ВОЛГОГРАДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МВД РОССИИ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
ГЕРМАНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Л Е К Ц И Я
(1час)
По истории права и государства
России и
Зарубежных стран
Волгоград 1999
Тема: " Германия в новое время".
План:
1. Падение "Священной Римской империи германской нации". Формы объединения Германского государства.
Первые немецкие конституции. Конституция Пруссии 1850 года.
Создание Германской империи. Имперская конституция 1871 года.
Изменения в политическом режиме Германской империи.
1. Падение "Священной Римской империи германской нации". Формы объединения Германского государства.
"Священная Римская империя германской нации", существующая более 800 лет, распалась в результате победоносных наполеоновских войн. Под давлением Франции из ряда западногерманских государств в 1805 г была создана Германская конфедерация, а затем Рейнский союз (39 государств).
Правовой основой этого объединения явился Рейнский.союзный акт, в котором одну сторону представлял протектор союза "император французов" Наполеон, а другую - немецкие князья. Протектор обеспечивал безопасность Рейнского союза, ему было поручено ведение внешних дел, право объявления войны и мира от имени союза, высшее руководство военными силами. Таким образом, обладая чертами конфедерации, Рейнский союз, по существу, стал французским протекторатом. В 1806 году было объявлено о прекращении существования "Священной римской империи германской нации". Император Франц II Габсбург отказался от германской короны. Австрия была отторгнута от других государств Западной Германии. Едва не прекратило свое существование и Прусское королевство. Королевский престол спасло лишь заступничество русского императора Александра I. Пруссия вновь стала второразрядной ненецкой державой: на ее территории было размещено 150 тыс. французских солдат, она должна была выплатить Франции 120-миллионную контрибуцию.
В 1815 г., после разгрома наполеоновских войск, Пруссия, Австрия, Россия и Англия стали устроителями Венского конгресса держав - победительниц. Решение главных задач конгресса: восстановление прежних режимов, противодействие революциям и новым войнам - требовало создания военно-политического равновесия в Европе, а для его обеспечения - новых форм государственного устройства Германии.
Союзный акт 1815 г стал основой для создания нового немецкого государственного объединения - Германского союза, представлявшего собой крайне расплывчатую конфедерацию, в которой отсутствовали центральные органы власти и управления. Союзный сейм состоял из чиновников, назначаемых представителями отдельных германских государств, не имеющих самостоятельных полномочий, призванных действовать только с согласия своих правительств. В 1815 г Германский союз включал 41 государство, а в 1866 г (ко времени роспуска) - 35 государств, традиционно для Германии отличающихся исключительной пестротой государственных форм. в союз входили: одна империя (Австрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), герцогства и княжества, а также четыре города - республики. Как и в прежние времена, это германское объединение имело в своем составе территории, находившиеся под иностранным суверенитетом - короля Англии (до 1837 г.), великого герцога Люксембургского. Бесспорный военно-экономический перевес Австрии и Пруссии давалим явный политический приоритет перед другими членами союза, хотя формально внем провозглашалось равенство всех участников. В то же время ряд земель Австрийской империи (Венгрия, Словения, Далмация, Истрия, и др.) и Прусского королевства (Восточная и Западная Пруссия, Познань) полностью исключались из союзной юрисдикции. Это обстоятельство лишний раз подтверждало особое положение в союзе Австрии и Пруссии.
Первые немецкие конституции. Конституция Пруссии 1850 года.
Во время антинаполеоновских освободительных войн некоторые немецкие князья обещали дать своим народам конституции. В период с 1814 г по 1820 г были приняты октроированные (дарованные правителями) конституции Вюртемберга, Ганновера, Баварии и еще девяти государств. Последующие конституции других государств, например Саксонии, были приняты под влиянием июльской революции 1830 г. во Франции, в ходе народных волнений 30-х гг. в самой Германии.
Большинство конституций мало затронуло абсолютистские порядки, наследственную монархическую власть. Система высших органов власти и управления строиласьв них по такому образцу: монарх - глава государства, обладающий законодательной (совместно с ландтагом) и исполнительной властью; законодательный исполнительный орган - одно-двухпалатный ландтаг, созданный на основе недемократических избирательных законов. Исполнительная власть осуществляласьназначаемым монархом минист-ром-президентом или канцлером. Конституции формально закрепляли и некоторые права поданных немецких монархов: равенство перед законом, независимость судей, свободу совести и др. Были проведены также во многих государствах и реформы в области поземельных отношений, отмена личная зависимость крестьянина. Ряд реформ (отмена крепостного права в* 1807-1810 гг., военная реформа 1813-1815 гг., реформа государственного управления 1806-1808 гг.) был проведен и в Пруссии, но конституции в Пруссии и в Австрии были приняты только под воздействием революции 1848-1849 гг.
