.
Говорю «ВСЁ-ТАКИ », - в нём и печаль об античном, и горе его сознания; в нём подавленность громадами наших музеев, и гордость нашими исканиями, и ужас закоптелых заслонок нашей жизни.» (Н. К. Рерих».