Революционное движение середины XIX в. началось во Франции, но политический кризис давно назрел и в Германии. Его главной внутренней пружиной стал вопрос об объединении Германии, устранении вмешательства князей, правящих феодальных сил в хозяйственную жизнь немецких государств, открывающее путь дальнейшему.развитию капиталистических отношений. Усугубляла кризис и незатухающая австро-прусская конкуренция за первенство в Германии. Создав и возглавив сначала Германский таможенный союз (1834 г.), а затем Налоговый союз (для объединения налоговой политики), Пруссия постепенно становилась самой мощной немецкой державой, все более вытеснявшей Австрию сначала экономически, из Германского союза. В итоге сложились два пути более тесного немецкого объединения: "малогерманский" во, главе с быстро набирающей силу Пруссией и "великогерманский" во главе с Австрией - прежним немецким лидером.
Созданное в ходе революции Национальное собрание в марте 1849 г. приняло по тем временам самую демократическую конституцию в ненецкой истории. Провозглашая новую Германскую империю (1), она исключительно четко регулировала отношения между имперской властью и землями, передав в ведениеимперии военное дело, внешнюю политику, транспорт и связь и в то же время предоставив значительную самостоятельность каждому государству империи. Главным же достоинством конституции явилось учреждение двухпалатного рейхстага, в котором "палата народа" должна была избираться на основе всеобщего, равного и тайного избирательного права. Конституция специально оговорила уничтожение сословий, "основные права немецкого народа" (ф 130-189); неприкосновенность личности, равенство всех перед законом, свободу слова, совести, собраний, союзов и пр. Однако Конституция не вступила в силу, так как само Национальное собрание было разогнано прусскими войсками.
После подавления революционного движения прусское дворянство приняло в конце января 1850 г. первую в истории Пруссии конституцию. Это была одна из самых реакционных конституций, не случайно она стала впоследствии образцом для абсолютистской конституции Японии 1889.г. Конституция, состояла из титулов (глав): "О короле", "О министрах", "О палатах" и т.д. Под влиянием революции в нее была включена и глава "О правах пруссаков", которая не без особого замысла предшествовала главе "О короле". Здесь было немало демократических установлении: равенство всех пруссаков перед законом (ст.4), неприкосновенность личности (ст.5), жилища (ст.6), свобода совести, науки и преподавания (ст. 12-14, 20-25), отказ от цензуры и ограничений свободы прессы (ст. 27.), право на собрания и образования обществ (ст. 29,30), тайна переписки (ст. 33). однако ни одно из этих демократических положений не содержало гарантий их осуществления. В конституции содержались лишь ссылки на издание будущих специальных законов для реализации этих прав и свобод, которые так и не были изданы.
Глава государства, прусский король обладал обширнейшей компетенцией. Ему принадлежало право законодательной власти (совместно с ландтагом, ст.62), единоличное право высшей исполнительной власти, назначения и отзыва министров (ст.45), верховное командование армией, право объявления войны и заключения мира (ст.46-48). Король назначал членов верхней палаты ландтага (ст.65-68), созывал и закрывал его сессии (ст.51,52). Судебная власть также осуществлялась от имени короля судами, которые назначалисьим на пожизненный срок (ст.86,87).
Ландтаг состоялиз двух палат: Палаты господ и Палаты депутатов. Палата господ формировалась королем, для выборов в Палату депутатов население делилось на три избирательные курии соответственно сумме уплачиваемых ею налогов. Каждая из трех групп избирала треть состава нижней палаты ландтага, и поэтому считалась равной другим в своих правах на представительство. Однако эти группы избирателей резко различались по численному составу, и фактически один голос избирателей I курии приравнивался в разные годы к пяти, десяти, а то и к восемнадцати голосам избирателей III курии. Таким образом, Конституция," подаренная королем" народу Пруссии, фактически утверждала прежние сословно-феодальные, абсолютистские порядки.
Укреплениютаких порядков служил и принятый в 1851 г. так называемый Закон об осадном положении, призванный закрепить за королем и правящими кругами право вводить чрезвычайный режим, если внутри или внешнеполитическая обстановка создавала угрозу этим порядкам. Главная черта фактической конституции этого королевства - бесконтрольность центральной власти с постоянной опорой ее на армию, присягавшую только королю, а не конституции, - нашла в нем конкретное воплощение. В случае вступления в силу Закона об осадном положении вся власть переходила от гражданских органов к военным.